Как в Риге относятся к русским

«Хотите трудной жизни – пожалуйста»: местные рассказали о том, что ждет русских в Латвии

Множество россиян ежегодно устремляется в Ригу, чтобы погулять по старинным улочкам столицы, закупиться на местном рынке и просто отдохнуть в спокойствии старого города. Однако не стоит тешить себя иллюзиями: последние изменения в языковых отношениях внутри страны показывают, что приезд в Латвию хорош для туризма, а вот насчет переезда нужно как следует подумать.

Readovka поговорила с местными жительницами Надеждой и Юлией и выяснила, что ждет россиян в Латвии. Девушки рассказали, как относятся к русскоговорящим, что думают о Путине, есть ли шанс найти работу и стоит ли вообще туда переезжать.

Как часто вы используете русский язык в своей стране, особенно на работе и в повседневной жизни?

Юлия: Русским языком я пользуюсь большую часть времени в повседневной жизни, потому что я живу не в Риге, а скорее в русском городе. Здесь латышскую речь можно услышать очень редко. На работе я в основном говорю на латышском, но это зависит от того, с кем из коллег общаюсь.

Как в Риге относятся к русским?

Что касается школы, то я училась в билингвальном учебном заведении и на латышском мы говорили разве что на специальных уроках. Я окончила школу в 2016 году, а сейчас в этом же заведении и с этими же учителями учится моя сестра. Уроки проходят на латышском полностью, и даже те учителя, которые не знают толком языка, вынуждены с горем пополам на нем говорить. В противном случае их могут уволить. Настолько все изменилось за это время.

Надежда: Сейчас мы общаемся в основном на русском языке, поскольку моя семья и некоторые коллеги говорят на нем. Но когда необходимо общаться с представителями гос или медучреждений, то это только на латышском. Устно и письменно тоже исключительно на государственном языке. Если начнешь говорить на русском, буквально сразу услышишь “не понимаю”. Заявление, написанное на русском, даже рассматривать не будут.

Относятся ли местные жители с пренебрежением к русскоговорящим?

Юлия: Насчет этого вопроса точно не могу утверждать, поскольку живу в городе, где преобладает русскоязычное население, но можно судить по латвийскому TikTok. Если зайти в комментарии к людям, которые живут в этой стране и ведут свои соцсети на русском и они как-то затрагивают тему языка, то можно увидеть тех, кто будет требовать говорить на госязыке. Но эта ситуация работает и в обратную сторону: если латыши не знают русский, то до них тоже могут докопаться.

Конфликты случаются. Больше я видела это у старшего поколения, но более молодые придерживаются позиции, что главное с человеком договориться, а на каком языке – это уже не важно. Потому что в речи мы вообще используем сразу три языка: латышский, русский и английский. Если послушать школьников, то там вообще целая смесь.

Как вообще относятся к русским: к туристам и эмигрантам?

Юлия: К русским туристам и эмигрантам относятся, пожалуй, так же, как и в любой другой стране. Если ты уважительно относишься к чужой культуре, не ведешь себя как быдло, то в принципе все будет в порядке. Положительно и с понимаем относятся и к тем, кто старается познать местные язык и культуру.

Надежда: “Понаехали”. У нас население преимущественно русскоговорящее: одним больше, одним меньше – все равно. Одинаковое отношение ко всем, хоть ты тут с рождения, хоть турист, хоть эмигрант.

Я слышала, что детям в школах не разрешают говорить на русском. Какие в Латвии есть языковые запреты?

Надежда: Телевидение заблокировано. Если раньше по кабельному показывали канал РТР Россия, то сейчас его нет. Из-за этого многие испытывают неудобство, в основном, пожилые люди, конечно. Они ведь всю жизнь его смотрели. В интернете тоже не посмотришь – сайты блокируют.

Юлия: Ходят разные слухи и в местных, и в российских СМИ, я видела. Но если ребенок заговорит на русском в детском саду или в школе, никто его за это наказывать не будет. Но в той же школе урок должен проводиться на латышском языке, а неформальное общение никто не запрещает. Раньше легче к этому относились, не было такой проблемы.

Я выпускалась из школы и думала: “А зачем мне латышский язык, если я его нигде не использую, кроме уроков латышского?”. Потом уже пошел университет, устройство на работу, и оказалось, что он все же нужен.

Есть ли у русскоговорящих проблемы с устройством на работу? Дают ли им занимать руководящие должности?

Надежда: Без знания латышского языка это нереально. Везде требуется язык и документальное подтверждение о его категории. Хотя бы минимальный уровень должен быть. В идеале необходимо закончить государственную школу или университет, тогда сразу же присваивается высшая категория языка.

