Когда Рига была присоединена к России

Ништадтский мирный договор: за сколько Петр I купил у шведов Прибалтику

Российская империя в свое время представляла собой огромную территорию, которая по площади превышала 22 млн квадратных метров – это гораздо больше площади СССР. Некоторые земли империя получила благодаря грамотным военным стратегиям. Хотя есть территории, которые были попросту куплены.

Речь идет о Ништадтском мирном договоре, который завершил Северную войну между Россией и Швецией. Согласно ему участок Карелии, Эстляндия, Ингерманландия и Лифляндия отошли Петру I за 2 млн ефимков (серебряных монет) – это почти 56 тонн серебра.

Все эти территории в то время принадлежали шведам, которые таким способом неплохо пополнили свою казну. Россия стала законным обладателем прибалтийских земель. Ништадтское перемирие заключили в 1721 году. Спустя пару месяцев, русское православное царство было провозглашено как Российская империя, а сам Петр I получил статус императора.

Административная система этих территорий была развита очень слабо, для общения жители использовали немецкий язык. После вхождения в Россию эти губернии начали стремительно развиваться.

Возбуждено уголовное дело по факту сноса памятника воинам — освободителям в Риге

Лифляндская губерния

Часть бывшей шведской Ливонии, которая в 1721 году отошла Российской империи. До 1783 года являлась частью остзейских губерний. Пролегая через Рижский залив, территория губернии имела важное стратегическое значение для России. Большую часть населения составляли эстонцы, латыши и ливы. После присоединения к России территория была преобразована в Рижскую губернию.

Сегодня большая часть Лифляндии принадлежит Латвии, остальная – после революции отошла Эстонии.

Ингерманландия

Крупный исторический регион, расположенный в северо-западной части России. Граничит с Эстонией до территории Карельского перешейка. С учетом географического принципа современная Ленинградская область до XVIII в. и являлась Ингерманландской губернией, которая в составе остзейских губерний стала частью России.

Спустя несколько десятков лет, губерния стала крупным административным объектом, на ее территории согласно переписи населения проживало более 100 тыс. ингерманландцев и около 13 тыс. финнов. Название «Ингерманландия» пошло от шведов и сейчас встречается только в исторических сводках. В русской интерпретации это звучит как «Ижорская» земля. Принято считать, что именно «ижорцы» являются коренным населением Ингерманландии. На сегодняшний день их осталось около 400 человек.

Эстляндия

Историческая область, до революции принадлежавшая Российской империи. Так сложилось, что эта территория в разное время принадлежала разным государствам, среди них – Швеция, Дания и Россия. После присоединения область сохранила административные каноны, которые были установлены еще в период шведского господства. Чтобы соединить все территории империи в единое целое и привести их не только к единому политическому, но и экономическому знаменателю, Петру I пришлось приложить немало усилий.

В Риге снесли памятник советским солдатам

Со времен существования Российской империи прошло много времени. Естественно, территориальные признаки могучей державы потеряли свою актуальность. Однако и по сей день в политических кругах ведется много споров. Многие считают, что прибалтийские земли по праву принадлежат России, т.к. куплены с соблюдением всех правовых норм.

Источник

Когда Рига была присоединена к россии

рактер. При отсутствии пролетариата крестьяне не имели надежного союзника и гегемона. Но даже разрозненные выступления крепостных представляли огромную революционную силу, направленную против феодализма, крепостнического строя, В совместной борьбе против общих врагов — царизма и помещиков-крепостников — росла и крепла дружба русских и латышских трудящихся масс. Русский народ стал союзником, другом и защитником латышского народа в борьбе за социальное и национальное освобождение 12.

В революционно-освободительной борьбе против царизма и крепостничества, развернувшейся в первой половине XIX в., участвовали как латышский, так и все другие народы России. В этой совместной борьбе ведущая роль принадлежала великому русскому народу. На борьбу против царизма и крепостничества выступили Радищев, декабристы, русские революционные демократы — Герцен, Белинский, Добролюбов и Чернышевский. Их революционные идеи сделались достоянием передовой интеллигенции всех народов, в том числе и латышского народа. Декабрист Пестель, революционные демократы Герцен, Огарев, Чернышевский и другие обращали внимание передовой русской общественности на невыносимо тяжелое положение крестьян прибалтийских губерний и внимательно следили за развитием! крестьянского движения в Эстонии и Латвии.

