30АС-002, 30АС-003, 130АС-002, 130АС-003 Союз, Эстония, Audes
В советские времена АС выпускались в Эстонии Таллинский завод Пунане-РЭТ.После развала СССР, Прибалтийская компания AUDES, ещё долгое время выпускала акустику, построенную на этих динамиках. В Россие же, в 90-е годы производились подобные Колонки под названием Союз 130АС-002 и Союз 100АС-003 в Брянске.Эти системы пришли на смену известной модели 35АС-021, в низкочастотном звене которой использовалась динамическая головка с плоской диафрагмой сотовой конструкции. Обе АС имеют гладкую частотную характеристику и широкую диаграмму направленности. Это достигнуто оптимизированной конструкцией СЧ (20ГДС-2-8, модель 3.843.003) и ВЧ (10ГДВ-1-8, модель 3.843.002) головок, использованием плоской передней панели (без отражающих выступов) и соответствующим выбором схем разделительных фильтров.Новые АС различаются НЧ головками и схемами фильтров. В Эстонии 130АС-002 установлена НЧ головка 75ГДН-1-8 с плоской диафрагмой сотовой конструкции, аналогичная применявшейся в 35АС-021, а в «Эстонии 130АС-00З» – 75ГДН-2-8 конусной конструкции с оригинальной магнитной системой, с дополнительным кольцевым магнитом обратной полярности как с резиновым (модель 130АС-003) и пенополиуретановым подвесом (модель 130АС-003-1)
Estonia 30ас-003 , лучшая из Эстоний?
Параметры АС практически одинаковы, несколько отличаются лишь значения предельной шумовой мощности 75 Вт у 1З0АС-002 и 60 — у 130АС-003 и уровни характеристической чувствительности (соответственно 87 и 86 дБ).
Корпус АС выполнен из ДСП, а передняя панель из фанеры. Внутренний объем АС около 40 л. Внешне корпус оклеен шпоном. Внутри корпуса расположен звукопоглощающий материал. Динамики расположены симметрично вертикальной оси и посажены заподлицо передней панели. Внизу слева находится выход фазоинвертора, а справа от него – шильдик с названием АС.
Имеются два регулятора уровня воспроизведения, расположенные на задней стенке раздельно для средних и высоких частот, в диапазонах от 1000 до 5000 Гц и от 5000 до 25000 Гц. С помощью регуляторов изменяют тембровую окраску звучания. Внутри корпуса по центру от передней и задней панели установлена распорка, так же дополнительно по стыкам панелей приклеены уголки из ДСП.Внутри корпуса, на задней стенке за НЧ динамиком расположены фильтр. В фильтре применены катушки индуктивности на воздушных сердечниках, неполярные полипропиленовые конденсаторы и керамические резисторы.
Фильтр СОЮЗ 130АС-002
Фильтр Эстонии 130АС-003
Схема фильтра Союз 130АС-002
Схема фильтра Эстонии 130АС-002, 130АС-003
Схема фильтра Эстонии 30АС-003, 130АС-003
Катушечный магнитофон Олимп-004-стерео
Олимп-004-стерео выпускался на Кировском ПО им. Лепсе и относился к нулевому классу техники. Наивысшее в советской иерархии качество модели не вызывало никаких нареканий – лентопротяжный механизм с прямым приводом вала, электронное управление режимами, система автоматической стабилизации натяжения ленты и электронный контроль скорости вращения, встроенный автостоп – все, как в «лучших ломах».
Саунд у аппарата был роскошным – плотным, фактурным и детальным, так что этого мастодонта весом в 28 кг многие хотели заполучить к себе домой. Жаль лишь, что скорость движения ленты у бытовых аппаратов составляла 19 и 9,5 см/сек (а вот профессиональная версия устройства уже могла работать на 19 и 38 см/с). АЧХ у катушечника лежала в пределах от 31 до 16 000 Гц.