Юлия: В сертификате обычно отмечен уровень латышского языка. Самый низкий у нас А1–А2, В1–В2 – это средний, и высший, который нужен депутатам и политикам, – С1–С2. Этот экзамен мы сдаем сначала в школе, в 9 классе, потом, если мы остаемся до 12 класса, то еще раз сдаем в 12 классе и из школы выпускаемся с уровнем. В законе у нас прописан классификатор всех профессий и на каждую конкретную работу указан определенный уровень.

Надежда: В международных компаниях в основном говорят на иностранных языках. Еще транспортные компании, которые занимаются грузоперевозками. Вот они могут взять на работу.

Что касается руководящих должностей, тут все зависит от работодателя и насколько он лоялен. Либо твою кандидатуру даже не будут рассматривать, либо отправят на курсы. На руководящей должности необходима высшая категория языка.

Насколько свободно себя чувствует человек, проживающий в Латвии, но не имеющий гражданства?

Надежда: Он не имеет права голоса и не может участвовать в выборах, даже если живет тут всю жизнь в статусе “негражданина”. Чтобы получить гражданство, тоже надо попеть: придется прожить 5 лет в стране, сдать экзамены на знание истории и языка.

Юлия: Не имея ни гражданства, ни ВНЖ очень сложно с получением медицинских услуг, об образовании я бы такого не сказала. В этом случае дают временный вид на жительство и получить его достаточно легко.

Как в Латвии относятся к Путину?

Юлия: К Путину относят по-разному, в принципе, как и везде, но это что касается русских семей здесь. Латыши, предполагаю, относятся либо нейтрально, думая, что их это не касается, либо негативно.

Надежда: Неоднозначно. Лучше у нас эту тему не поднимать.

Рекомендуешь ли переезжать русским в Латвию?

Надежда: Хотите трудной жизни – пожалуйста.

Юлия: Здесь попроще, все же можно найти русский язык, и если объективно, то тут получше уровень жизни. Но если уж переезжать, то лучше в Германию, во Францию. Там зарплаты больше, уровень жизни в разы лучше, чем у нас. Как перевалочный пункт Латвия может сойти, чтобы понять, подходит ли тебе уровень жизни за границей.

Ранее Readovka писала о том, что «ненависть к русским – это стереотип»: россиянка из Нью-Йорка рассказала правду о жизни в США. «Ненависть к русским – это стереотип»: россиянка из Нью-Йорка рассказала правду о жизни в США «Я нашла себя и место, где мне комфортно»

Источник

Не опасно ли русским туристам ехать в Ригу и как там к ним относятся?

Перед тем как отправиться в новый город, туристы интересуются, на каком языке придется общаться и насколько хорошо местное население относится к приезжим. А как обстоит ситуация в Риге с русским языком и как в целом здесь относятся к русским?

Несмотря на существующие стереотипы о недоброжелательном отношении к русскому населению в Латвии после распада СССР, ситуация здесь не настолько напряженная. А в самой столице, можно сказать, благоприятная. Конечно, для того, чтобы полностью понять, как в этом городе относятся к русским, необходимо провести здесь некоторое время.

Оба менталитета схожи между собой, но все же существуют определенные сложности. На это есть некоторые причины:

  • Языковая политика страны направлена на развитие своего родного латышского языка и его повсеместное использование в сферах жизни. Разговоры на русском при этом стараются сократить и исключить на государственном уровне. Однако многие граждане Латвии являются его носителями, что государство признавать отказывается.
  • Отношение к русскоговорящему населению в Латвии напрямую связано с непростой ситуацией между Россией и Украиной. К приезжим же из других стран СНГ отнесутся немного иначе.

Русский язык в Латвии не имеет официального статуса, однако он стоит наравне с латышским. В латвийских городах можно услышать русскую речь вперемешку с прибалтийским призвуком. Гуляя по улицам города, Вы все еще сможете встретить вывески на этом языке, а также посмотреть фильм с субтитрами на русском.

В муниципальных учреждениях, магазинах, кафе и парикмахерских Вы непременно найдете тех, кто заведет с Вами разговор и будет свободно изъясняться по-русски.

Адаптация для русскоговорящего человека в густонаселенной Риге не вызовет особых проблем, так как приехав сюда, он по сути попадет в родное языковое поле и всегда сможет найти собеседника. Очевидно, эта заслуга принадлежит мэру города Нилу Ушакову, который по национальности является русским.