В своей «Русской Правде» П. И. Пестель вскрыл сущность безземельного освобождения латышских крестьян от крепостной зависимости в 1817 — 1819 гг. и показал, что латышские крестьяне находятся «в состоянии, гораздо менее благоденственном, нежели крестьяне русские, несмотря на мнимую вольность, им дарованную» 13. После свержения царизма, по мнению Пестеля, следовало «все меры принять для совершенного и окончательного искоренения остатков феодализма и для приведения положения латышей в согласие с коренными правилами, долженствующими служить основанием всякому благому устройству в государстве» 14. Декабрист Н. И. Тургенев, увидев, какие тяжелые последствия имело освобождение крестьян в прибалтийских губерниях, порицал прибалтийских помещиков за ограбление латышских и эстонских крестьян под предлогом ликвидации их личной зависимости. А. И. Герцен и Н. П. Огарев считали аграрные отношения, сложившиеся в прибалтийских губерниях после безземельного освобождения крестьян, наихудшим обманом и ограблением народных масс. Восстание эстонских крестьян в Махтра и волнения латышских крестьян 1858 года встретили сочувствие передовой русской общественности. В ряде статей, помещенных в «Колоколе», А. И. Герцен заклеймил позором режим полукрепостнической эксплуатации и дикого произвола, установленный немецкими баронами и царским самодержавием.

Против пережитков крепостничества в прибалтийских губерниях с наибольшей последовательностью выступал великий русский революционный демократ Н. Г. Чернышевский. В нелегальной прокламации «Барским крестьянам» Чернышевский поведал русским крестьянам о печальной жизни латышских крестьян и батраков, «освобожденных» без земли. Последовательно проводя идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых дворянских властей и порядков, Н. Г. Чернышевский на примере неприглядной жизни латышского крестьянина агитировал за вооруженное восстание против царизма.

Оценивая возможности революционного переворота в России, приурочивавшегося к 1861 г., Огарев относил прибалтийские губернии и Ригу к району возможного народного восстания, в котором движущей силой революционного переворота должен был явиться народ, латышские и

12 См. «История Латвийской ССР». Т. I, стр. 620 — 621.

13 П. И. Пестель. «Русская Правда». СПБ. 1906, стр. 42.

14 Там же, стр. 42 — 43.

эстонские крестьяне. Для агитации среди крестьян прибалтийских губерний предполагалось использовать русское население Риги, преимущественно преследовавшихся царским правительством раскольников. В этом же плане предусматривалось, что после свержения царизма и провозглашения республики создастся федеративный союз автономных областей. В основу организации областей Огаревым и Герценом были положены два начала — экономическое и национальное. Прибалтийские губернии, по мнению составителей плана, должны были образовать отдельную Прибалтийскую область, причем немцы обязаны были подчиниться общим требованиям и уступить крестьянам землю за выкуп 15.

Несмотря на свой утопически-заговорщицкий характер, этот план свидетельствует о том, что русские революционные демократы учитывали особенности аграрных отношений в прибалтийских губерниях и в борьбе за свержение самодержавия стремились установить единство трудящихся всех народов России.

Лучшие представители нарождавшейся латышской интеллигенции воспитывались на славных традициях русских революционных демократов. Студент Петербургского университета Петр Давидович Баллод в начале 60-х годов принимал самое активное участие в революционном движении, организовал нелегальную типографию, распространял прокламации. Баллод был близко связан с Д. Писаревым, но своим идейным руководителем считал Н. Г. Чернышевского, который, в свою очередь, одобрительно относился к молодому латышскому революционеру.

Прогрессивное значение присоединения Латвии к России сказалось и на развитии культуры латышского народа. С присоединением к России латышская культура поднимается на новую ступень, латышский язык обогащается словами, перешедшими из русского языка. Сильное русское влияние проявляется в латышском фольклоре — в народных песнях, сказках, загадках, поговорках и прибаутках. В результате повседневного общения латышского народа с русским! элементы русского влияния сказываются во всех проявлениях народного творчества — в орнаменте, крестьянской одежде, в технике изготовления предметов домашнего обихода.

Немецкие бароны и лютеранские пасторы сознательно чинили всякого рода препятствия изучению латышами русского языка. До середины XIX в. отсутствовали переводы произведений русских писателей на латышский язык. Освободительные идеи передовой русской литературы, русских революционных демократов лишь окольными путями и спорадически доходили до латышских крестьян.

Задавленным крепостническим и национальным гнетом, нуждой и темнотой латышским крестьянам всячески мешали пользоваться достижениями культуры великого русского народа. Но все же вопреки реакционной политике царизма, помещиков и капиталистов освободительные идеи русских революционеров проникали в пределы прибалтийских губерний. Нельзя считать простым совпадением или случайностью, что после выхода в свет знаменитой книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) появилась книга прибалтийско-немецкого публициста Г. Меркеля «Латыши, особливо в Лифляндии в конце философского столетия» (1796 г.), разоблачавшая феодально-крепостнические отношения в Латвии.

