Эстония ум 010 или бриг 001

Вопрос: Скажите пожалуйста, чем отличаются варианты Бригов 001, и какой из них лучше по звуку?

Ответ: Понимаю, что спрашивающие не имеют в виду клон этого усилителя под названием Барк001. речь должна идти о конструктивных доработках усилителя Бриг001, как схемных, так и внешне-фукциональных.

Выходные транзисторы КТ808 или КТ803
2 переходных платы на радиаторе по бокам
Питание +/-32 Вольта
2 отдельные платы УМ
Предвыходные транзисторы КТ807, КТ626 на радиаторах на платах УМ
Вход — дифкаскад на КТ315
Есть вход микрофон и регуляторы чувствительности, на самых первых сзади
Переключатель Gain.
Номинальная чувствительность по входам — 150мв

Переключатель акустики на 3 положения, нет лампочек перегрузки

На передней панели надпись 100 Ватт

2 версия:
Выходные транзисторы КТ808А
Предвыходные транзисторы КТ961, КТ626 на основном радиаторе

Входной каскад на К574УД1

1 переходная плата на радиаторе посередине

Эстония-УМ-010 и Эстония-УП-010: обзор, замеры и прослушивание


Питание +/-40 Вольт
2 отдельные платы УМ

Переключатель акустики на 4 положения

3 версия:
Выходные транзисторы КТ818, КТ819
Нет переходной платы
Питание +/-34 Вольта
1 большая плата УМ (реле на плате УМ может и не быть)
Предвыходные транзисторы КТ961, КТ626 на радиаторах на платах УМ
Входной каскад на К574УД1
Номинальная чувствительность по входам — 500мв

На передней панели надпись Hi-Fi, два индикатора перегрузки

Усилитель Барк 001. Полностью соответствует Бригу 001 3 версии. Качество исполнения не хуже.

Теперь что касается звука :

1. Думаю не более 5% аудиофилов угадают разницу в звуке разных вариантов этого усилителя

2. Первая версия в связи с более высокой чувствительностью по входу (150 мВ) может работать с искажениями от устройств с высоким напряжением на линейном выходе, например ПКД (1 Вольт).

3.Общее отличие всех версий Брига 001 от других усилителей — мощный акцентированный бас без искажений на любой громкости

4. Удачно выбраны частоты регулировки тембров (в зоне акустического комфорта большинства слушателей)

Источник: vega-brz.ru

Бриг У001 или Одиссей У010. Что выбрать.

Мужики, так и так, у меня 2 претендента: УКУ Бриг 001 и Одиссей У010. По объявлению нашел Одиссей У010 (там еще колонки С-50Б и Орбита МП-121, за все 3 000 рублей, состояние хорошее, только пыльное все). Стоит ли его брать или лучше поискать все-таки Бриг??
В Одиссее все на разъемах и провода тонкие – это я переделаю и улучшу. И еще, Одиссей, говорят, больше для электронной музыки и в нем темброблок полное УГ (насчет этого точно не знаю), а Бриг – для более живой (металла, рока). Слушаю я металл и рок. Посоветуйте. Приму любые высказывания.

В продолжение темы:

Усилитель из муз.центра SONY RX77S

Всем привет, имеется муз.центр SONY RX77S, идея сделать усилитель, ну как сделать, суть такова я уже вынул из него всё лишнее, а именно кассетную…

Фокус (Усилитель от Gamzan)

Добрый день, Gamzan! Подскажи маркировку транса питания.

20 комментариев к “Бриг У001 или Одиссей У010. Что выбрать. ”

Если нужна мощ и долбежка-одиссей то что нужно,если качество звука-бриг.Бриг действительно подходит под рок музыку,мягкость и приятная зализанность звука для рока самое то.Одиссей звучит более резко и грубо-электронная музыка,клубняк,попса.Но тут подкупает дешевизна:с-50,одиссей и орбита всего за трешник…халявка однако.

TIS, да я готов заплатить за хороший звук. Хочу взять раз и…на долго. Бриг (водоплавающий, ЫЫЫ) мне по душе ближе, как по сборке (качественная пайка и хороший текстолит), так и по внешнему виду. Слушаю рок и металл (доблежку ненавижу). На Авито Бриг в среднем 7 000 рублей стоит.

Дорого. А на радиобазарах почем они?? Никто не в курсе?

Добавлено (01.04.2013, 23:29)
———————————————
TIS, до 5 000 рублей есть Бриги? 7 000, ну уж слишком для меня, 10 классника.

За 5000р. можно купить бриг в идеальном состоянии,7000р.-грабеж.