Несмотря на нестабильные настроения в Европе, Рига остается дружественным местом, где всегда рады гостям. Вас непременно поселят в отель и Вы не подвергнитесь хамским нападкам только из-за владения Вашим родным языком и разговоров на нем. Это безопасный и уютный город для приезжих, с которыми стараются изъясняться на понятном языке – и не важно русский это, английский или латышский.

Видео по теме

Предлагаем посмотреть видео, в котором русские путешественники рассказывают о том, как к ним отнеслись в Латвии:

Источник

Митрофанов: Положение русских в Латвии пугающе напоминает о евреях в рейхе

Фрагмент мемориала на месте Хоральной синагоги в Риге, сожжённой нацистами с живыми людьми внутри. Иллюстрация: соцсети.

Сопредседатель партии «Русский союз Латвии», депутат самоуправления Риги Мирослав Митрофанов сравнил положение, в котором оказались русскоязычные в этой стране с ситуацией с евреями в нацистском рейхе. Митрофанов провёл ряд пугающих параллелей, которые, по его мнению, должны заставить задуматься.

«С чего начинался нацизм в 20-м веке? Со свастики и факельных шествий? Нет, конечно. Свастика и факельные шествия — это внешние атрибуты. Они были за тысячи лет до и будут использоваться через тысячи лет после того, как человечество переболеет этой болезнью.

Нацизм начинается с деления людей на ДОСТОЙНЫХ и НЕДОСТОЙНЫХ. Не в смысле уважаемых или не уважаемых, а в смысле достойных или недостойных ЖИТЬ НА ЭТОМ СВЕТЕ. Нацизм начинается с пропаганды, направленной на травлю людей, объявленных „недостойными“. Это называется дегуманизация, или расчеловечивание. Её цель — лишение группы людей, объявленных „недостойными“ всех положительных человеческих качеств в глазах большинства, после чего „недостойное“ меньшинство будет не жалко репрессировать и убивать», — отмечает политик.

Митрофанов подчеркивает, что Холокост начинался задолго до массового физического уничтожения евреев. «Холокост начинался со статей в немецких и латвийских газетах, которые десятилетиями писали гадости про евреев, отказывали им в каких-либо положительных человеческих качествах. Постепенно читатели этих газет, которые раньше не интересовались евреями, и даже не пересекались с ними в жизни, вдруг осознавали, что дальше не смогут спокойно жить, не решив окончательно „еврейский вопрос“.

Пришло время, и они его решили — окончательно, а главное без угрызений совести. Ибо убивали не обычных людей, а созданный пропагандистами искусственный конструкт — мерзких нелюдей. Прошло более семидесяти лет. Сегодня в Латвии газеты, порталы и социальные сети полны выпадами и оскорблениями в адрес местных русских. Государство пока это впрямую не поощряет, но и особо не борется.

Несмотря на призыв правящих политиков не перекладывать вину за войну на Украине на русскоязычных сограждан, поток ненавистных высказываний усиливается», — отмечает депутат.

«Штатные пропагандисты и „русофобы-любители“ в комментариях чаще всего травят как бы не всю национальную группу, а её искусственно надуманную часть — неких „ватников“, „русских шовинистов“ или „путинистов“. Но набор признаков, по которым пропагандисты выделяют объект для травли, однозначно описывает большинство местных русских. Вот пример одной из публикаций.

Статья в главной электронной газете страны — delfi.lv. Название Kā nogāzt Pārdaugavas spoku? („Как повалить призрак в Пардаугаве?“ имеется в виду советский памятник Освободителям Риги, пока еще находящийся в рижском районе Пардаугава — EADaily) Автор — Вилис Селецкис. Ирония судьбы заключается в том, что данный пропагандист получил идеологическое образование при СССР, Селецкис — бывший член КПСС. Использует навыки идеолога тоталитарного режима в условиях современной конъюнктуры. Сегодня востребована национальная ненависть, и Селецкис усиленно натравливает латышей на своих русских соседей», — пишет Митрофанов.

Он подчеркивает, что дегуманизация в исполнении Вилиса Селецкиса начинается с выделения как бы группы внутри латвийских русских — тех, кто отмечает 9 мая. «Он специально оговаривается, что есть и «правильные» русские. Но поскольку традиция 9 мая важна для подавляющего большинства русскоязычных жителей страны, получается, что профессиональный пропагандист разжигает ненависть по отношению к русским в целом. Вот какими нелюдьми, лишенными каких-либо положительных человеческих качеств, Селецкис изображает людей, возлагающих цветы к памятнику Освободителям в Пардаугаве: «…Любители Пардаугавского монстра даже не попытались интегрироваться в местное общество, освоить латышский язык и до нынешнего времени демонстрируют оккупантскую природу…