Г. Меркель не был революционером и в отличие от А. Н. Радищева не понимал, что крепостное рабство и царское самодержавие неразрывно связаны между собой. Он не призывал к свержению царизма революционным путем, а ограничивался разоблачением ужасов дикого произвола и крепостнической эксплуатации, которым подвергались латышские крестьяне к концу XVIII века. Однако литературная деятельность Г. Меркеля оставила глубокий след в развитии прогрессивной латышской общественной мысли. Г. Меркель — первый прибалтийский публицист, выступивший

15 «Литературное наследство». Т. 61. Герцен и Огарев. 1953, стр. 471.

за экономическое, политическое и культурное сближение с Россией и русским народом. В своих газетных статьях он предсказывал великое и славное будущее русского народа и России. На сочинениях Г. Меркеля воспитывались идеологи нарождавшейся латышской буржуазии.

К. Валдемар, Ю. Аллунан, К. Биезбардис и другие младолатыши продолжали традиции Г. Меркеля, ведя беспощадную борьбу за искоренение остатков крепостничества и за буржуазные реформы. Младолатыши пропагандировали тесное сближение с русским: народом, распространяли среди латышей знание русского языка и русской литературы. Они много сделали для приобщения латышского народа к великой сокровищнице русской культуры.

Начиная со второй половины 50-х годов XIX в. из года в год увеличивалось число произведений русской классической литературы, переведенных на латышский язык. Талантливый поэт Ю. Аллунан переводил стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Г. Р. Державина и В. А. Жуковского, а также русские народные песни.

Развивая латышский литературный язык и прокладывая новые пути в латышской поэзии, Ю. Аллунан отказался от подражания немецким образцам и первый пошел на выучку к мастерам русского стихосложения. Младолатыши пропагандировали прогрессивные идеи русской литературы; переводы произведений русских писателей использовались как верное средство борьбы за культурную эмансипацию латышского народа, за освобождение его от духовной опеки со стороны лютеранских пасторов.

В 60-х и 70-х годах в латышском переводе появились произведения Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, Н. Г. Помяловского и М. Е. Салтыкова-Щедрина. В газетах и сборниках печатались статьи младолатышей о русской культуре, о русских писателях, например, очерки Ф. Бривземниека о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, А. С. Грибоедова, и другие.

По цензурным условиям переводчики и издатели часто вынуждены были опускать имя автора. Во второй половине XIX в. под запретом оказались имена Н. Г. Чернышевского и других русских революционных демократов. Без упоминания имени Салтыкова-Щедрина был опубликован на латышском языке сборник его рассказов и сказок. Никакие ухищрения царской цензуры не могли помешать распространению в латышском народе великих освободительных идей передового русского общественного движения и русской литературы.

Цензура латышских книг и периодических изданий, как правило, находилась в руках чиновников из прибалтийских немцев, которые не допускали даже критики местных аграрных порядков и чинили всяческие препятствия сближению латышского народа с русским народом. Младолатыши были вынуждены перенести свою деятельность в Петербург и Москву, где цензурные условия для них оказались более благоприятными.

В истории национально-освободительной борьбы латышского народа выдающуюся роль сыграл орган младолатышей «Петербургская газета» («Peterburgas aviza»), выходившая в 1862 — 1865 годах. После закрытия этой газеты по настоянию прибалтийского немецкого дворянства младолатыши во главе с К. Валдемаром использовали русские периодические издания, выходившие в Петербурге и Москве, а также в провинциальных городах. Без этой поддержки русской печати и русского общественного мнения было бы немыслимо освобождение культуры латышского народа из-под опеки прибалтийских баронов и лютеранских пасторов. Латышская интеллигенция, получившая образование в русских университетах, была вынуждена искать работу и средства к существованию за пределами Латвии. В русских городах, на Украине и в других местностях России протекала жизнь и творческая деятельность классиков латышской живописи К. Гуна, Ю. Федерса и др.

Многие представители латышской интеллигенции самостоятельно изучали русский язык и знакомились с русской литературой в подлин-

киках. Во второй половине XIX в. русские книги и периодические издания получили широкое распространение во всей Латвии. Они встречались и в частных библиотеках латышских народных учителей. С каждым годом увеличивалось количество подписчиков на русские периодические издания. Росло число подписчиков на журнал «Современник».

Еще большее распространение получил журнал «Отечественные записки», который при содействии народных учителей проникал даже в латышскую деревню. В «Отечественных записках» (1867, N 5) были опубликованы также первые русские переводы латышских стихотворений и памфлетов, до этого распространявшихся в рукописных сборниках.

