Как проехать из Петербурга в Ригу

Содержание

Мегалист паромных маршрутов Балтийского моря 2022

Балтийское море — один из самых загруженных районов пассажирского судоходства в мире. Девять стран, граничащих с Балтийским морем, имеют хорошо развитое паромное сообщение друг с другом. В этот список входят все международные паромы в регионе Балтийского моря. Есть некоторые внутренние паромы (например, в Северной Польше, Северной Германии, на Аландских островах и т. Д.), Которые не указаны для ясности. Мы также исключили паромы, которые начинаются или заканчиваются в Северном море (например, из Киля в Гетеборг).

За некоторыми исключениями, все перечисленные здесь маршруты являются двунаправленными, что означает, что паром идет в порт назначения, разворачивается и возвращается. Исключением является линия St. Peter Line, которая делает непрерывный двухнедельный цикл вокруг Балтийского моря. Другими исключениями из этого правила являются Viking Line и Tallink-Silja Line, которые иногда используют свои более крупные суда, чтобы совершить быстрое дневное путешествие между Хельсинки и Таллинном, прежде чем вернуться в Стокгольм.

Как пропаганда влияет на мозг / Татьяна Черниговская // Нам надо поговорить

Паромы из Финляндии

Маршрут Оператор Больше информации
Хельсинки в Санкт-Петербург (Россия) Линия Святого Петра
Хельсинки в Любек / Травемюнде (Германия) Finnlines Поисковые поездки
Хельсинки в Таллинн (Эстония) Линия Tallink-Silja, линия Viking, линия Eckerö и линия St. Peter (иногда) Поисковые поездки
Хельсинки в Стокгольм (Швеция) через Аландские острова Tallink-Silja Line, Viking Line и Finnlines Поисковые поездки
Хельсинки в Аландские острова Таллинк-Силья, Viking Line Поисковые поездки
Вааса в Умео (Швеция) Wasaline
Лаппеэнранта в Выборг (Россия) через Сайменский канал Saimaa Travel
Ханко в Палдиски (Эстония) DFDS (снято с производства в октябре 2020 г.)
Турку в Стокгольм (Швеция) через Аландские острова Tallink-Silja Line, Viking Line и Finnlines Поисковые поездки
Турку в Аланды Tallink-Silja Line, Viking Line и Finnlines Поисковые поездки
Хельсинки в Рига (Латвия) Tallink-Silja Line (лето 2020 г.)
Турку в Таллинн (Эстония) Tallink-Silja Line (лето 2020 г.) Поисковые поездки
Ханко в Нюнесхамн (Швеция) Stena Line (с 2022 г.) Поисковые поездки

Паромы из Эстонии

Маршрут Оператор Больше информации
Таллинн в Стокгольм (Швеция) Tallink Silja, Viking Line Поисковые поездки
Таллинн в Стокгольм (Швеция) через Аландские острова Линия Таллинк-Силья Поисковые поездки
Таллинн в Хельсинки (Финляндия) Линия Tallink-Silja, линия Viking, линия Eckerö и линия St. Peter (иногда) Поисковые поездки
Из Таллинна в Турку (Эстония) Tallink-Silja Line (лето 2020 г.) Поисковые поездки
Палдиски — Ханко (Финляндия) DFDS (снято с производства в октябре 2020 г.)
Из Палдиски в Капельшер (Швеция) DFDS
Из Рохукюла в Хийумаа praamid.ee
Виртсу на Муху + Сааремаа praamid.ee
Леппнеэме в Кельнасе Тууле Лийнид
Таллинн в Аэгна Кихну Витид
Из Лааксааре в Пийриссааре Кихну Витид
Муналайд в Кихну Кихну Витид
Муналайд в Манилайд Кихну Витид
Сааремаа (Трийги) в Хийумаа (Сыру) Кихну Витид
Рохукюла в Вормси (Свиби) Кихну Витид

Паромы из Латвии

Маршрут Оператор Больше информации
Из Рига в Стокгольм (Швеция) Линия Таллинк-Силья
Рига в Хельсинки (Финляндия) Tallink-Silja Line (лето 2020 г.)
Из Вентспилса в Нюнесхамн (Швеция) Стена Лайн Поисковые поездки
Лиепая в Любек / Травемюнде (Германия) Стена Лайн Поисковые поездки

Паромы из Литвы

Маршрут Оператор Больше информации
Клайпеда в Киль (Германия) DFDS
Клайпеда в Карлсхамн (Швеция) DFDS
Клайпеда в Треллеборг (Швеция) TT-Line Поисковые поездки
Клайпеда в Росток (Германия) TT-Line Поисковые поездки
Клайпеда в Любек / Травемюнде (Германия) TT-Line Поисковые поездки