TIS, тогда все ОК. Буду искать на Митино. Говорят, что его под Hi-End переделать просто, так ли?? Что там именно перебирать надо?

Я бы не стал в таком усилке вообще ничего переделывать,разве что конденсаторы свеженькие поставить и от пыли почистить.

Да есть странное мнение по поводу приятного звучания усей на выходных одной проводимости например кт 808. Наверно такой выход дает особые гармоники приятные на слух. Хотя в Одиссее выход правильнее кт 818 и 819. Была у меня Эстония 010, выход кт818и819, звучание нравилось, потом принесли Бриг010 на ремонт. После ремонта слушал. чето не догнал этого звучания.

Потом купил Марантс 1060 старенький, но мощный, там схема по типу Брига. Привык, понравилось , приносили Электронику Б1-01 ( схема похожа на Бриг, мой Марантс), отремонтировал. послушал, понравилось. Я думаю к звучанию привыкают. Главное чтоб мощ была, электролиты по правилам и БП. Ну и конечно хорошая акустика, это кстати самое главное.

И даже за 5000 руб я Бриг не покупал бы, неужели в Москве нет чего нибудь получше. Старых Маранцев еще полно, сам свой продал за 3600 в рублях. Мне кстати Электроника Б1-01 понравилась очень. Платы на золоченых разьемах ( легка в ремонте) электролиты были 73год, живее всех живых. Питание однополярка вольт 80, как в Марантсе.

В конце концов можно купить недорогой усь и оконечник сделать по типу Брига на легендарных кт 808, а лучше 2Т808 :D, главное чтоб БП был нормальный.

TIS, копать не буду тогда, баночки поменяю и все.
Gosha1968, Б1-01 я не встречал, слышал Бриг у брата, он у него с колонками S-90D. Звучок понравился. Вот и загорелся…все, Бриг. А тут смотрю на Авито Одиссей, почитал про него, кто что: одни ругают, другие – наоборот. Вот и спросил.
Не так тянет на Ямахи и прочее прочее, как на Бриг

Добавлено (06.05.2013, 20:00)
———————————————
Gosha1968, а Электроника Б1-01 не класс В случайно? И звук у нее как? Слышал, что она хорошо играет с АС, у которых сопротивление 16Ом

Класс не знаю. А звучит хорошо. Я одному музыканту его ремонтировал. У него колонки в каждой по 2- 4а32. Это 7.5 ом получается.

Так звук супер и дубасит прилично.

Gosha1968, а в Бриг нельзя запаять в оконечник КТ818/819? Или только в вред?

SAXON_96, можно конечно, но это будет совсем другая история КТ808 это легенда.

TIS, Gosha1968, рассказал мне друг про свою поездку: “Съездил я на Митино. Когда приехал, обомлел: кругом одни таджики да прочие лица кавказской национальности со своим барахлом, ясно, китайским ширпотребом. У меня навернулись слезы. До того обидно, что хачи все заполонили. Наших старичков, которые торгуют советскими вещами, детальками, согнали куда то вниз в самую ж***.

Элементарных военных вещей нет, даже разъемы ШР (штырьковые) и то леваком продают, приборчики с радиостанций тоже так же. В общем, не нашел я там ни Брига, ни Одиссея, даже Амфитона и Радиотехники нет. Динамиков советских много, что хорошо, радиолампы есть тоже. Много транзисторов, головок измерительных, корпусов под изделия. Видел С-90 в хорошем состоянии, за 5500 рублей отдавали.

У меня после этой поездки остался, так сказать, больной след в душе. Такой радиорынок развалить, это кем быть то надо?”
Обидно и мне. Очень… Так и развалили Россию, все заводы. А Путин только и твердит: нам легче закупить у кого-нибудь, чем самим сделать.
Не видать мне усилителя….А так хочется иметь советскую аппаратуру, причем свою.

SAXON_96, Я тоже не совсем доволен тем что вокруг происходит,но это не повод опускать руки.Если я в своем крохотном городе смог обзавестись двумя парами советских колонок (25ас-126,с-30в),усилком (амфитон а1-01-2) и эквалайзером (прибой э014с) то в столице найти все необходимое для СССР-овской стерео-системы не так уж и сложно.Пошерсти авито,там часто продают советскую аппаратуру по умеренной цене,поспрашивай у знакомых,может у кого что есть,комиссионные магазины тоже еще никто не отменял.Ведь не все-же в этот рынок упирается

TIS, на Авито смотрел, там Бриг стоит от 7 до 9 тысяч рублей, что для меня дороговато. Радиотехнику как то неохота, мощность мала. Есть еще один претендент – Кумир У001.Как он в работе и по сборке?

