Что такое милда в Риге

Что такое милда в Риге

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Несколько дней назад попался мне в топе блогов пост, возмутивший до глубины души. Хотя вроде бы, по моему характеру и отношению к миру, должен был вызвать некие ехидно-циничные чувства. Или, на худой конец, приступ черного юмора.
Если верить тому сообщению, то в одной из евросоюзовских столиц, а именно — в Риге, возникли серьезные проблемы. У туристов из других евросоюзовских стран (упоминались Великобритания и Ирландия) появилась не очень приятная традиция: обоссывать Милду, находящуюся в центре города. Сие грубое слово употреблено, так как никакое другое в данном случае не подходит.

Его не заменишь, например, на «справлять малую нужду». Потому как никакой нужды в этом нет: просто спор такой, пари на деньги, которое заключает целая туристическая группа. Человек пятнадцать, мол, уже удалось задержать и оштрафовать. Однако утверждается, что число желающих поддерживать эту новоявленную традицию из числа цивилизованных европейцев только растет.

Рига. «Тайны городов». Милда(Памятник свободы) и Бастионная горка


Что касается комментариев к посту, они делились, по большому счету, на две категории: «Что такое Милда?», — спрашивали одни. «Что ж, пусть латыши теперь повдыхают воздух свободы а-ля «цивилизованная Европа», пропахший мочой. За что боролись, на то и напоролись», писали другие.

Мне невозможно присоединиться ни к одной из категорий вопрошающих. Во-первых, я знаю, кто такая Милда, очень давно уже знаю, лет, наверное, с девяти. Есть в Риге свой памятник Свободе. Суровая женщина держит над головой три (кажется) звезды. Вот тетя Велта и объяснила мне как-то давным-давно, что эту суровую женщину сами латыши зовут Милда.

А вот мне так говорить не надо, потому как могут обидеться. Ну, не говорить, так не говорить. Хотя что, собственно, обидного в этом, было непонятно. В конце концов, гораздо естественнее, что Милда, а не Маша или какая-нибудь Гретхен.

А еще рассказывали, что не то в 1940, не то в 1945 Милду вроде бы хотели снести, как идеологически несоответствующую. Но за нее вступилась Вера Мухина (та, что «Рабочий и колхозница»), и памятник не тронули. Только соскребли с пьедестала свастику, которая была там изображена как один из государственных символов Латвии в 30-е годы.

Все это было довольно интересно, но поначалу не так уж. Пока, в конце 80-х не началась атмода. Так вот едешь вечером по тогда еще улице Ленина, а не Бривибас на троллейбусе от вокзала, возвращаешься домой с моря. Конец августа, темнеет уже пораньше, да и время позднее.

И вот сквозь сгущающийся мрак и троллейбусное стекло – проступает толпа у Милды, точечки свечей, и, кажется, даже душный и тревожный запах стеарина и цветов многочисленных венков и букетов. Нет, конечно, никакого запаха на самом деле почувствовать было невозможно. А вот ненависть, ее уже дыхание или пока только еще предчувствие, очень даже чувствовались.

Кто такая Милда? Скрытый смысл памятника Свободы

И становилось как-то не по себе, а если совсем уж честно, становилось страшно. И, признАюсь, интересно. Что там отмечают эти люди: очередную годовщину пакта Риббентропа – Молотова? Есть ли у них, этих людей, своя правда? И какая это правда?

От этих вопросов тоже было нехорошо, ведь в отрочестве так хочется ясности. Вот у тети Велты тогда ясность была: ее родители-коммунисты еще при Ульманисе сидели по тюрьмам, в нее и ее товарищей-пионеров в 40-ом кидали камни, а с 1945 по 1947 в их родном Курземе почти каждый день бандиты убивали людей. После 47-го, как она говорила, стало гораздо легче. Тетя Велта никак не желала признавать, что убивали не бандиты, а партизаны, боровшиеся с советской оккупацией. Не желала она слышать и про «оккупацию 1940 года». Между тем, многие наши тамошние русские родственники были куда как менее категоричны…

Теперь «во-вторых». Возвращаясь к комментариям о новой евросоюзовской (или пока все же только англо-ирландской?) традиции по отношению к Милде, почему же не хочу (не могу) присоединиться к тем, злорадствующим по поводу «за что боролись»?. Ведь со времен далеких 80-х много что изменилось.