Паромы из Польши

Маршрут Оператор Больше информации
Гдыня в Балтийск (Калининградская область, Россия) Egluga Gdańska
Свиноуйсьце в Истад (Швеция) Линия Единства
Свиноуйсьце в Истад (Швеция) Polferries
Гданьск в Нюнесхамн (Швеция) Polferries
Свиноуйсьце в Копенгаген (Дания) через Истад (Швеция) Polferries
Свиноуйсьце в Треллеборг (Швеция) TT-Line Поисковые поездки
Гдыня в Карлскруна (Швеция) Стена Лайн Поисковые поездки
Колобжег в Борнхольм (Дания) Колобжеска Żegluga Pasażerska

Паромы из Германии

Маршрут Оператор Больше информации
Любек / Травемюнде в Хельсинки (Финляндия) Finnlines Поисковые поездки
Киль в Клайпеда (Литва) DFDS
Любек / Травемюнде в Лиепаю (Латвия) Стена Лайн Поисковые поездки
Росток в Клайпеда (Литва) TT-Line Поисковые поездки
Росток в Треллеборг (Швеция) Stena Line, TT-Line Поисковые поездки
Засниц в Треллеборг (Швеция) Stena Line (снято с производства в 2022 г.)
Из Ростока в Гедсер (Дания) Скандалы
Засниц в Истад FRS Baltic — FRS Königslinjen
Путтгарден в Рёдбю (Дания) Скандалы
Засниц в Борнхольм (Дания) Bornholmnslinjen
Киль в Гётеборг Стена Лайн Поисковые поездки
Любек / Травемюнде в Мальмё (Швеция) Finnlines Поисковые поездки
Любек / Травемюнде в Треллеборг (Швеция) TT-Line Поисковые поездки

Паромы из Дании

Маршрут Оператор Больше информации
Борнхольм в Колобжег (Польша) Колобжеска Żegluga Pasażerska
Борнхольм в Истад (Швеция) Bornholmnslinjen
Кёге в Борнхольм Bornholmnslinjen
Борнхольм в Засниц (Германия) Bornholmnslinjen
Копенгаген (Дания) в Свиноуйсьце (Польша) Polferries

Паромы из Швеции

Обратите внимание, что многие паромные компании считают «Стокгольм» множеством разных портов, включая Стадсгорден, Капельшер, Нюнесхамн, Грисслехамн или Вартахамнен. Некоторые порты, например, Грисслехамн и Нюнесхамн, могут находиться довольно далеко от Стокгольма (1-2 часа).

Срочно вернулась из Петербурга в Германию//Как выехать в Европу через Финляндию//Надеемся на лучшее

Маршрут Оператор Больше информации
Стокгольм в Турку (Финляндия) через Аландские острова Tallink-Silja Line, Viking Line и Finnlines Поисковые поездки
Стокгольм в Хельсинки (Финляндия) через Аландские острова Tallink-Silja Line и Viking Line Поисковые поездки
Стокгольм в Хельсинки (Финляндия) Линия Святого Петра Поисковые поездки
Нюнесхамн в Ханко (Финляндия) Stena Line (с 2022 г.) Поисковые поездки
Стокгольм (Грисслехамн) в Экерё (Аландские острова) Eckerölinjen Поисковые поездки
22-часовой круиз из Стокгольма вокруг Аландских островов и обратно Birka Cruises (прекращено с июля 2020 г.)
Капельшер в Палдиски (Эстония) DFDS
Стокгольм в Рига (Латвия) Линия Таллинк-Силья Поисковые поездки
Нюнесхамн в Вентспилс (Латвия) Стена Лайн Поисковые поездки
Карлсхамн в Клайпеда (Литва) DFDS
Треллеборг в Клайпеда (Литва) TT-Line Поисковые поездки
Истад в Свиноуйсьце (Польша) Линия Единства
Истад в Свиноуйсьце (Польша) Polferries
Нюнесхамн в Гданьск (Польша) Polferries
Треллеборг в Свиноуйсьце (Польша) TT-Line Поисковые поездки
Карлскруна в Гдыня (Польша) Стена Лайн Поисковые поездки
Из Треллеборга в Росток (Германия) Стена Лайн Поисковые поездки
Из Треллеборга в Засниц (Германия) Stena Line (снято с производства в 2022 г.)
Мальмё в Любек / Травемюнде (Германия) Finnlines Поисковые поездки
Из Треллеборга в Любек / Травемюнде (Германия) TT-Line Поисковые поездки
Истад в Борнхольм (Дания) Bornholmnslinjen
Истад в Засниц FRS Baltic — FRS Königslinjen
Оскарсхамн в Висбю Пункт назначения Готланд
Нюнесхамн в Висбю Пункт назначения Готланд