Спрашиваю у каждого – нету. Комиссионные магазины есть у нас, только там импорт и китай один, а еще точнее, китайское гуано

Ну тогда не упирайся конкретно в бриг,кумир у001 тоже весьма шикарный усилок и по конструктиву и по звуку.Семейство амфитонов сплошь приличные усилки..

TIS, а С-90 и Кумир подружатся? С-90 доработаю на СЧ – орут они

Еще как подружатся.Схема доработки сч звена в с-90 в каком-то из журналов “радио” была описана…в каком не помню….

TIS, спасибо огромное тебе. Поищу сейчас

SAXON_96, Нашел журнал радио с подробной статьей по улучшению с-90. 87 год,8 выпуск,29 страница.

Источник: elwo.ru

Бриг 001 против Клон Naim NAP 200 — битва усилителя СССР и современного усилителя

Клон Naim NAP 200 регулятор

Этот обзор-сравнение должен расставить все точки над i. Почему именно сравнение Бриг против Клон Наим Нап 200? Цена, все дело в цене, да именно равная стоимость будет служить нам отправной точкой при сравнении этих 2-х звуковых усилителей.

Битва советского усилителя Бриг и современного усилителя Клон Naim NAP 200

Усилитель Бриг У — 001

Ведь Бриг служит как стандарт на разных звуковых форумах, сайтах.

Бриг против Ариетта

Бриг

Я и сам начинал с него понимать куда идти в своем звуки и благодарен товарищу Лихницкому (создателю Бриг У-001) за вклад в аудиофилию и меломанство в советское время.

бриг 001

Усилитель Бриг 001 сейчас стоит от 15 000 до 23 000 рублей в инет-барахолках, но конечно цена зависит от внешнего состоянии самого усилителя, а также переделки/модернизации, ну и от ревизии в частности, 1-ая ревизия самая дорогая. Купить Бриг можно только б/у в инет-барахолках, а в последнее время там попадаются очень много мошенников.

усилитель Электроника Б1 01 и Бриг 001

усилитель Электроника Б1 01 и Бриг 001

Стоимость Бриг У-001 подскочила в наше время до невообразимых высот, совсем не сопоставимых и невероятно-неадекватных, ещё 3 года назад он стоил нормальных от 3000 до 5000 рублей, а сейчас просто жёсткие цены на него, каюсь что и я повинен в этом, когда я писал о нём расписывая его плюсы, но я не думал, что цены на У 001 взлетят так неадекватно.

Бриг и усь

Бриг и усь

Усилитель Клон Naim NAP 200

Усилитель Клон Naim NAP 200 цена 18000 рублей. Новый! Этот каменный усилитель по размерам намного меньше Брига, а вес около 7кг, совсем уж небольшой, по сравнению с гипер-тяжёлым винтажным соперником — 15кг!! Полный обзор можно прочитать ЗДЕСЬ.

Клон Naim NAP 200

Клон Naim NAP 200

Ну а мне если честно внешний вид не особо нужен, давайте перейдем к прослушиванию усилителей, в основном слушаю в темноте, хотя у клона внешний вид очень увлекательно-лаконичный.

Клон Naim NAP 200 черный

Клон Naim NAP 200 черный

Прослушивания/впечатление

бриг

Бриг и усь

Бриг 001

Общее впечатления от звука. Очень мягкий звук, ВЧ и СЧ округлые, вкрадчивые, а вот низкие частоты пышные и глубокие. Вокал хорош, но он как-бы завуалирован, много деталей скрыто на звуковой сцене, тем не менее, звуковая сцена размазанная по краям, как в глубь, так и в ширь сцена прослушивается с большим трудом.

133

Клон Naim NAP 200

Общее впечатления от звука. Звучание детальное чистое, выразительны СЧ, особенно вокал весьма хорош, понравились детальные ВЧ.

Клон Naim NAP 200 обзор

Клон Naim NAP 200 обзор

Звуковая сцена довольно чёткая не размазанная по краям, ощущается глубина и ширина. После Брига, звучание клона будто глоток свежего воздуха/звука. Голос певца или певицы не прячется за стойкой как у Брига, он чётко прямо перед вами.

Живые инструменты у Клон Naim NAP 200 — это отдельное преимущественное восприятие, потому как они не замыленные, а точные, приятно слушать долгое время. Причем, не просто слушать, а вслушиваться находя для себя много нового — очень интересный опыт, особенно если вы постоянно слушаете СССР усилители или обычные бюджетные западные.