Акустические системы АСДС-201 «Диностатик»
Созданные в ВНИИРПА им. А.С. Попова колонки поражают и сегодня: модель щеголяет использованием как динамических, так и электростатических излучателей (отсюда и название – диностатические АС). Басовые головки (на базе 25ГДН-3) работали в оформлении «закрытый ящик», так что бас получился сухим и точным, кроме того, громкоговорители можно было располагать вблизи от стен.
Как и упоминалось, на СЧ/ВЧ трудится электростатический модуль – закрепленный в жесткой раме. Конструкторам удалось обеспечить хорошую сшивку столь разных излучателей, звук у АСДС-201 «Диностатик» был весьма интересным – при условии, конечно, подведения к ним значительной мощности.
Акустические системы Электроника 150 АС-001
Эти колонки сошли со сборочной линии в конце восьмидесятых годов ХХ века – их выпускал опять ВНИИРПА им. А.С. Попова. Как и в случае с АСДС-201 «Диностатик», конструкция оказалась весьма любопытной: вместо традиционной динамической головки на ВЧ был применен излучатель Хейла, а басовый блок с солидным 300 мм вуфером оказался усилен пассивным излучателем.
Четкий, точный и прекрасно артикулированный бас модели буквально хватал звезды с неба и вызывал настоящий «шок и трепет». Кроме честной АЧХ от 40 до 20 000 Гц колонки имели и неплохую чувствительность (91 дБ) и допускали подведение аж 150 Вт мощности. К сожалению, вышла лишь небольшая партия этих шикарных спикеров, так что, на сегодня они уже стали коллекционной редкостью.
Акустические системы 100АС-002-1 «Кливер»
Высокоточные колонки 100АС-002-1 «Кливер» производились на заводе «Красный Луч» – модель была оформлена по закрытому принципу, демонстрировала АЧХ от 40 до 25 000 Гц и могла развивать до 107 дБ звукового давления. Платой за это стала низкая чувствительность (85,5 дБ), так что, к АС требовался мощный усилитель (пиковая подводимая мощность достигала 150 Вт, из интересных особенностей стоит отметить светодиодный индикатор уровня, позволяющий контролировать перегрузку спикеров).
Качественные драйверы, сверхжесткий корпус с распорками, заполненный стекловолокном, специальные экраны и хитрая установка головок – все это обеспечило бархатное и очень натуральное звучание.
Электрофон Корвет ЭФ-248-стерео
Корвет ЭФ-248-стерео впервые был выпущен на Кировском заводе «Ладога» в 1986 году, а в 1988 году система пережила апгрейд и получила картридж с алмазной иглой ГЗМ-105Д (АЧХ проигрывателя расширилась до полосы 20 – 25 000 Гц). Достойные ТТХ (детонация 0,18%, соотношение «сигнал/шум» 65 дБ, выходная мощность 2 х 10 Вт) гарантировали уверенное звучание – ну а внешний вид комплекса стал настоящей притчей во языцех.
Вертикально ориентированная вертушка с прямым приводом, тангенциальный тонарм со стабилизатором прижимной силы и системой перераспределения статического заряда для очистки пластинки от пыли – технологий тут хватало. Вишенка на торте – подсветка, которая позволяла легко находить нужные треки на диске.
Источник: basis-tp.ru
Форумы сайта «Отечественная радиотехника ХХ века»
abv9999
Если динамик тот же, то 400.
http://www.audes.ee/index.php?id=1287
Резонанс слабо выражен, кстати
shatun61
Есть доки от 30АС-003. Надо?
Denniz писал(а): abv9999
Если динамик тот же, то 400.
http://www.audes.ee/index.php?id=1287
Резонанс слабо выражен, кстати
А вот интересно вижу три варианта НЧ динов. какой из них более басовитый и как интереснее в плане звука ?
кстати у них корпуса отличаются от союзовских?
wega30 писал(а): вижу три варианта НЧ динов. какой из них более басовитый и как интереснее в плане звука ?
Насчёт басовитости сказать трудно: слушал в разных условиях, а по звуку мне более поздние бумажные больше нравятся.