Паромы из России

Маршрут Оператор Больше информации
Санкт-Петербург в Хельсинки (Финляндия) Линия Святого Петра
Выборг — Лаппеенранта (Финляндия) через Сайменский канал Saimaa Travel
Санкт-Петербург в Таллинн (Эстония) Линия Святого Петра
Балтийск (Калининградская область) в Гдыня (Польша) Egluga Gdańska

Как показывают данные, южная часть Балтийского моря имеет гораздо больше паромов на короткие расстояния, например, множество переправ между северным побережьем Германии и Польши с Данией и Швецией. В северной части Балтийского моря используется название «паром», однако «круиз с ночевкой» будет более реалистичным. Помимо паромных переправ между Хельсинки и Таллинном и нескольких паромов вокруг Аландских островов, большинство паромов напоминают круизные лайнеры.

Поскольку в Балтийском море очень много паромных операторов и маршрутов, эти данные постоянно меняются. Каждый год появляются и исчезают новые операторы и маршруты. FerryScan избавляет от догадок, предоставляя пользователям нейтральный интерфейс поиска паромов по всему Балтийскому морю.

Источник

Авиабилеты из Санкт-Петербурга в Ригу

Airinme.com поможет купить дешевые авиабилеты Санкт-Петербург – Рига, сравнив их стоимость среди сотен авиакомпаний и агентств по всему миру. Чтобы подобрать выгодное предложение – достаточно указать даты вылета, количество пассажиров и выполнить поиск авиабилетов. На сайте можно так же узнать, сколько лететь из Санкт-Петербурга в Ригу разными авиакомпаниями.

Подробную информацию о расписании самолетов Санкт-Петербург — Рига смотрите в разделе нашего сайта.

Все билеты на самолет из Санкт-Петербурга в Ригу продаются по ценам без комиссии и напрямую от авиалиний, поэтому выбор – всегда за вами.

Цены на авиабилеты Санкт-Петербург Рига

МесяцВ одну сторонуТуда и обратно
Август 28.08.2022 6225 руб. 23.08.2022 — 26.08.2022 16129 руб.

* Итоговая стоимость авиабилетов действительна на текущий момент и может измениться в зависимости от времени до рейса и количества оставшихся мест в самолете.

Самый дешевый билет на самолет из Санкт-Петербурга в Ригу на данный момент: рейс W9 8124, авиакомпания Air Bagan, вылет: 28.08.2022 из аэропорта Санкт-Петербург Пулково, время полета: 21 ч. 25 мин., цена: 6225 руб. Найти этот билет

Самый быстрый билет на самолет из Санкт-Петербурга в Ригу на данный момент: рейс BT 443, авиакомпания Air Baltic, вылет: 23.08.2022 из аэропорта Санкт-Петербург Пулково, время полета: 0 ч. 20 мин., цена: 18298 руб. Найти этот билет

Авиакомпании, летающие из Санкт-Петербурга в Ригу

Ниже представлен полный список авиакомпаний, осуществляющих перелеты по маршруту Санкт-Петербург — Рига:

  • Air Bagan (W9)
  • Air Baltic (BT)

Популярные направления авиаперелетов

Список наиболее популярных направлений перелетов из Санкт-Петербурга в другие города, а также в Ригу из других населенных пунктов.

Авиабилеты из Санкт-Петербурга

Авиабилеты в Ригу

  • от 8395 руб.Москва — Рига
  • от 7462 руб.Сочи — Рига
  • от 9256 руб.Казань — Рига
  • от 6611 руб.Калининград — Рига
  • от 23820 руб.Пермь — Рига
  • от 10150 руб.Ростов-на-Дону — Рига
  • от 9171 руб.Воронеж — Рига
  • от 15354 руб.Омск — Рига

Из-за распространения коронавируса в мире авиарейсы из Санкт-Петербурга в Ригу могут быть изменены. Смотрите актуальную информацию, расписания и статус рейса перед бронированием.

Источник

Как добраться из Санкт-Петербурга на Соловецкие острова

Как добраться из Санкт-Петербурга на Соловецкие острова

Расстояние от Санкт-Петербурга до Соловецких островов в Белом море составляет около 881 км. Сначала нужно доехать на поезде или машине до города Кемь, недалеко от которого находится поселок Рабочеостровск и причал. Далее останется на теплоходе добраться до Соловков.