Бриг внутри Клон Naim NAP 200

Отступление от сравнения, мой опыт и общие рекомендации

Конечно, многим любителям советской звуковой техники (или бюджетной западной) данный обзор придётся совсем не по вкусу, ведь для них Бриг-001 — это самый лучший усилитель в мире.

Ариетта и усилитель

Бриг

Я понимаю их, потому что многие не сравнивали его с другими усилителями, да и не хотят сравнивать в силу своего упрямства, вопрос денег не всегда важен, поскольку меломан, аудиофил или просто любитель хорошего звука может найти денег на более лучший усилитель, тем более Клон Naim NAP 200 не так дорого стоит + новый.

Клон Naim NAP 200 внутри

Клон Naim NAP 200 внутри

Когда-то я и сам в детстве был таким же неистово-ревностным по отношению к другим усилителям думал, что мой Кумир, Радиотехники всех мастей, Электроника всех моделей, и т.д., да и сам Бриг разных ревизий, звучат божественно и ничто с ними не сравнится, но купив более лучший по комплектующим усилитель я тут же сравнивал усилители, оставлял лучший по звуку, продавал проигравшего. Я каждый раз убеждался, что есть усилители получше в звучании.

БРИГ -У 001 и ЗМ Ариетта

БРИГ -У 001

Итоги

Звуковое превосходство клон Наим и музыкальный детально-изысканный шарм, действительно поражают ваши уши, особенно когда вы переключаетесь после Бриг У-001, а после прослушивания лампового усилителя Ариетта понимаешь, что ты так долго слушал это Бриг и не слышал многого, но приходит вдруг осознание, ведь ты на правильном пути и понимаешь куда надо идти в попытке найти «СВОЙ ЗВУК».

Клон Naim NAP 200 серебро

Клон Naim NAP 200 серебро

Клон Naim NAP 200 передняя панель

Клон Naim NAP 200 передняя панель

Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)

Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!

На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт

Источник: zvukomaniya.ru

Советский HI-FI и его создатели: путешествие «Брига» «капитана» Лихницкого

Полный усилитель Барк(100) – 001 1991 года выпуска , «Родной брат близнец, и полная копия усилителя «Бриг У-001 Стерео» 3-й модификации (ревизии) и Бриг»и»(100) – 001 1987 и 1988 года выпуска. В усилителях сделана полная профилактика и доработка по рекомендациям Галахова Николая Васильевича (Nivaga), усилители изумляют своей неожиданной чистотой и прозрачностью звука, увеличена выходная мощность в 1,5 раза. Звук уже можно сравнивать с ламповым усилителем (по мнению людей с музыкальным слухом!) – цена 20 971 рублей. Наличие усилителей уточняйте!

Есть паспорта на Бриг.

Из истории создания этих усилителей. Усилитель ”Бриг-001-стерео”, разрабатывался с 1970 года. Серийный выпуск с 1975 года в Ленинграде и Кирове. Когда в 1975 году появился „Бриг“, равных ему не было.

Выпускаемые в то время усилители „Радиотехника-020” и „Электроника Б1-01” уступали „Бригу” буквально во всем, Минторг сразу присвоил ему наименование «товар повышенного спроса», а купить его можно было только по большому блату да и то с переплатой рублей в 25. Этот усилитель был признан одним из лучших не только в СССР, но и во всем мире.

И самое удивительное, что создавался «Бриг» не в КБ и лабораториях, а в коммунальной квартире на тихой улице Каляева, в центре Ленинграда. Именно там жил радиолюбитель Анатолий Лихницкий, который в 1970 решил создать «для себя» высококачественный комплект звуковой аппаратуры.

Хотя такой термин, как „high-end”, тогда еще не был придуман, идея создания „бескомпромиссной” аудиоаппаратуры уже витала в воздухе. Наиболее удавшейся частью стереосистемы оказался усилитель на транзисторах с фантастическими по тем временам параметрами: мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения 0,1%, полоса частот 5-50 000 Гц, но что удивительно – этот усилитель совсем неплохо звучал.

Все дело было в изобретенной Лихницким схемой выходного каскада усилителя, которую позже начали вовсю использовать даже самые известные производители аппаратуры экстра-класса. Совершенно случайно о разработке стало известно начальнику 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридову, который был давним аудиофилом.

Именно по инициативе Свиридова на объединении „Океанприбор” было открыто направление по разработке и производству аппаратуры hi-fi, вместо кастрюль и сковородок. С 1973 года Лихницкий начал работать в заводской лаборатории. Именно тогда ему попался трофейный немецкий дискретный переключатель на 24 положения.