Для этого диаметра даже хорошее ) Я имел в виду, что жесть это использовать такой СЧ. Его ведь резать надо по хорошему на 800 Гц, а лучше еще выше. То есть вся каша на ФЧХ и возможно, на АЧХ прямо посреди голосового диапазона.
Я сторонник подхода, что если делать трехполоску, то СЧ должен хорошо играть где-то от 250 до 5000 Гц, не уже. А если нет — то уж лучше двухполоска.
Для этого диаметра даже хорошее ) Я имел в виду, что жесть это использовать такой СЧ. Его ведь резать надо по хорошему на 800 Гц, а лучше еще выше. То есть вся каша на ФЧХ и возможно, на АЧХ прямо посреди голосового диапазона.
Я сторонник подхода, что если делать трехполоску, то СЧ должен хорошо играть где-то от 250 до 5000 Гц, не уже. А если нет — то уж лучше двухполоска.
wega30
1. Я слушал Эстонии с такими СЧ.
2. То что услышал, только подтверждает мои мысли.
3. Резонансная частота динамика не относится к тем ТХ, которые «на заборе пишут». Она характеризует не звук «сам по себе», а то, как этот динамик можно использовать. «Это важно» (с) Phlanger.
В массовой зарубежной акустике на СЧ ставили что-то вроде
http://www.visaton.com/en/chassis_zubeh . 130_8.html
а то и типа
http://www.visaton.com/en/chassis_zubeh . m10_8.html
Вот это действительно жесть: добротность на резонансе сами видите какая и частоту раздела делают не ниже 1,5 кГц и при фильтрах первого порядка его всё равно часто слышно. Многие однако такими очень довольны.
А купольные СЧ успешно используют в весьма качественных АС и есть большие ценители их достоинств.
Это уже от настройки зависит. Да, на таких частотах раздела она очень сложна, но не невозможна. Зато разрешение, микродинамика, проработка деталей, звуковые образы, диаграма направленности такие, что подавляющему большинству диффузорных динамиков может только сниться.
Наверное 35АС-021. Там согласование действительно оставляет желать лучшего, но по совокупности характеристик всё равно, на мой вкус они очень хороши. Даже в сравнении с гораздо более дорогими АС.
abv9999 писал(а): Я сторонник подхода, что если делать трехполоску, то СЧ должен хорошо играть где-то от 250 до 5000 Гц, не уже.
Да, это почти классика трёхполоски и при таких частотах раздела
настраивать её намного легче, но это тоже компромисс, как и практически все решения в акустике .
Denniz
На мои уши, идеальный динамик это тот, который вообще не надо фильтровать. Так как любые элементы фильтров ухудшают звучание. Да, и первый порядок люблю, когда головки подходящие. И конечно, за счет усложнения фильтров можно «натянуть» ФЧХ чуть ли не в линеечку, но когда послушаешь, КАК оказывается, может звучать тот-же динамик, если отключить фильтр, сразу хочется выкинуть все эти нагромождения )))
А Эстонии. Я отдаю отчет, что из той комплектухи, что имелась в распоряжении, и из всех технологических и бюджетных ограничений, получить такой звук — это конструкторский подвиг.
Но лично я вложил бы силы в создание легкой детальной широкополосной диффузорной середины из бумаги. Дюймов этак пяти. )
А вот я убедился, что фильтр с одним-единственным конденсатором там, где он не подходит, портит звук несравненно больше, чем любое количество нужных в этой ситуации элементов.
abv9999 писал(а): но когда послушаешь, КАК оказывается, может звучать тот-же динамик, если отключить фильтр, сразу хочется выкинуть все эти нагромождения
У меня другой опыт: при включении АС с пробным вариантом нового фильтра вместо конденсатора владелец потащил меня на кухню со словами: «Давай так и оставим».