Критические статьи Белинского, Добролюбова и Чернышевского воспитали не одно поколение латышских писателей и публицистов. Эстетические взгляды русских революционных демократов, особенно Н. Г. Чернышевского, пропагандировались в латышских периодических изданиях. Так, например, в газете «Tevija» («Отчизна»), выходившей в 1884 — 1885 гг., была опубликована статья о реализме в литературе. В ней излагались взгляды русских революционных демократов на литературу. В своей программной статье газета «Tevija» обещала публиковать материалы, освещающие положение латышского народа и его исторические связи с Россией и русским народом.

Программу, намеченную газетой «Tevija», проводила издававшаяся с 1886 г. газета прогрессивной латышской общественности «Dienas Lapa» («Ежедневный листок»). С 1888 г. ее редактором стал один из основателей латышской социал-демократии, П. Стучка, а с 1891 г. — народный поэт Я. Райнис. «Dienas Lapa» широко пропагандировала классическую русскую литературу и впервые познакомила латышского читателя с произведениями великого пролетарского писателя А. М. Горького. В меру цензурных возможностей газета распространяла идеи марксизма, приводила выдержки из произведений Маркса и Энгельса. На ее страницах острой критике подвергались латышские буржуазные националисты и беспощадно разоблачалась реакционная роль лютеранских пасторов и немецких баронов.

В пропаганде классиков русской литературы большую роль сыграл первый латышский литературно-художественный журнал «Ауструмс», («Austrums»), который сначала (с 1885 по 1887 г.) издавался в Москве, а затем в Риге. В журнале печатались переводы произведений Тургенева, Толстого, Гончарова и других русских писателей. Редакция журнала многое сделала для воспитания латышских писателей на принципах передовой русской литературы.

Влияние революционного движения в России, идей русских революционных демократов и русских марксистов на латышский народ лишь в незначительной мере осуществлялось через легальные латышские издания. Трудно, а порою и невозможно выявить все пути и каналы, по которым идеи русских революционеров, русские нелегальные издания, прокламации проникали в среду латышского народа, обогащали его культуру.

В конце 80-х годов XIX в. жандармский полковник Прозоровский сообщал, что к русскому революционному движению примкнула значительная часть латышской молодежи. Он считал, что именно в русских университетах латышские студенты познакомились с «ультралиберальными» направлениями как в области литературы, так и в области экономических учений. Настоящей школой революционной теории были русские студенческие кружки в Тартуском университете и Рижском политехническом институте, в которых принимало участие старшее поколение латышских революционных марксистов. Еще более плодотворным в этом отношении было пребывание латышской учащейся молодежи в Петербургском, Московском и других русских университетах.

Капиталистическая промышленность в прибалтийских губерниях развивалась медленнее, чем в промышленных районах Петербурга и Москвы.

В первой четверти XIX в. на территории Латвии и Эстонии появились отдельные предприятия типа капиталистической мануфактуры, а зачатки фабричной промышленности относятся к 30-м и 40-м годам. К первой половине XIX в. относится и зарождение промышленного пролетариата Латвии. Пережитки крепостничества задерживали переход крестьян из латышской деревни на работу в промышленности.

До 30-х годов XIX в. в промышленности Латвии преобладали русские рабочие — оброчные крестьяне из нечерноземной полосы России. С 30-х годов начал постепенно складываться и промышленный пролетариат за счет выходцев из латышской деревни, из Литвы и Белоруссии. Во второй половине XIX в., в связи с быстрым подъемом капиталистической промышленности, окончательно вырос и окреп многочисленный промышленный пролетариат Латвии, ставший составной частью российского пролетариата.

Вплоть до 90-х годов XIX в. революционное «движение латвийского пролетариата отставало от движения русских рабочих. Но начиная с забастовок 1895 и 1896 гг. и с «Рижского бунта» 1899 г. рабочее движение в Латвии стало нарастать бурными темпами. В годы первой русской революции латвийский пролетариат шел в первых рядах борцов против царского самодержавия.

Решающее значение для развития русского и международного рабочего движения имело основание большевистской партии, марксистской партии нового типа, возглавившей борьбу трудящихся России против царизма и капитализма. В тесной связи с революционным движением в России, под непосредственным влиянием и руководством русских марксистов в 90-х годах XIX в. были основаны первые социал-демократические кружки в Латвии.

Весной 1900 г. В. И. Ленин, приехав в Ригу, установил личный контакт с латышскими социал-демократами. Ленинская «Искра» воспитывала и организовала первые кадры революционной латышской социал-демократии. Большую роль в организации латышской социал-демократической рабочей партии сыграла рижская организация русских социал-демократов, возникшая в 1901 году. Объединяя в своих рядах революционных рабочих всех национальностей, РСДРП вела трудящихся России на самоотверженную борьбу с врагом.