Путешествие на поезде займет 13-15 часов, а на теплоходе – 2 часа. В общей сложности билеты на весь маршрут выйдут от 3 800 в одну сторону.

Детально о том, как добраться из Санкт-Петербурга на Соловецкие острова самостоятельно, рассказываем ниже.

Информация о расписании движения транспорта и стоимости билетов представлена по состоянию на 2022 год по данным сервиса Tutu.ru. Уточняйте цены, наличие рейсов и время отправления на нужную дату при бронировании билетов.

Первая часть маршрута: из Санкт-Петербурга в Кемь

Итак, добраться из Санкт-Петербурга в Кемь можно на одном из поездов, следующих в Мурманск. Первый прибывает в Кемь утром – удобный вариант для тех, кто хочет в тот же день отправиться на теплоходе на Соловецкие острова.

Если выберите второй поезд («Арктика»), то в городе назначения окажетесь поздно ночью. В таком случае нужно заранее забронировать отель, чтобы отдохнуть и поспать, а с утра продолжить путешествие.

На поезде Санкт-Петербург — Мурманск

Первый вариант: двухэтажный поезд Санкт-Петербург – Мурманск. Отправляется от Ладожского вокзала примерно в 21.24 вечера, а прибывает на вокзал города Кемь в 10.38 утра. Расписание может меняться, смотрите точную информацию на нужную дату при бронировании.

Таким образом, на этом поезде доедете за ночь и сэкономите на отеле. В пути проведете 13 часов 14 минут. Это быстрее, чем на поезде «Арктика».

С утра сможете сразу отправиться на Соловки. Из Кеми нужно доехать до причала в поселке Рабочеостровск за 15 минут на такси или за 30 минут на автобусе (правда, автобус курсирует раз в полчаса, лучше быстро доехать на такси), а теплоход отправляется в 12.30.

Где находятся станции отправления и назначения поезда:

  • Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге расположен рядом со станцией метро Ладожская на оранжевой линии метро М4;
  • вокзал в городе Кемь находится по адресу: ул. Вокзальная, дом 2 примерно в 20 минутах ходьбы от центра города.

Судя по отзывам, поезд комфортабельный: купе оборудованы розетками и индивидуальными светильниками, можно подключиться к сети Wi-Fi. Персонал внимательный и вежливый, в вагонах поддерживается чистота.

Стоимость билета: от 1 524 рублей. Если сравнивать с поездом «Арктика», то выходит дешевле.

На поезде «Арктика»

Второй вариант: отправиться на поезде «Арктика», который курсирует по маршруту Москва – Мурманск. Он делает остановку в Санкт-Петербурге на Ладожском вокзале примерно в 10.10 утра, в Кемь прибывает около 1.14 ночи.

Дорога займет около 15 часов. Время прибытия не очень удобное: нужно заранее позаботиться об отеле в Кеми с возможностью позднего заселения.

В поезде «Арктика» плацкартные вагоны, а также купе и СВ. Отзывы пассажиров положительные: поезд современный и чистый, проводники отзывчивые.

Примерная стоимость билета:

  • от 2 826 рублей в плацкарте;
  • от 3 293 рублей в купе;
  • от 8 026 рублей в вагоне СВ.

Лучше заранее бронировать билеты, поскольку перед самым отправлением цены могут быть выше.

Расписание поездов Санкт-Петербург — Кемь

Посмотреть точное расписание поездов удобно на сайте Tutu.ru. Там легко узнать важные детали поездки, в том числе маршрут, время отправления, длительность поездки, а также прочитать отзывы пассажиров о транспорте.

На сайте есть возможность купить билеты: после оплаты они придут на вашу электронную почту. Тогда не нужно стоять в очереди в кассу и беспокоиться о наличии свободных мест перед самым отправлением.

Вторая часть маршрута: из Кеми на Соловецкие острова

Добравшись из Санкт-Петербурга в Кемь, останется самое интересное: морское путешествие на теплоходе на Соловецкие острова.

Единственное, в самом городе Кемь причала нет – нужно еще доехать до поселка Рабочеостровск на побережье Белого моря, откуда отправляются теплоходы на Соловки. Поселок находится в 12 км от Кеми.

Если до отправления теплохода у вас будет свободное время, то можно погулять по Кеми: посмотреть деревянный собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 18 веке, краеведческий музей и живописное место, где река Кемь впадает в Белое море.