Это всё бредни-фильтр нужен и нормально сделанный ничего не портит
Конечно-если там ставить электролиты и катушки с сердечниками и проводом из китайской меди-тогда всё будет трагично
Клавдий
Они маленькие, помещаю прямо здесь:
К сожалению. Хотя, если не слушать АС громко, иногда можно попробовать. Это касается уже скорее ШП, чем СЧ.
А вот я убедился, что фильтр с одним-единственным конденсатором там, где он не подходит, портит звук несравненно больше, чем любое количество нужных в этой ситуации элементов.
abv9999 писал(а): но когда послушаешь, КАК оказывается, может звучать тот-же динамик, если отключить фильтр, сразу хочется выкинуть все эти нагромождения
У меня другой опыт: при включении АС с пробным вариантом нового фильтра вместо конденсатора владелец потащил меня на кухню со словами: «Давай так и оставим».
Да всяко бывает. У меня вот сейчас в машине тоже второй порядок на ВЧ прижился. Хотя казалось бы. Fs у головки около 500 Гц, а режу её на 3k. Хотя отдельно от системы пищалка лучше звучит с первым порядком.
Но ведь важен суммарный результат.
Любой фильтр портит. Это аксиома. Просто практическая электроакустика — это наука компромиссов. В жизни приходится сдавать пешки, чтобы выиграть игру.
Источник: rt20.getbb.ru
Radiotehnika S-30
Двухполосные акустические системы закрытого типа Radiotehnika S-30 соответствуют 3 кл. по ГОСТ 23262-78 (10АС-314 и 10АС-315 Сг3.843.047-82Е), с появлением нового ГОСТ 23262-83 они уже относились ко 2 гр. сложности (10АС-221 и 10АС-222) Акустические системы предназначены для высококачественного воспроизведения звука в составе бытовой радиоэлектронной аппаратуры. В S-30 применены динамические головки громкоговорителей прямого излучения 10ГД-34-80, 3ГД-2 и акустический фазоинвертор.
Позднее были разработаны АС Radiotehnika S-30B Сг3.843.055ТУ-86 и Radiotehnika S-30A ИЩ3.843.060ТУ-87 (ОГК завода). В них применены динамические головки громкоговорителей 25ГДН-1-8-80 (25ГДН-1-4-80 в S-30A) и 6ГДВ-1-16 (динамики те же, обозначение по ОСТ4.383.001-85).
Для работы АС необходимо подключить к усилителю, имеющему на выходе каждого канала максимальную мощность 20. 50 Вт. В АС S-30 и S-30B имеется индикация перегрузки головок громкоговорителей, срабатывающая при подаче на них сигнала с уровнем, превышающим паспортную мощность АС. Если при работе АС начинает длительно светиться индикатор ПЕРЕГРУЗКА, следует уменьшить уровень подаваемого на нее сигнала.
Основные технические характеристики:
Номинальная электрическая мощность — 10 Вт.
Паспортная электрическая мощность не менее 30 Вт.
Номинальное электрическое сопротивление S-30 — 4 Ома, S-30A- 4 Ома, S-30B — 8 Ом.
Диапазон воспроизводимых частот не уже 50. 18000 Гц.
Номинальное среднее звуковое давление в диапазоне 100. 4000 Гц для S-30 — 1.2 Па.
Характеристическая чувствительность в диапазоне 100. 8000 Гц, при мощности 1 Вт, для S-30B не менее 84 дБ.
Габаритные размеры АС: 364 — 214 — 195 мм, масса не более 6 кг.
Источник: radiohata.ru
3АС-305 (3АС-505) — акустическая система, СССР
Однополосная акустическая система 3АС-305, то же самое, что и ранее выпускавшаяся 3АС-505 (по ГОСТ 23262-78), производилась на Бердском радиозаводе (Вега) с 1979. Акустическое оформление — закрытый ящик. Эта акустическая система продавалась как отдельно, так и в комплекте с некоторыми аппаратами опять же Бердского радиозавода.
+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!
Достаточно больших размеров (для однополосной и негромкой). Корпус изготавливался из фанеры покрытой снаружи шпоном под ценные породы дерева. Передняя панель — пластмассовая несъемная рамка с натянутой акустически прозрачной тканью. Динамик располагался ровно посередине.