В ответ на первые известия о петербургских кровавых событиях 9 января 1905 года в Риге под руководством большевиков началась всеобщая политическая забастовка. 13 января произошла внушительная демонстрация у железнодорожного моста, во Бремя которой было убито около 80 человек, а раненых насчитывалось до 200. В годы первой русской революции латышский пролетариат, по оценке В. И. Ленина, занимал одно из первых мест в борьбе против самодержавия и всех сил старого строя: «Он больше, чем кто-либо другой, втянул в великую революционную борьбу против царизма и помещиков латышский сельскохозяйственный пролетариат и латышское крестьянство» 16. Латышские большевики, несмотря на отдельные промахи, стали одним, из передовых отрядов российской социал-демократии.

Ленинская политика партии, основанная на принципах пролетарского интернационализма, способствовала сближению трудящихся всех народов России и установлению между ними тесного союза. В 1906 г. состоялось объединение Латышской социал-демократической рабочей партии с РСДРП. Единство революционной борьбы российского пролетариата, ярко проявившееся в дни буржуазно-демократической революции 1905 — 1907 гг., еще больше окрепло в тяжелые годы столыпинской реакции, в годы нового революционного подъема и первой мировой войны. Большевистская партия добилась слияния национально-освободительного движения угнетенных национальностей России с борьбой рабочих против буржуазно-помещичьего строя, за установление диктатуры пролетариата.

Источник

300-летие присоединения Прибалтики

Три века вместе: исполняется 300 лет присоединению Петром Великим Прибалтики к России.

Балтское население Прибалтики и русские имели давние, многовековые, добрососедские контакты, начало которых относится к самому основанию Русского государства в IX в. Достаточно вспомнить основание в 1030 г. великим князем Ярославом Мудрым крепости Юрьев вблизи Чудского озера (ныне – город Тарту в Эстонии). Эти земли были вассалами Киевской Руси, затем – Новгородской республики. Русские княжества содействовали культурному развитию этого края, принесли в Прибалтику православное христианство. Однако в период феодальной раздробленности русских земель Прибалтика вышла из сферы нашего влияния.

В 1219 г. датчане предприняли крестовый поход и захватили север Эстонии, но уже в 1223 г. местное население подняло восстание против датчан и призвало на помощь русские княжества. Русские пришли на помощь, но последовавшее в 1223 г. поражение русских войск от монголов на Калке заставило нас перебросить силы из Прибалтики на защиту русских земель.

В результате к 1227 г. войска Дании и Ордена меченосцев вновь захватили Эстонию. По договору 1238 г. Эстония была разделена между Данией и Орденом: датчанам достался север, а немцам – юг Эстонии. Крестоносцы занимались систематическим истреблением эстов, насильно обращая их в католичество и убивая несогласных. Это повлекло серию восстаний против немецко-датского господства, но без русской помощи эти восстания были обречены на неуспех, а Россия тогда сама находилась под монголо-татарским игом.
По договору 1346 г. датский король продал свои эстонские владения Ливонскому Ордену, который с тех пор владел всей Эстонией.

Приход немцев в Прибалтику начался с территории современной Латвии. В 1197 – 1199 гг. немецкие рыцари предприняли удачный поход, высадив свою армию с моря в устье Западной Двины, и завоевали часть Лифляндии. В 1201 г. ими была основана крепость Рига. В то время латы были вассалами русских княжеств и пользовались их защитой, а в верховьях Западной Двины располагались крепости Полоцкого княжества. В результате уже в 1207 г. разгорелся первый военный конфликт между Орденом меченосцев и Полоцким княжеством.

В результате долгих войн и набегов немецкие рыцари утвердились на землях Латвии и Эстонии, объединившись в Ливонский Орден. Орден вёл очень жестокую, кровавую политику по отношению к местному населению. Так, балтский народ пруссов, родственный современным латышам и литовцам, был немецкими рыцарями истреблён полностью. Латы и эсты были насильно обращены в католичество.

Государство Ливонского Ордена на территории Латвии и Эстонии просуществовало до Ливонской войны, начатой окрепшим Русским государством при Иване Грозном для защиты русских земель от угрозы со стороны крестоносцев и для защиты местного населения от немецкого произвола. В 1561 г. после военных поражений от русских войск великий магистр Готхард Кетлер принял титул герцога Курляндского и признал себя вассалом Польши. По итогам Ливонской войны, завершившейся в 1583 г., Эстония и север Латвии (Лифляндия) отошли Швеции, а юг Латвии (Курляндия) стал вассальным владением Польши.