Без всяких доработок они были скопированы и послужили основой знаменитый бриговских регуляторов громкости и тембра. Когда дело дошло до демонстрации усилителя министру судостроительной промышленности, присутствующие были настолько поражены качеством усилителя, что даже дали безоговорочное добро на использование спецтранзисторов и танталовых электролитических конденсаторов с военной приемкой – случай уникальный в то время. Вскоре началось серийное производство ”Бриг-001-стерео”, который мгновенно стал самым популярным бытовым усилителем в СССР».

Вопрос: Скажите пожалуйста, чем отличаются варианты Бригов 001, и какой из них лучше по звуку?

Ответ: Понимаю, что спрашивающие не имеют в виду клон этого усилителя под названием Барк001. речь должна идти о конструктивных доработках усилителя Бриг001, как схемных, так и внешне-фукциональных.

Выходные транзисторы КТ808 или КТ803 2 переходных платы на радиаторе по бокам Питание +/-32 Вольта 2 отдельные платы УМ Предвыходные транзисторы КТ807, КТ626 на радиаторах на платах УМ Вход – дифкаскад на КТ315 Есть вход микрофон и регуляторы чувствительности, на самых первых сзади Переключатель Gain. Номинальная чувствительность по входам – 150мв

Переключатель акустики на 3 положения, нет лампочек перегрузки

На передней панели надпись 100 Ватт

2 версия: Выходные транзисторы КТ808А Предвыходные транзисторы КТ961, КТ626 на основном радиаторе

Входной каскад на К574УД1

1 переходная плата на радиаторе посередине Питание +/-40 Вольт 2 отдельные платы УМ

AVM Andrew

Доработанный Бриг – впечатляющий результат – Форум. Меню сайта. Наш опрос. Форма входа. Друзья сайта.

Доработанный Бриг – впечатляющий результат.

Дата: Пятница, Группа: Удаленные. Уважаемые друзья меломаны! Позвольте отметить впечатляющий результат доработки усилителя Бриг выполненного Галаховым Николаем Васильевичем. Начну по порядку: Про себя: из Сургута и вообще я не радиолюбитель!

Считаю себя обладателем не плохого музыкального слуха и вкуса, а потому с удовольствием люблю слушать джаз, классическую и популярную инструментальную музыку. Некоторое время назад задался идеей приобретения достойной музыкальной системы в загородный дом!

Решив, что не стоит поначалу тратить значительных средств, приобрел старый, но возможно лучший советский полный усилитель – экспортный Бриг года выпуска и акустическую систему Электроника 35 АС года выпуска. Весь комплект мне обошелся в 4т. Каково же было мое удивление. После сравнения этого комплекта с моим домашним муз.

Хочу отметить, что в дальнейшем усилитель Бриг переиграл и гораздо более дорогие Hi-Fi усилители моих знакомых. В слепом прослушивании в лоб пали Pioneer и Dual Однако время берет свое.

Бригу стала необходима профилактика. Зашуршали регуляторы, появился значительный фон Пару месяцев искал на просторах интернета ответ на свой вопрос: просто отремонтировать или апгрейд. И вот однажды, на моё предложение отремонтировать усилитель, ответил уважаемый Николай Васильевич! Обговорив условия и согласовав приемлемую стоимость, я с радостью согласился на предложенную и детально описанную мастером схему переделки Брига. Значительный срок этого мероприятия 1,5 – 2 мес.

И вот Теперь собственно отчет: 1. Самое главное, звук изменился и стал значительно чище, музыкальнее. Исчез фон. Очень чисто отрабатываются высокочастотные звуки. Показалось комфортнее регулирование на малом уровне громкости. Вместе с тем, хочу отметить значительную возросшую зависимость качества воспроизведения от качества материала CD либо винила.

В моей системе ранее я использовал в основном акустику Эстония 35 АС, они стояли на Радиотехника S90 35АС как на подставках… Теперь же звук Эстонии меня всё более стал разочаровывать: характерная серединка пропала, часто не хватает баса….

Советский HI-FI и его создатели: путешествие «Брига» «капитана» Лихницкого

Этот пост является пилотным в цикле публикаций о культовой аппаратуре в советской аудиотехнике. Мы сравнительно давно обещали этот цикл, но как-то «не доходили руки». В серию статей войдут несколько УМЗЧ, виниловых проигрывателей, акустических систем высокой верности воспроизведения. Иными словами, писать буду про устройства, которые оставили след в истории СССР, а для многих стали символами эпохи. Я постараюсь не обойти стороной историю создания этих девайсов, а также некоторые значимые моменты в биографии их создателей.