На автобусе или такси из Кеми в Рабочеостровск

Воспользуйтесь следующими вариантами, чтобы добраться из Кеми до причала в поселке Рабочеостровск:

  • на автобусе № 1: отправляется от остановки у ж/д вокзала Кеми приблизительно каждые полчаса, на дорогу уйдет в среднем полчаса, билет стоит около 30 рублей;
  • на такси: стоянка располагается напротив ж/д вокзала Кеми, в пути проведете 15-20 минут, стоимость от 300 рублей;
  • на автобусе туркомплекса «Причал»: рейсы организуются только в летний сезон, места необходимо бронировать заранее, по цене выйдет около 200 рублей.

Как видите, автобусы и такси курсируют от остановки недалеко от железнодорожного вокзала: не придется далеко идти. На автобусе № 1 доедете до конечной остановки «Порт» в Рабочеостровске, от которой до причала около 800 метров.

На теплоходе из Рабочеостровска на Соловецкие острова

Теплоходы «Василий Косяков» и «Метель-4» от причала в Рабочеостровске отправляются на Соловецкие острова дважды в день: в 8.00 и 12.30. Длительность морского путешествия – 2 часа.

Важно: движение теплоходов осуществляется только в период с 1 июня по 20 сентября. Уточняйте время отправления на интересующую дату.

Не забывайте, что посадка на теплоходы начинается за полчаса до отправления, поэтому нужно приходить заранее. Еще один нюанс: билеты нужно бронировать заблаговременно, так как на ближайшие даты мест может не остаться.

Причал на Соловецких островах, куда прибывают теплоходы, называется Тамарин. Он находится недалеко от центра поселка Соловецкий и главной достопримечательности острова – Соловецкого монастыря. Пешком дойдете в среднем за 20 минут или можно взять такси.

Сколько стоит билет на теплоход до Соловецких островов:

  • 2 200 рублей для взрослых;
  • 1 100 рублей для детей до 10 лет.

Где посмотреть расписание и забронировать билет

Узнать точное расписание на интересующую дату и забронировать билет на теплоход на Соловецкие острова можно на официальном сайте ООО «Причал» prichalrk.ru в разделе «Бронирование».

Офис ООО «Причал» находится по адресу: поселок Рабочеостровск, улица Набережная, дом 1. Это недалеко от причала теплоходов. Там можно оформить билеты, если вы забронировали их заранее.

Что посмотреть на Соловецких островах

Если вы хотите насладиться природой Соловецких островов и посмотреть все главные локации, то стоит остановиться здесь на несколько дней.

Главным сокровищем Соловков является Соловецкий монастырь, построенный еще в 15 веке. Его территория окружена высокими стенами, возведенными в 16 веке. Внутри находится несколько соборов, церквей и часовен.

На острове можно взять экскурсию по монастырю и другим достопримечательностям: билеты продаются в бюро Соловецкого музея-заповедника. Цена стартует от 500 рублей.

Помимо Соловецкого монастыря, большой интерес представляют:

  • Валунная дамба – старинный мост из камней, возведенный монахами в 19 веке для соединения Большого Соловецкого острова и острова Большая Муксалма;
  • Ботанический сад – содержит свыше 1 600 сортов и видов растений, а также может похвастаться восхитительными пейзажами с холмов;
  • Большой Заяцкий остров – хранит деревянные церкви и таинственные каменные лабиринты;
  • остров Большой Муксалма, на котором расположен Сергиевский скит;
  • остров Анзер со Свято-Троицким и Голгофо-Распятским скитами;
  • мыс Белужий, где прямо с суши можно увидеть белых северных китов (белух).

Туры на Соловецкие острова

Более легкий вариант добраться на Соловки – взять тур с гидом. Как правило, такие туры организуются с отправлением из Петрозаводска или Кеми. Включают в себя путешествие на теплоходе, проживание на острове и экскурсии по значимым локациям Соловецких островов.

Выбрать подходящую программу можно на сервисе Большая страна, где собраны групповые и индивидуальные туры от прямых организаторов.

Программы разные: есть короткие на 3 дня с посещением только Соловков, а также туры на 5-8 дней, когда заодно можно посмотреть острова Валаам и Кижи, Горный парк «Рускела», водопад Кивач и другие сокровища Карелии.

Тур на Соловецкие острова из Санкт-Петербурга

На Соловки можно поехать из Санкт-Петербурга на несколько дней. Сперва на автобусе доедете до Кеми, а затем на теплоходе до Соловецкких островов, где остановитесь в гостинице. На острове гид проведет экскурсии по ключевым локациям.