Великое княжество Литовское, Русское и Жамойское, как полностью называлось это государство, существовало с XIII века по 1795 г. Ныне на его территории находятся Литва, Белоруссия и Украина. По наиболее распространённой версии Литовское государство было основано князем Миндовгом около 1240 г., который объединил литовские племена и начал поступательно присоединять раздробленные русские княжества. Эту политику продолжили и потомки Миндовга, особенно – великие князья Гедимин (1316 – 1341), Ольгерд (1345 – 1377) и Витовт (1392 – 1430). При них Литва присоединила земли Белой, Чёрной и Красной Руси, а также отвоевала у татар матерь городов русских – Киев. Официальным языком Великого княжества был русский (именно так он назывался в документах, украинские и белорусские националисты именуют его, соответственно, «староукраинским» и «старобелорусским»).

С 1385 г. между Литвой и Польшей было заключено несколько уний. Литовская шляхта стала перенимать польский язык, польскую культуру, переходить из православия в католичество. Местное население подвергалось притеснениям по религиозному признаку.

На несколько веков раньше, чем в Московской Руси, в Литве (по примеру владений Ливонского Ордена) было введено крепостное право: православные русские крестьяне стали личной собственностью полонизированной шляхты, перешедшей в католичество. В Литве полыхали религиозные восстания, а оставшаяся православная шляхта взывала к России. В 1558 г. началась Ливонская война.

В ходе Ливонской войны, неся ощутимые поражения от русских войск, Великое княжество Литовское в 1569 г. пошло на подписание Люблинской унии: Украина полностью отходила от княжества Польше, а сохранившиеся в составе княжества земли Литвы и Белоруссии входили с Польшей в состав конфедеративной Речи Посполитой, подчиняясь внешней политике Польши.

Результаты Ливонской войны 1558 – 1583 гг. закрепили положение Прибалтики на полтора века до начала Северной войны 1700 – 1721 гг.

Присоединение Прибалтики к России в ходе Северной войны совпало с проведением Петровских реформ. Тогда Лифляндия и Эстляндия вошли в состав Российской Империи. Сам Пётр I пытался невоенным способом наладить отношения с местным немецким дворянством, потомками немецких рыцарей. Первыми были присоединены Эстония и Видземе (по итогам войны в 1721 г.). И лишь спустя 54 года по итогам третьего раздела Речи Посполитой Великое княжество Литовское и герцогство Курляндское и Семигальское вошли в состав Российской Империи после подписания Екатериной II манифестов от 15 апреля и 19 декабря 1795 г.

На момент присоединения Лифляндии и Эстляндии на прибалтийской территории большую часть дворянства составляли именно немцы. Это объясняется тем, что орденское рыцарство до XVI в. регулярно пополнялось пришельцами из Германии.

Вопреки опасениям, никакого ущемления в правах со стороны Петра I и последующих царей не наблюдалось, скорее наоборот, экономическую и судебную системы урегулировали постепенно. В Эстляндии и Лифляндии после включения в состав России был сохранён местный законодательный корпус, в губерниях, ранее входивших в состав Великого княжества Литовского (Виленская, Витебская, Гродненская, Минская, Могилёвская губернии) было сохранено действие литовского Статута 1588 г. Дворянство Прибалтики без каких-либо ограничений получило права и привилегии российского дворянства. Более того, остзейские немцы (преимущественно – потомки немецких рыцарей из Лифляндской и Курляндской губерний) были если не более влиятельной, то, во всяком случае, не менее влиятельной, чем русские, национальностью в Империи: многочисленные сановники Империи имели остзейское происхождение. Екатерина II провела ряд административных реформ касательно управления губерниями, прав городов, где самостоятельность губернаторов возросла, однако фактическая власть, в реалиях времени, находилась в руках местного, прибалтийского дворянства.

К 1917 г. прибалтийские земли делились на Эстляндскую (центр в Ревеле – ныне Таллинн), Лифляндскую (центр – Рига), Курляндскую (центр в Митаве – ныне Елгава) и Виленскую губернии (центр в Вильно – ныне Вильнюс). Губернии характеризовались большой смешанностью населения: к началу XX в. в губерниях проживало около 4 миллионов человек, примерно половина из них была лютеранами, около четверти – католиками, и около 16% — православными. Губернии населяли эстонцы, латыши, литовцы, немцы, русские, поляки, в Виленской губернии была относительно высокая доля еврейского населения.

Следует отметить, что в Империи население прибалтийских губерний никогда не подвергалось какой-либо дискриминации. Наоборот, в Эстляндской и Лифляндской губерниях крепостное право было отменено, например, гораздо раньше, чем в остальной России, – уже в 1819 г. При условии знания русского языка для местного населения не было никаких ограничений при приёме на государственную службу. Императорское правительство активно развивало местную промышленность. Рига делила с Киевом право быть третьим по значимости административным, культурным и промышленным центром Империи после Санкт-Петербурга и Москвы.