Полагаю, будет справедливо первую публикацию посвятить усилителю «Бриг» и его создателям Анатолию Лихницкому и Алле Каляевой, как первопроходцам серийного HI-FI в СССР. Признаюсь, что не редко я иронизирую по поводу маргинальных взглядов Лихницкого на звук и некоторые аспекты схемотехники, о которых этот человек много писал в конце жизни, что никак не умаляет его заслуг как инженера и организатора работ по созданию первого советского HI-FI УМЗЧ. Следует также отметить существенный вклад в создание усилителя инженера Николая Слесарева и дизайнера Владимира Ратаева.

Свобода творчества инженера, как осознанная необходимость в HI-FI усилителе

Перед тем как рассказать о создании «Брига», имеет смысл поведать о том времени, когда он создавался, и описать некоторые особенности советского рынка аудиотехники. Многим, особенно тем, кто не помнит «совка» может показаться, что я сгущаю краски, однако, смею заверить — это совсем не так.

В 70-х, так называемый период «Брежневского застоя», СССР был страной с потрясающей научной и технологической базой, в стране постоянно велись перспективные передовые разработки в самых разных областях… Но, к сожалению, практически все эти области объединяло их отношение либо к аэрокосмической отрасли, либо к военно-промышленному комплексу. При этом практически всё, что касалось аппаратуры для быта, в частности аудио, считалось глубоко второстепенным и делалось из рук вон плохо, ну или в крайнем случае сносно.

Наиболее распространенными аргументами тех, кто в то время считал невозможным производство в СССР качественной звуковоспроизводящей аппаратуры, были следующие:

  • Качественные элементы, существующие в СССР, используются только для оборонки, всё, что идёт на товары широкого потребления уступает в качестве;
  • Советскому человеку достаточно того, что есть, а эстетствующие меломаны с радиолюбительским опытом и так себе спаяют, и вообще, это всё от лукавого роскошь для проклятых капиталистов на загнивающем западе;
  • В СССР ничего не умеют делать, а все ценные кадры, которые были бы на это способны трудятся на оборонку, либо эмигрировали в Израиль за границу;
  • Для преодоления отставания СССР по части схемотехники, конструкторской мысли и дизайна качественной аппаратуры от запада требуются десятилетия.

Электрон-20: типичный советский усилитель
В итоге бытующих тогда заблуждений и отсутствия мотивации у соответствующих ветвей советской власти, дело создания аппаратуры высокой верности воспроизведения стало уделом энтузиастов. Одним из таких людей стал Анатолий Лихницкий, которого в 1970-м году посетила мысль о создании идеального усилителя. Фактически, Лихницкий замахнулся даже не на HI-FI, а на Hiend концепцию.

Сам он написал об этом так:

«Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов, захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для воспроизведения стереофонических грампластинок. Мы договорились сделать два ее образца на пределе наших возможностей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонтировать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался все достать, а отдельные детали и узлы изготовить на производстве.»

Дело пошло, и инженер медицинской техники Анатолий Лихницкий с механиком Страховым создали систему с характеристиками, недосягаемыми для советских серийных образцов. Усилитель этой системы позже превратят в серийный «Бриг».

«Наиболее удавшейся частью стереосистемы оказался усилитель на транзисторах с фантастическими по тем временам параметрами: мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения 0,1%, полоса частот 5-50 000 Гц, но что удивительно – этот усилитель совсем неплохо звучал.» Из воспоминаний Лихницкого

Именно схемотехника этого усилителя, созданная с использованием симметричного квазикомплементарного выходного каскада и стала основой будущего «Брига». По мнению Лихницкого, его детище «переиграло» и его собственные ламповые разработки на 6С4С и один из легендарных ламповых усилителей «Dynaco».

Партия сказала надо, комсомол ответил есть

В начале 70-х годов все доступные советским гражданам усилители, такие как „Электроника Б1-01”, (а также их собратья, встроенные в корпуса проигрывателей грампластинок и катушечных магнитофонов), не просто уступали западным аналогам, но были хуже буквально по всем объективным и субъективным параметрам. Не удивительно, что идея появления качественной аудиоаппаратуры к 1975-му была осознана и правящим меньшинством.