… Они до сих пор славят Сталина, не соображая, что усатый диктатор… во времена Второй мировой войны убил больше русских, чем Гитлер…

… русский солдат многим народам, в том числе латышам, нёс долгие годы оккупации, тысячи репрессированных людей, скотские вагоны, ГУЛАГ…

… ненавидят Латвию и Европу. В их груди всё ещё бьётся сердце оккупанта…

… эти люди стали более кровожадными, поскольку защищают силы, которые здесь в соседней стране убивают детей и насилуют женщин…

… не могут обуздать свою агрессивную ненависть и срывают украинские флаги, разбивают украинские машины, посылают угрожающие письма журналистам, которые защищают Украину, оклеивают стену свастикой — буквой Z. Нет ни малейшего сомнения, что наиболее активные отмечающие 9 мая — это люди, которым Латвия ненавистна … Это точно пятая колонна.

…снос памятника стал бы таким ударом по мозгам «советских»…

.. Если не будет памятника, те кто молятся на 9 мая будут собираться где-то ещё и там скандировать свои речи, играть на «гармошке», пить водку и заедать воблой.

… Поэтому снос памятника ни в малейшей мере не уменьшит угрозы, которые вызывает живущая в Латвии пятая колонна. Они здесь останутся и продолжат ненавидеть Латвию».

Убивать «советских» Селецкис не предлагает, требует их интенсивно «перевоспитывать».», — цитирует Митрофанов.

Также он приводит, что пишет про события 9 и 10 мая этого года в Риге другой профессиональный пропагандист и любитель языка ненависти — Моника Зиле. «Которая обучалась тоталитаризму ни где-нибудь, а в Высшей партийной школе ЦК КПСС, и поэтому точно знает, что бесплатно ни один человек к памятнику в Пардаугаве цветы не понесёт:

«…то, сколько Кремль потратил на организацию этого агрессивного имперского шабаша и насколько результат окупился, останется тайной. Уверенно можно сказать, что в Латвии мероприятие „чествования героизма дедов“ получилось ярким… С фейерверками и плясками у Рижского памятника оккупантам рядом с выставкой про зверства русской армии на Украине».

После подготовки общественного сознания старыми штатными пропагандистами, избежавшими люстрации 30 лет назад, эстафету языка ненависти подхватили депутаты-«патриоты»: Александрс Кирштейнс высказался в пользу помещения отмечающих 9 мая в концлагерь, а депутат Янис Иесалниекс — за этнические чистки. Впрочем, высказывания последнего столь скандально напомнили о судьбе высланных из Латвии 1939 году немцев и уничтоженных в 1941 году латвийских евреев, что депутату пришлось признать, что он несколько погорячился и «лояльных» инородцев его слова не касались», — напомнил Митрофанов.

«Но мутная волна ксенофобии продолжает сводить с ума неустойчивую к нацистской пропаганде публику. В Риге 20 мая был проведён марш сторонников депортации „нелояльных граждан“, а на площадке manabalss.lv продолжается сбор подписей под призывом к той самой депортации. Это напоминает нацистский проект о принудительной высылке евреев из Европы на Мадагаскар в 1940 году.

Оба проекта одинаково невозможно реализовать. И именно поэтому оба они — это шаг к повышению степени агрессии по отношению к „недостойным“ жителям. Носители тоталитарной идеологии как в прошлом столетии, так и сегодня, любят сравнивать „недостойных“ сограждан с насекомыми. Так, фельетонист „Латвияс Авизе“ Эгил Лицитис, перепутавший иронию с языком ненависти, назвал в своей статье все партии русскоязычной общины Латвии „пропутинскими“ и призвал спецслужбы относиться к латвийским русским политикам следующим образом: „…наблюдать и анализировать как насекомых под увеличительным стеклом, чтобы находить блох и клещей и их нейтрализовывать“. А вот это уже призыв к расправам», — считает Мирослав Митрофанов.

Он напоминает, что в 40-х нацисты развешивали плакаты, сравнивавшие евреев с вредными насекомыми, и призывающие «положить конец этому бедствию».

«Что делать? Мы направляем обращение к властям Евросоюза, поскольку язык ненависти напрямую запрещён законами ЕС. Мы подадим официальную петицию в Европарламент, под которой подписаться может любой житель Латвии, чем самым усилив „вес“ этого обращения. Надо остановить мутную волну общественной ксенофобии в Латвии, пока она не переросла в государственный нацизм. Место сбора подписей — в Риге, на Рупниецибас, 9. Время каждый день — с 10.00 до 18.00 до 9 июля включительно», — заключил политик.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...