По крайней мере, я точно знаю, что та правда людей у Милды, не только чужда мне, но и по законам нынешнего времени – абсолютна враждебна. К тому же если тогда ей придавал в моих глазах некоторое благородство, что ли, ореол гонимости и словесный камуфляж, то теперь, в Латвии, она – в победительницах, гонима другая (моя!) правда. А всякий камуфляж отброшен – сегодня, 16 марта, бывшие эсесовские легионеры и молодые неонацисты в очередной раз прошли маршем и возложили цветы Милде.

Радоваться бы ее, нынешней Милды, осквернению, — да не могу. Как бы то ни было, Рига – это и мой город (как я иногда высокопарно выражаюсь город моей души, моего пробуждения), Милда – она и моя тоже. А после того, как дважды (один раз даже под этим своим неофициальным именем) попала в мои стихи – тем более. Значит, эти чужаки, даже не по пьяни, а просто по презрению своему, — оскверняют мой город, мою душу, мои стихи.

О, можно долго рассуждать, что если свобода пахнет мочой – это куда как лучше, нежели порохом, кровью и ненавистью. Не буду. Каждому – свое. «Тевземей ун бривибай», — написано на памятнике. «Отечеству и Свободе». Нынешним Отечеству и Свободе – цветы восьмидесятилетних эсесовцев, гордящихся своими военными «подвигами», и моча цветущего возраста англичан, тоже, наверное, подвигами своими и выигранными пари гордящихся. Каково Отечество, такова и Свобода.

Купить тренажер эллиптический в интернет магазине. Купить эллиптический тренажер.

Источник

Памятник Свободы в Риге

Рига, памятник Свободы

Памятник Свободы был установлен в Риге в 1935 году в память павшим борцам за независимость Латвии. Автор памятника — архитектор Карлис Зале. Памятник Свободы расположен в пешеходной зоне на бульваре Бривибас (что в переводе означает «бульвар Свободы»). Он был построен на собранные народом деньги и рижане часто называют его Милда.

Памятник Свободы представляет собой стелу высотой 42 метра, на конце которой установлена скульптура Свобода высотой девять метров. Статуя изображает молодую женщину, в руках которой три звезды, символы трех регионов Латвии — Курземе, Видземе и Латгале.

У основания памятника установлены статуи, изображающие четыре добродетели: работу и духовную жизнь, семью и защиту отечества. Здесь же мы видим изображения национальных героев Латвии, начиная от легендарного героя народных латышских сказок богатыря Лачплесиса до Латышских красных стрелков. На памятник нанесен лозунг «За Родину и свободу!»

Сейчас рядом с монументом всегда можно видеть живые цветы, а с 9 утра и до 8 часов вечера около стелы дежурит почетный караул.

Интересные факты

  • В советское время стелу хотели снести, но благодаря известному скульптору Вере Мухиной, автору памятника «Рабочий и колхозница» памятник был сохранен. И поэтому можно считать, что у стелы два родителя — Карлис Зале и спаситель памятника Вера Мухина, которая родилась в Риге
  • Рижане относятся к статуе неоднозначно. Некоторые из них верят слухам, что натурщицей скульптуры была портовая девица. Другие в шутку и любя, из-за звезд называют Милду женой старшего лейтенанта
  • Несколько лет назад авиакомпания British Airways раздала своим пассажирам путеводитель по Риге, в которой по ошибке авторов, была напечатана фраза, что Милда — это Россия, которая держит в руках три звезды, символы трех прибалтийских республик — Латвии, Литвы и Эстонии.

Памятник Свободы в Риге символизирует стремление латышского народа к свободе и независимости.

Источник

Памятник Свободы в Риге

Памятник Свободы в Риге — символ свободы и независимости Латвии, в память о тех, кто отдал жизнь за свою страну во время гражданской войны, находится в центре столицы, на бульваре Свободы. Он представляет собой стелу высотой 42 метра, на конце которой установлена скульптура Свобода высотой девять метров.