Электроника Б1-01 — усилитель подвергавшийся особой критике со стороны Лихницкого

Руководители отраслевых ведомств СССР понимали, что низкий уровень качества товаров народного потребления чреват получением чувствительного пинка от политбюро за отставание от запада — это в полной мере касалось и аудиотехники. Помимо объективной необходимости присутствовала провоцирующая инициатива снизу. В основном за советский HI-FI ратовали инженеры-энтузиасты, более других понимавшие, что возможности технологической и производственной базы позволяют его выпускать.
Ключевое решение о создании «Брига» принимал начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Именно этот человек, бывший сотрудник ленинградского радио, известный тем, что во время блокады Ленинграда вел репортажи из горящего танка, курировал объединение „Океанприбор”. Помимо прочего Свиридов был страстным аудиофилом меломаном и посещал тусовки, на которых имел возможность оценить качество крутой западной аппаратуры. Осознав необходимость аналогов буржуйских диковин в стране советов, чиновник создал направление по разработке и производству высококачественной аппаратуры.

Дело осложнялось тем, что в 1971-м Ленинградский обком партии решил: «инженерный приборостроительный комплекс „Океанприбор”, в свободное от оборонки время, будет создавать посуду для советских домохозяек». К счастью, позже в 1973-м, под давлением Свиридова, обком изменил решение на: «догнать и перегнать запад, пустив серию крутой советский УМЗЧ».

Партия сказала, что усилитель нужно сделать к 1975-му году. Разработку поручили отделу товаров народного потребления (читаем между буквами «HI-FI аппаратуры»), структурно входившему в подразделение „Океанприбора” с не мене морским названием НИИ „Морфизприбор”. Руководителем отдела была кандидат наук Алла Каляева. По слухах, именно эта влиятельная женщина, известная в кругу питерских филофонистов, «пробила» у начальника (Свиридова) создание HI-FI направления.
Свиридов и Каляева, знавшие Лихницкого по меломанским пьянкам закрытым встречам для узкого круга с прослушиванием аппаратуры, пригласили талантливого инженера поучаствовать в проекте.

Лихницкий же, работавший в сфере неинтересной для него медтехники, с радостью согласился. Как только разгорелась дискуссия о том, что можно быстро спроектировать и пустить в серию, Анатолий Лихницкий сказал, что лучшим вариантом является его усилитель обр. 1970-го. Предложение было принято, через 3 месяца увидел свет первый прототип, а через 2 года мучений появился «Бриг».

Сквозь тернии к звуку

В процессе разработки группа инженеров, и в первую очередь Лихницкий и Каляева, столкнулись с рядом серьёзных технических, производственных и, как часто бывало в советском союзе, организационных проблем.
На этапе разработки основной проблемой были транзисторы. У усилителя Лихницкого они были германиевые, применение которых не предполагалось в новом продукте. Переход на кремний предполагал изменение схемы выходного каскада. Проблема была решена путём переработки первоначального квазикомплементарного варианта.

Он послужил основой для создания усилителя напряжения, который был включен в схему серийную «Брига». Переработка дала возможность применить в оконечнике низковольтные кремниевые транзисторы КТ 808А. Как позже отмечал Лихницкий, решение выходного каскада было близко к схеме Питера Волкера, использованной в „Quad 303”.

Одним из интересных инженерных решений, которое было заимствовано для других советских HI-FI усилителей, стали дискретные переключатели тембра на 24 положения. Конструкция была попросту скопирована с немецких образцов, которые автор «Брига» обнаружил у себя дома. К слову, Анатолий Лихницкий был большим знатоком немецкого аудио 30-х – 40-х годов.

На начальном этапе разработки не удалось избежать и организационных сложностей. По утверждениям Лихницкого, именно он был неформальным лидером группы, разрабатывавшей «Бриг». Однако, его положение в структуре отдела казалось ему шатким.

Отдел состоял из 3-х секторов:

• Сектор разработок; • Конструкторский сектор; • Группа дизайнеров.

Каляева – руководитель темы, Лихницкий – руководитель основных направлений исследований.
Анатолий Лихницкий
Позже, волей случая, Анатолий займет место начальника сектора разработок (что для беспартийного Лихницкого – внушительный карьерный рост), обязанности которого он частично выполнял до этого. Получив легитимную власть в секторе, инженер структурирует вверенное ему подразделение и создаёт несколько групп. Особое место занимала «группа ресурсов». Лучше всего об этом в своих воспоминаниях написал сам Лихницкий:

«Эта вывеска всегда привлекала внимание инспектировавших нас чиновников, и мне приходилось откровенно объяснять, что руководитель этой группы, вооруженный коньяком и шоколадными конфетами, может достать любые комплектующие и остродефицитные ма­териалы, … в течение недели, а не через год, как это делается официальным путем…»

На этапе производства первых серийных «Бригов» также не обошлось без проблем. Массовый выпуск усилителя должен был происходить на заводе „Водтрансприбор”. Сборщики, настройщики и прочий квалифицированный пролетариат завода не слишком хотели менять хлебную престижную спецтехнику на бесперспективный в плане зарплаты «Бриг».