Круизы на Соловецкие острова

Посетить Соловецкие острова удобно также на круизном теплоходе с отправлением из Санкт-Петербурга или Москвы. По направлению курсируют современные теплоходы «Русь Великая», «Александр Пушкин» и другие, оборудованы удобными каютами и ресторанами на борту.

Большой выбор круизов представлен на сайте Круиз.онлайн. Выбирайте понравившийся теплоход: как правило, при раннем бронировании предоставляются скидки.

В зависимости от маршрута, можно посмотреть не только Соловки, но также Малые Корелы, Архангельск, Северодвинск, острова Валаам и Кижи, Старую Ладогу и другие интересные места. Как правило, программы включают 2 дня на Соловках.

Как сэкономить на отеле на Соловецких островах

Посмотреть, где остановиться на Соловецких островах, лучше заранее, пока много предложений и низкие цены. Следующие сервисы помогут выбрать подходящий вариант:

Ostrovok.ru – сайт для поиска отелей, хостелов и апартаментов. Он работает с отелями напрямую, поэтому предлагает выгодные цены. Выбор мест размещения огромный — больше 900 тыс. вариантов. Сайтом удобно пользоваться: есть карта, фильтры, отзывы. Действует круглосуточная поддержка.

Мир Турбаз — сервис для бронирования туристических, рыболовных и охотничьих баз отдыха, гостевых домов в разных уголках России. На сайте свыше 5 000 объектов размещения. Найти подходящую турбазу легко с помощью фильтров: по типу питания, наличию бани, расстоянию до озера и других.

Источник

«Першпективная дорога»: история маршрута Москва — Петербург

Как складывалось дорожное сообщение между двумя столицами, сколько стоил проезд в разные века и что так ужаснуло Пушкина по пути из Москвы в Санкт-Петербург.

На «Сапсане» дорога из Санкт-Петербурга в Москву и наоборот сегодня займет считанные часы, а вот раньше на этот путь уходили недели. О том, как путешествовали из одной столицы в другую и сколько это занимало времени — в материале Discovery Channel, в эфир которого в рамках проекта «Мега-пит-стопы» 18 мая в 11:00 выйдет выпуск, посвященный «Сапсану».

Летя в пыли на почтовых

Задолго до основания Санкт-Петербурга существовал путь, соединяющий Москву с важнейшими северными городами, в первую очередь с Тверью и Великим Новгородом. Считается, что Тверская дорога возникла еще в XIII веке, когда город был одним из центров сопротивления игу и даже соперничал с Москвой за политическое первенство в деле объединения земель Руси. Из Твери дорога продолжалась в Великий Новгород — это был стратегически важный путь в крупнейший торговый город Северо-Восточной Руси. Однако единого маршрута на всем протяжении из Москвы в Новгород тогда не было, поскольку сухопутных дорог в современном понимании еще не существовало.

Тверская дорога была не только торговым трактом, но и важным почтовым путем: еще в XIII веке были установлены четкие условия проезда гонцов через новгородское и тверское княжества. С XV столетия дорога стала главной почтовой артерией недавно образованного вокруг Москвы централизованного государства: вдоль нее стали появляться специальные перевалочные пункты — «ямы» (отсюда произошли слова «ямщик» и «Ямской приказ», например).

Самыми известными ямами на Тверской дороге были места, которые сегодня называются Химки, Чёрная Грязь, Валдай, Крестцы и Бронница. Помимо этого, узаконивались и подорожные сборы, а также вводилась ямская повинность для крестьян, обязывавшая их поддерживать в порядке как саму дорогу, так и ямы (позже станции), предоставлять продовольствие ямщикам и подводам. В 1665 году была организована первая в России система доставки заграничной почты из Москвы в Ригу: маршрут шел по уже существующей дороге через Тверь, Новгород и Псков. Но переломным моментом в истории этого тракта стало, конечно, основание Санкт-Петербурга в 1703 году.

После строительства города возникла необходимость связать новую столицу со старой, поэтому Тверская дорога была продолжена до Санкт-Петербурга. Поскольку этот тракт был не только самым загруженным в стране, но с этого момента и важным государственным путем, по которому проезжали высокопоставленные особы, дорогу не только удлинили, но и заметно благоустроили.

Работы по строительству начались в 1712 году по приказу Петра I, а закончились уже после его смерти, в 1746-м. Специально для контроля строительства была даже образована специальная канцелярия, впоследствии переименованная в Комиссию о дорогах и государстве.