С большим уважением царское правительство относилось к местным обычаям и правовым порядкам.

Как мы видим, ни в средневековой истории, ни в истории царского периода не существовало какой-либо напряжённости в отношениях между русским и прибалтийскими народами. Наоборот, именно в России эти народы находили источник защиты от иностранного угнетения, находили поддержку для развития своей культуры и сохранения своей самобытности под надёжной защитой Империи.

Но даже богатая традициями добрососедства русско-прибалтийская история оказалась бессильна перед современными проблемами в отношениях между странами, вызванными периодом коммунистического правления.

В 1917 – 1920 гг. прибалтийские государства (Эстония, Латвия и Литва) получили независимость от России. Тогда же в Прибалтике нашли прибежище многие представители русского дворянства, офицерства, купечества, интеллигенции, вынужденные бежать из России после победы красных в братоубийственной гражданской войне. Но, как известно, в 1940 г. после заключения пакта Молотова – Риббентропа последовало включение прибалтийских государств в состав СССР, что сопровождалось массовыми репрессиями и депортациями по социальному и политическому признаку в отношении местного населения со стороны советских карательных органов. Коммунистические репрессии как в 1940 – 1941 гг., как и фактическая гражданская война в Прибалтике в 1940-е – 1950-е гг. за возвращение стран на путь независимого цивилизованного развития против коммунистов, оставили глубокий болезненный рубец в исторической памяти у эстонцев, латышей, литовцев.

В 1990 г. прибалтийские государства провозгласили восстановление государственного суверенитета. Попытка коммунистов силой удержать власть, бросив танки и ОМОН против мирных демонстраций в Вильнюсе и Риге, не принесла успеха. Коммунизм в Прибалтике пал. К сожалению, многие отождествляют теперь русских и коммунистов.

Со стороны прибалтов это влечёт распространение на весь русский народ вины коммунистического правительства, от которого русский народ также пострадал, что вызывает русофобию. Со стороны русских это, увы, вызывает попытки оправдывать преступления коммунистов, которые не имеют оправдания. Но даже при таких отношениях в последние десятилетия стоит отметить, что до сих пор население прибалтийских стран, помимо официального языка, говорит и по-русски. Между Россией и прибалтийскими государствами развиваются экономические, культурные, туристические отношения. Нас связывают родственные связи, многолетняя история и культура. Хочется верить, что в дальнейшем отношения прибалтийских стран и России станут вновь дружественными и добрососедскими, ведь история имеет свойство повторяться не только в чём-то отрицательном…

Источник

LiveInternetLiveInternet

Вам не хочется, или некогда, долго варить холодец. А может быть, ради небольшого лотка прос.

Люди с одинаковыми именами имеют не только сходные привычки, характеры, предпочтения и спосо.

Для приготовления понадобится: печень- 500 гр(у меня куриная).

Взяв на вооружение эти советы вы будете тратить времени в 2 раза меньше. Как убрать налеты на.

К сожалению, даже объединенные усилия граммар-наци не всем помогают запомнить.

-Видео

Смотрели: 241 (9) Смотрели: 403 (2) Смотрели: 114 (6)

-Метки

-Рубрики

  • Общество (5909)
  • Политика (5812)
  • Армия (3628)
  • Экономика (3376)
  • История (2518)
  • Правопорядок (1296)
  • Психология (1246)
  • Здоровье (1017)
  • Юмор (670)
  • Фото (653)
  • Право (644)
  • Видео (527)
  • реформа (452)
  • Образование (379)
  • Наука (351)
  • Природа (331)
  • Ветераны (293)
  • Музыка (153)
  • МВД (142)
  • Фотошоп (93)

-Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Создание аватарСервис для создания аватар в режиме онлайн. Позволяет вырезать из большой фотографии свою мордочку и сделать из неё аватару:) Есть возможность сразу же установить аватару в качестве своей основной.
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Сегодня в блогах

-Новости

-Поиск по дневнику

-Подписка по e-mail

-Друзья

-Постоянные читатели

-Сообщества

-Статистика

Присоединение Прибалтики к России. Как это было

15 апреля 1795 года Екатерина II подписала Манифест о присоединении к России Литвы и Курляндии

Великое княжество Литовское, Русское и Жамойское – так официально называлось государство, просуществовавшее с XIII века по 1795 год. Ныне на его территории находятся Литва, Белоруссия и Украина.