Первые серийно выпущенные усилители начали гореть при настройке. Лихницкого и Каляеву попытались обвинить в создании «образца не пригодного для серийного выпуска», а над головами разработчиков, по выражению Лихницкого, «Сгустились тучи». Позже хитро спланированный саботаж был раскрыт и усилители гореть перестали.

Триумф «Брига»

Презентация первых бригов состоялась ещё до официального релиза и даже до появления серийных усилителей. В 1974-м были готовы опытные образцы. После надлежащего тестирования Свиридов, Каляева и Лихницкий решились продемонстрировать надежду советских меломанов, министру судостроительной промышленности Бутоме.

Бутома Борис Евстахиевич — министр давший добро на «Бриг»
Впечатлённый новорожденным советским хайфаем, Министр пригласил на презентацию главного партийного аудиофила, заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС Леонида Горшкова.
герой соц. труда и аудиофил — Горшков Леонид Иванович
Реакция Горшкова была восторженной. Единственный вопрос, который задал чиновник был о том, какие транзисторы используются в усилителе. Результатом презентации стала возможность использования для серийных образцов «Брига» танталовых конденсаторов и других дефицитных элементов, которые до этого применялись только в оборонпроме, а также внушительная денежная премия для разработчиков. Известно также, что после «шоу» в кабинете Ботумы, Горшков устроил разнос подконтрольному ВНИИРПА (руководителей которого безуспешно стремился заставить заняться хайфаем), где в результате последовавших за разносом разборок умер от инфаркта начальник лаборатории усилителей.

«Бриг 001» — ранний вариант

После того, как многострадальный серийный «Бриг» поступил в продажу, начался невиданный ажиотаж. Достать усилитель можно было только благодаря удивительно хорошему блату и с доплатой в размере не менее 25 советских рублей (четверть месячной зарплаты инженера).

На Лейпцигской ярмарке усилитель получил золотую медаль. К 1977-му году «Бриг» активно экспортировался в Великобританию, Францию и Австралию. Специалисты британской , экспортировавшей «Бриг», признали, что усилитель полностью соответствовал стандарту HI-FI и всем требованиям западного рыка.

Серийный «Бриг» обладал характеристиками, которые во многом превосходили более дорогостоящие и, что главное, «не доставаемые» в СССР западные компоненты:

• выходная номинальная мощность: 2 × 50 Вт (при нагрузке 4 Ом); • номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ: 20…25 000 Гц; • коэффициент гармоник в диапазоне частот 40…16 000 Гц: 0,1 %; • коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15 %; • переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ; • отношение сигнал/взвешенный шум относительно номинальной выходной мощности для линейного входа: 86 дБ; • потребляемая мощность: 150 Вт; • габаритные размеры: 452 × 372 × 118 мм; • масса: 15 кг; • цена в розницу в СССР: 625 рублей; • цена в розницу в Великобритании: £ 300 фунтов в 1976 году (сейчас £1500).

«Бриг» стал, если не первым, то одним из первых HI-FI устройств в СССР, во многом задав высокую планку и предопределив разработку других усилителей высокой верности воспроизведения. Опыт его разработчиков пригодился многим, кто создавал HI-FI технику в последующие годы. Схемотехнические и конструкторские решения, созданные для «Бриг», предопределили развитие таких усилителей как: «Амфитон 002», «Одиссей 010» и «Пульсар».

Анатолий Лихницкий
Несмотря на мое ироничное отношение к некоторым взглядам Лихницкого и его откровенной псевдонаучной бредогенерации в сети (хотя бытует также мнение, что это был тонкий стёб), я полагаю, что именно он был одним из тех, кто сформировал идеологию высокой верности воспроизведения в Стране Советов и сделал не малый вклад в создание аппаратуры в рамках этой идеологии. Более того, именно он, Каляева и все, кто сними работал над «Бригом», доказали возможность создания массовой высококачественной аудиотехники в СССР. «Бриг» стал одним из лучших устройств своего времени по соотношению цена/качество (характеристики), его возможности до сих пор превосходят многие современные образцы. Выпуск усилителя продолжался до 1989-го года. Анатолий Маркович Лихницкий умер в 2013-м году.

Источник: ostereo.ru

Рейтинг
Загрузка ...