Статуя изображает молодую женщину, в руках которой сверкают три звезды по числу культурно-исторических регионов государства – Курземе, Видземе и Латгале. На обелиске высечена надпись «Отчизне и свободе». В скульптурах и лепке памятника высечена история Латвии. Подножие памятника украшают барельефы — Свобода, Мать Латвия, Лачплесис, Разрывающие цепи, Вайделотис, Труд, Стражи отечества, Праздник песни и др.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Памятник Свободы был воздвигнут по решению местных властей в 1935 году, заменив стоявший здесь до этого времени памятник Петру I. Идея монумента принадлежит выдающемуся латышскому скульптору Карлису Зале (1888–1942), который является также автором мемориального ансамбля Братского кладбища. Его замысел воплотил архитектор Эрнест Шталбергс (1883–1958), памятник был воздвигнут за четыре года.

Монумент имеет многоуровневую композицию, где на каждом ярусе расположены барельефы, рассказывающие о важнейших вехах в истории страны и духовных ценностях латышского народа. 56 скульптур сгруппированы в 13 групп, которые размещены на четырех ярусах.

Первый ярус раскрывает тему трудолюбия латышского народа, его духовности и стремления к независимости. На первом плане – скульптурные группы «Латышские стрелки» и «Латыши – поющий народ», четыре барельефа – «Труд», «Стражи отечества», «Семья» и «Духовность» – посвящены главным ценностям латышского народа, еще две скульптурные группы – революции 1905 года и освободительным боям.

Скульптурные группы на средних ярусах монумента символизируют народные идеалы и стремление к свободе. Это образ Матери Латвии, фигура «Разрывающий оковы», мифологический герой Лачплесис и балтийский языческий жрец Вайделотис.

В советское время возлагать цветы к памятнику Свободы в Риге и собираться возле него было запрещено. Около памятника была сделана конечная остановка троллейбуса. Также памятник использовался, как место старта велосипедных соревнований. У подножья памятника проходили первые мероприятия, проводимые группой Helsinki 86 в годы Атмоды.

В 1990 году улица вокруг памятника была перекрыта для движения. В 2000 году начались работы по восстановлению памятника. Во время реставрации Свободу и ее звезды очистили, отреставрировали и заново покрыли позолотой. Восстановили также основание памятника, обелиски, ступени и внутреннюю часть. Использованный камень памятника очистили и восстановили швы.

Также было укреплено основание памятника. Несколько лет спустя обнаружилось, что из-за неправильно выбранной техники реставрации, начала портиться позолота звезд. Звезды восстановили весной 2006 года во время реставрационных работ. Однако реставрацию торопили, в результате реставраторы сообщили, что не могут гарантировать качество своей работы.

11 ноября 1992 года у памятника Свободы был восстановлен почетный караул.

Источник

Что находится за закрытыми дверями Милды?

Огромный ключ, словно из сказки. Вместо брелока — лента, красно-бело-красная. Это ключ, открывающий двери одного из самых важных символов нашей страны – памятника Свободы.

«Это копия. Оригинальный ключ потерялся, уже давным-давно», — толкая тяжелую дверь, рассказывает Марите, представитель Рижского агентства памятников. Она включает свет и перед журналистами портала Info.riga.lv — светлое помещение, посередине — белый, каменный стол. На нем — огромная книга с тремя звездами — такими же, какие держит статуя.

Фото: Нора Кревнева

Фото: Нора Кревнева

В 2011 году, 17 ноября состоялось торжественное открытие Комнаты почета внутри памятника свободы. Установили стол для книги – в ней могут расписаться, оставить своим пожелания все, кто заходит внутрь памятника. «Это не туристический объект, но если люди очень хотят, мы пускаем. Для этого нужно написать заявление с мотивацией, в каком составе, откуда, зачем.

Если ответ положительный, то я провожу экскурсию», — рассказывает Марите. В прошлом году внутри памятника с мая по ноябрь побывали 1049 человек. «Были три двенадцатых класса на последнем звонке. Они заявили, что хотят расписаться в книге и дать обещание, что даже если кто-то уедет, то они обязательно вернутся в Латвию», — говорит Марите.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...