Новый тракт, получивший название Большая Московская дорога, или «Першпективная дорога», протянулся от прежней столицы к Санкт-Петербургу на 778 километров, вдоль которых появились новые ямы. Последние ямы на участке от Новгорода до Петербурга закончили строиться к 1714-му году, только теперь это были уже почтовые станции с первыми станционными смотрителями, которые следили за порядком на перевалочных пунктах. Также были возведены жилые помещения, дома, пристройки и конюшни, что во многом позволило наладить по всему маршруту постоянную гоньбу (доставку почты) по расписанию. Кроме того, от «Першпективной дороги» шли ответвления: от Твери в Старицу, от Новгорода до Пскова и Старой Руссы, от Чудова до Тихвина.

1.jpg

В основании дороги лежали бревна, выстланные фашинником (связанным хворостом), а сверху утрамбовывался слой песка. Понятно, что такое покрытие было далеко от совершенства: оно часто приходило в негодность, особенно в непогоду, и его требовалось регулярно ремонтировать.

Яркое представление о том, какой была Большая Московская дорога, дает пушкинское «Путешествие из Москвы в Петербург», написанное как антитеза самому известному произведению Радищева. «Не решившись скакать на перекладных, я купил тогда дешевую коляску и с одним слугою отправился в путь. Не знаю, кто из нас, Иван или я, согрешил перед выездом, но путешествие наше было неблагополучно.

Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый. Мои приятели смеялись над моей изнеженностию, но я не имею и притязаний на фельдъегерское геройство и, по зимнему пути возвратясь в Москву, с той поры уже никуда не выезжал».

Такие очевидные неудобства послужили причиной строительства путевых дворцов вдоль всего тракта, где царственные и титулованные особы могли отдохнуть после тяжелого пути, а уже к концу 1780-х стало понятно, что без принципиально нового покрытия дороги не обойтись. Впрочем, планам еще нескоро суждено было сбыться: начавшаяся Отечественная война заставила на время отодвинуть идею благоустройства дороги. В то же время в войне 1812 года этот путь был стратегически важным, поскольку выступал оптимальным сухопутным маршрутом между двумя столицами, а также транспортной магистралью, по которой перевозили оружие, продовольствие, боеприпасы, корм для лошадей и вывозили раненых солдат.

После войны в 1816 году наконец началась реконструкция дороги, которая продлилась почти 20 лет: только к 1833 году на всем протяжении пути фашинник и песок заменили на покрытие из щебня и бутового камня. Новая гравийная дорога, на которой были также построены каменный и деревянные мосты, протянулась через Торжок, Вышний Волочек, Крестцы, Валдай и Новгород, только вместо 778 км она занимала 722 км, поскольку извилистые участки спрямили.

Уже в 1820-х по ней пустили первые в России дилижансы. Ехать можно было с разной скоростью: так, обычно дилижанс проходил 110−160 километров в день. Пассажиров положено было перевозить летом со скоростью до 10 километров в час, зимой — 12 километров в час, осенью — до 8. Таким образом, из Петербурга в Москву можно было добраться за 4 — 4,5 дня, а позже и вовсе чуть больше чем за трое суток.

Для почтовых карет таких ограничений не было, они могли ехать с любой необходимой скоростью. Поскольку за все хорошее нужно платить, за проезд по новой дороге взимались сборы: не везде, но на некоторых участках (похожая практика существует и сегодня на платных участках федеральных трасс). Плату за пользование трактом отдавали на дорожных заставах, где днем и ночью дежурили солдаты.

В топонимах столицы сегодня осталось много напоминаний о Тверской, а позже Большой Московской дороге, главные из которых — 1-я Тверская-Ямская улица, плавно переходящая в Ленинградское шоссе, которое, в свою очередь, уже считается началом пути в Санкт-Петербург. В языке же с тех времен осталась поговорка «Город Тверь — в Москву дверь».

Вагончик тронулся

Первая железная дорога в России появилась в 1837 году: это был небольшой опытный участок протяженностью всего 27 километров, связавший Санкт-Петербург и Царское село. После успешного ввода в эксплуатацию этого маршрута, опыт Царскосельской железной дороги решено было применять в более глобальных масштабах. В 1843 году началось строительство Николаевской железной дороги, которая должна была соединить две столицы в обход Новгорода, поскольку вариант с заходом в этот город увеличивал стоимость проекта почти на 18% из-за болотистой местности между Петербургом и Новгородом. Работы были разделены на два больших участка: северный (Петербург-Бологое) возводился по проекту и под руководством инженера П. П. Мельникова, южный (Бологое-Москва) — под началом Н. О. Крафта.