Задняя стенка чуть утоплена и притянута к корпусу шестью винтами. Так же на задней стенке по два отверстия — для навески АС на стену. В нижней части прорезь, через которую выходит соединительный шнур.
Этикетка или шильдик — бумажная наклейка, на ней: логотип БРЗ, название — Система акустическая, модель 3АС-305. ГОСТ 23262-83. Серийный номер — вписывался вручную. Технические характеристики: Диапазон воспроизводимых частот 100-10000 Гц. Номинальная электрическая мощность 3 Вт. Номинальное электрическое сопротивление 4 Ом.
Дата изготовления — наносилось либо от руки, либо штампом вручную. Цена 35 рублей.
В паспорте на эту АС указывается, что 3АС-305 (3АС-505) предназначена для высококачественного воспроизведения звука. уж не знаю какое может быть качество тут? Комплектовали ею обычно аппаратуру 3 и 4 класса сложности, т.е. далеко не высококачественную.
+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!
+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!
+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!
Открутив шесть винтов, снимает заднюю крышку. Внутри видим, что корпус склеен, вполне хорошо, но никаких элементов для жесткости нет. На переднюю и заднюю стенку только вклеены прямоугольники из деревянных брусков. Герметичность корпуса также далека от совершенства. Объем коробки — 13,5 л
+ Щелкните по фото, чтобы увеличить!
Как уже говорилось, в центре АС, на передней панели одна широкополосная динамическая головка — громкоговоритель 3ГД-40 (он же 5-ГДШ-2-4). Динамик также изготавливался на БРЗ — Бердском радиозаводе. К корпусу он притянут четырьмя шурупами, никаких резиновых прокладок нет. Провода от усилителя идут напрямую к динамику.
Характеристики 3АС-305 и 3АС-505 одинаковы:
Диапазон воспроизводимых частот: 100-10 000 Гц
Номинальная мощность 3 Вт
Паспортная мощность 6 Вт
Номинальное электрическое сопротивление 4 Ом
Среднее звуковое давление при номинальной мощности в диапазоне частот 200-4000Гц, не менее 0,8 Па
Габаритные размеры 420х250х190 мм
Масса нетто 4,6 кг
Акустическая система 3АС-305 (3АС-505) была сравнительно широко распространена, являлась массовым недорогим валовым продуктом. Основные ее потребители — нетребовательные к качеству, также широко применялась в госучреждениях, например в школьных классах. Уже тогда многие энтузиасты пытались переделать 3АС-305, модифицировать и кардинально улучшить.
Как правило, подобные попытки терпели провал, так как к этому вопросу подходили люди без малейших теоретических и практических знаний. Чаще всего вырезали в передней панели еще одни дырки и ставили туда дополнительные динамики — от какого-нибудь трехпрограммного приемника. Иногда вместо динамика 3ГД-40 ставили что-нибудь «более серьезное».
Один мой приятель поставил вторым динамиком 25ГДН-3-4, которые купил по случаю на барахолке. Разумеется, что такое «разделительные фильтры» он не ведал, подключил параллельно. В результате этой модернизации АС бухтела громче и тяжеловесней, чем он страшно гордился (пока не купил себе легендарные Радиотехника S-90, мечта миллионов советских меломанов).
У меня эта акустическая система пробыла недолго, в начале 80-х. Ими я пытался улучшить звук радиолы Сириус 315 Пано, но толку с этого было немного.
Михаил Дмитриенко, специально для PRETICH.ru
2015 г.
И что интересно — раньше это вполне устраивало.
Хотя вот посмотреть, колонки всяких там Микролабов, они вообще уродство какое-то. и ничего, люди берут и довольны.
Если поставить более мощный динамик, надо будет укреплять корпус. Распорки вклеивать. Демпфировать, тоже будет нормально. Только непонятно зачем этим вообще заморачиваться?
Источник: pretich.ru