По наиболее распространённой версии Литовское государство было основано около 1240 года князем Миндовгом, который объединил литовские племена и начал поступательно присоединять раздробленные русские княжества. Эту политику продолжили и потомки Миндовга, особенно – великие князья Гедимин (1316 – 1341), Ольгерд (1345 – 1377) и Витовт (1392 – 1430). При них Литва присоединила земли Белой, Чёрной и Красной Руси, а также отвоевала у татар матерь городов русских – Киев.

Официальным языком Великого княжества был русский (именно так он назывался в документах, украинские и белорусские националисты именуют его, соответственно, «староукраинским» и «старобелорусским»). С 1385 года между Литвой и Польшей было заключено несколько уний. Литовская шляхта стала перенимать польский язык, польскую Герб Великого княжества Литовскогокультуру, переходить из православия в католичество. Местное население подвергалось притеснениям по религиозному признаку.

На несколько веков раньше, чем в Московской Руси, в Литве (по примеру владений Ливонского Ордена) было введено крепостное право: православные русские крестьяне стали личной собственностью полонизированной шляхты, перешедшей в католичество. В Литве полыхали религиозные восстания, а оставшаяся православная шляхта взывала к России. В 1558 году началась Ливонская война.

В ходе Ливонской войны, неся ощутимые поражения от русских войск, Великое княжество Литовское в 1569 году пошло на подписание Люблинской унии: Украина полностью отходила от княжества Польше, а сохранившиеся в составе княжества земли Литвы и Белоруссии входили с Польшей в состав конфедеративной Речи Посполитой, подчиняясь внешней политике Польши.

Результаты Ливонской войны 1558 – 1583 годов закрепили положение Прибалтики на полтора века до начала Северной войны 1700 – 1721 гг.

Присоединение Прибалтики к России в ходе Северной войны совпало с проведением Петровских реформ. Тогда Лифляндия и Эстляндия вошли в состав Российской Империи. Сам Пётр I пытался невоенным способом наладить отношения с местным немецким дворянством, потомками немецких рыцарей. Первыми были присоединены Эстония и Видзем – по итогам войны в 1721 года.

И лишь спустя 54 года по итогам третьего раздела Речи Посполитой Великое княжество Литовское и герцогство Курляндское и Семигальское вошли в состав Российской Империи. Произошло это после подписания Екатериной II манифеста от 15 апреля 1795 года.

После присоединения к России дворянство Прибалтики без каких-либо ограничений получило права и привилегии российского дворянства. Более того, остзейские немцы (преимущественно – потомки немецких рыцарей из Лифляндской и Курляндской губерний) были если не более влиятельной, то, во всяком случае, не менее влиятельной, чем русские, национальностью в Империи: многочисленные Екатерина IIсановники Империи имели остзейское происхождение. Екатерина II провела ряд административных реформ касательно управления губерниями, прав городов, где самостоятельность губернаторов возросла, однако фактическая власть, в реалиях времени, находилась в руках местного, прибалтийского дворянства.

К 1917 году прибалтийские земли делились на Эстляндскую (центр в Ревеле – ныне Таллинн), Лифляндскую (центр – Рига), Курляндскую (центр в Митаве – ныне Елгава) и Виленскую губернии (центр в Вильно – ныне Вильнюс). Губернии характеризовались большой смешанностью населения: к началу XX века в губерниях проживало около четырех миллионов человек, примерно половина из них была лютеранами, около четверти – католиками, и около 16% – православными.

Губернии населяли эстонцы, латыши, литовцы, немцы, русские, поляки, в Виленской губернии была относительно высокая доля еврейского населения. В Российской империи население прибалтийских губерний никогда не подвергалось какой-либо дискриминации. Наоборот, в Эстляндской и Лифляндской губерниях крепостное право было отменено, например, гораздо раньше, чем в остальной России, – уже в 1819 году. При условии знания русского языка для местного населения не было никаких ограничений при приёме на государственную службу. Императорское правительство активно развивало местную промышленность.

Рига делила с Киевом право быть третьим по значимости административным, культурным и промышленным центром Империи после Санкт-Петербурга и Москвы. С большим уважением царское правительство относилось к местным обычаям и правовым порядкам.

Но богатая традициями добрососедства русско-прибалтийская история оказалась бессильна перед современными проблемами в отношениях между странами. В 1917 – 1920 годах прибалтийские государства (Эстония, Латвия и Литва) получили независимость от России.

Но уже в 1940 году после заключения пакта Молотова – Риббентропа последовало включение прибалтийских государств в состав СССР.

В 1990 году прибалтийские государства провозгласили восстановление государственного суверенитета, а после развала СССР Эстония, Латвия и Литва получили как фактическую, так и юридическую независимость.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...