2.jpg

В 1851 году строительство было завершено, и 19 августа в 4 часа утра из Петербурга по Николаевской железной дороге отправился первый царский поезд из 9 вагонов. Путь со всеми остановками занял у него 19 часов: в Москву он прибыл в 11 часов вечера. В следующие три месяца шла обкатка магистрали и техническая эксплуатация, а в ноябре состоялось уже официальное открытие пассажирского сообщения. Запуск первого общественного состава произошел в 11 часов 15 минут: поезд состоял из шести вагонов трех классов, а пассажирами стали 192 человека. Спустя 21 час 45 минут поезд прибыл в Москву.

Путешествия поездом между городами стали не только гораздо быстрее, но и дешевле: так, на первых порах пассажиры платили от 7, 13 и 19 рублей (в зависимости от класса вагона), а в товарном поезде и вовсе можно было прокатиться за 3 рубля. А вот за билет на дилижанс из Петербурга в Москву пришлось бы заплатить 95 рублей и при этом провести в пути 3−4 дня. Перевозка грузов тоже стала доступнее: по железной дороге можно было переправить товар в интервале от 9 до 24 рублей за тонну (цена варьировалась в зависимости от вида груза). Для сравнения гужевые грузовые перевозки из Москвы в Санкт-Петербург стоили от 37 до 61 рубля за тонну.

В 1920-м году между столицами недолго курсировал электропоезд Махонина, сконструированный инженером на Балтийском заводе. Особенность этого поезда была в том, что работал он на свинцово-кислотных аккумуляторных батареях, снятых с подводных лодок. Всего использовалось 264 аккумулятора общей ёмкостью 7500 ампер.

В первый рейс поезд отправился 12 октября: путь из Петрограда в Москву занял у него в 8 часов 15 минут, а в дороге было сделано 5 остановок и одна зарядка аккумуляторов. Средняя скорость составляла 50−60 километров в час, а ходил поезд раз в неделю. Однако ему не суждено было остаться на маршруте: поезд проработал всего год, после чего был списан как нерентабельный.

В 1931 году был запущен состав «Красная стрела» — первый фирменный поезд в СССР. Вначале средняя скорость достигала почти 70 км/ч, а время в пути составляло 9 часов 45 минут (сегодня время сократилось до восьми часов). В 1962 году железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом была электрифицирована целиком, и паровозы полностью прекратили свое движение, уступив место электровозам.

Уже в 1963 году был запущен поезд «Аврора»: первый опытный путь он преодолел за 5 часов 27 минут со скоростью 130 км/ч. После этого приступили к реконструкции магистрали, чтобы подготовить ее к постоянной эксплуатации «Авроры»: для этого был проложен «бархатный» (бесстыковой) путь, отремонтированы стрелки, вокзалы и прилегающая к ним территория. С 1967 года «Аврора» курсировала регулярно и была самым быстрым поездом в истории маршрута, пока ей на смену не пришел «Сапсан».

3.jpg

«Сапсан», названный в честь хищной птицы, способной в пикирующем полёте развивать скорость свыше 322 км/ч, вышел в первый коммерческий рейс 17 декабря 2009 года, и с тех пор эксплуатируется на маршруте круглогодично. В зависимости от того, сколько остановок делает поезд, время в пути варьируется от 3:30 до 4:15 часов.

Технологии, по которым создавался «Сапсан», учитывают реалии российского климата, поэтому сообщение не останавливается и при температуре ниже -40°С. Каждые 8000 километров, то есть примерно раз в пять дней, эти поезда обязательно проходят техосмотр: для оперативности состав разделяют на две части, каждой из которых занимается отдельная команда инженеров и механиков. Опытные специалисты могут обнаружить неполадки еще тогда, когда поезд только заходит в депо — они на слух умеют определять, что именно не так с составом. Компьютер помогает экспертам анализировать состояние ходовых частей, вентиляционной системы и всей электроники, но, например, трещину в стекле или сломанное кресло он не увидит, поэтому многое специалистам приходятся делать самим. О том, какие технические операции проводятся во время сервисного обслуживания «Сапсана» и других поездов, а также самолетов и кораблей, кто в них участвует и какие современные технологии при этом используются, вы узнаете из программы «Мега-пит-стопы» на телеканале Discovery Channel.

Смотрите программу «Мега-пит-стопы» на канале Discovery Channel по субботам в 11:00; выпуск, посвященный скоростному поезду «Сапсан» — 18 мая в 11:00.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...