Кто построил мост в Риге

Неизвестное о Риге — история одного моста

Интересный рассказ о Любекском мосте — он находился между нынешним Каменным мостом и Железнодорожным мостом.

Саперы – мостростроители

Любекский мост построили осенью 1917-го – деревянные конструкции в считанные месяцы соорудили саперы кайзеровской армии, занявшей Ригу. К тому времени в городе не было ни одной уцелевшей переправы через Даугаву. Железнодорожный мост взорвали, части Понтонного отправили подальше от военных баталий вглубь России. Новый деревянный мост и навели на месте Понтонного. Назвали Любекским – в честь близкого Риге города.

Лед возле Любекского моста

Хочешь ехать – плати!

В коллекции есть рисованная открытка с видом Любекского моста. Как видите, ему далеко до архитектурных шедевров. Это и понятно: строили, в первую очередь, для бесперебойного снабжения армии. В 1919-м, когда кайзеровцев выбили, отцы города ввели плату за проезд по мосту. Магистраль была важной – соединяла улицу Грециниеку с улицей Шоре на Кливерсале.

Латвия. Рига. Мост им. М. Горького 22.08.1983

По нему шли пешеходы, курсировали пролетки и немногочисленные авто. А трамваи двигались через другой мост – Железнодорожный. Любекский считался не особо прочным, поэтому во время ледохода движение пешеходов и транспорта по нему останавливалось.

Рисунок с видом Любекского моста

Словно бумажный кораблик

Судьба отпустила деревянному мосту семь лет. В апреле 1924-го во время ледохода его смяло, как бумажный кораблик. Рижанка Фелицита Лайпниеце, жившая по соседству на улице Кугю, рассказывала автору этих строк, как в детстве с подружками бегала смотреть с моста на ледоход. Ледоход и похоронил мост.

Разрушенные льдом конструкции

Спасибо фотографу!

Известный фотохроникер Риги далеких лет Янис Риекстс запечатлел для нас драматическое событие: куски льда у опор моста, разбросанные по Даугаве деревянные конструкции. Часть из них унесло в залив. Высочайший профессионал Риекстс оказался в нужное время в нужном месте.

Новый старый мост

Уже к Янову дню, 24 июня 1924 года, на месте старой переправы построили новую – временный мост. Часть его состояла из уцелевших деревянных конструкций, часть – из понтонов, оставшихся от старого Понтонного моста. В сжатые сроки проект разработали рижские инженеры И. Кочугов и М. Кривошапкин.

Первое время по восстановленному мосту разрешалось идти только пешеходам, с ноября пустили транспорт – пролетки и автомобили. А в 1931-м на месте этой конструкции установили новый мост – Понтонный. Строили его в Лиепае. В отличие от Любекского, он часто попадал в объективы рижских фотографов. Есть эти открытки и в моей коллекции.

Фотографии с видом нового Понтонного моста, построенного в 1931-м

В гостях у проектировщика

Впрочем, старожил города Николай Иваненко рассказывал, что видел макет и Любекского моста – образца июня 1924-го. Дома у проектировщика Ивана Кочугова. Они с бабушкой часто гостили у него в Болдерае. На видном месте квартиры красовался макет.

Мастер фотографии

Сам фотограф, запечатлевший историю разрушения Любекского моста, прожил долгую жизнь. Янис Риекстс родился в Иецавской волости в 1881 году, рано остался сиротой. В 1898 году приехал в Ригу. Тут и стал фотографом. В 1901-м в Торнякалнсе открыл первый фотосалон, в 1909-м на Александровской улице – второй.

Мастер оставил нам не только уникальные сюжеты о прошлом Риги, но и фотопортреты известных деятелей культуры: Яниса Райниса, Аспазии, Кришьяна Барона, Рудолфа Блауманиса, Эмила Дарзиня, Язепа Витола… До конца жизни профессионал не расставался с фотоаппаратом. До выхода на пенсию, в 1964-м, работал в фотоателье «Ригас фото». Фотографа не стало в 1970 году.

Благодаря ему, для потомков сохранились многие уникальные события эпохи – то, что давно кануло в Лету. Рижские парки и улицы не так богаты новыми интересными памятниками. Может быть, пришла пора увековечить в скульптуре и образ рижского фотографа – хроникера эпохи?

Источник

Что наша жизнь? Просто путь!

подписаться на обновления rss

Индия (зима 2013-2014)
Вьетнам (зима 2014-2015)

Популярные статьи

    — 164 925 views — 29 699 views — 17 664 views — 17 415 views — 16 004 views — 14 456 views — 12 324 views — 9 341 views — 7 774 views — 7 668 views

Государства и территории

Облако тегов плагина WP Cumulus (русская версия плагина) требует для просмотра Flash Player 9 или выше.

Разделы блога

Свежие посты

Русфет в Тбилиси

День рождения в 2022 году

Чамлыджа снаружи фото

Чамлыджа — мечеть в Стамбуле, самая большая в Европе.

Шар в Тбилиси

План переезда в Тбилиси (Грузия)

Детский сад в Турции: адреса заведений

Пошаговый план переезда в Стамбул

Мы Вконтакте

Статистика

Вантовый мост в Риге фото

Вантовый мост в Риге

Я люблю мосты. Приезжая в новый город, я отправляюсь к мосту. Так было и с Ригой.

Вантовый мост в Риге фото

По этому мосту мы въехали на автобусе из Вильнюса.

Вантовый мост в Риге фото

Об этом мосте рассказывал мне новый знакомый из Латвии, который кстати, имеет отношение к автозапчастям в Крыму autoshop82.ru

Вантовый мост в Риге фото

Мост, который стоил больших денег Латвии. В шутку, латыши называют его самым дорогим мостом в мире:)

Вантовый мост в Риге фото

Вантовый мост (латыш. Vanšu tilts, ранее Горьковский мост) — автодорожный вантовый мост через реку Даугаву в Риге. Мост соединяет части улицы Кришьяна Валдемара на правом и левом берегах Даугавы. Через мост осуществляется двустороннее троллейбусное и автомобильное движение.

На момент открытия в 1981 году этот мост обладал самым длинным вантовым пролётом в СССР, и 8-м по длине в Европе

Вантовый мост в Риге фото

Ещё немного инфы с Википедии.

Проект моста был разработан Киевским филиалом Союздорпроекта, при участии ОАО «Институт Гипростроймост». Металлические конструкции были изготовлены на Воронежском мостовом заводе. Строительство моста началось в октябре 1978 года.

Работы по возведению моста проводил Мостостроительный отряд № 17 Мостостроительного треста №5. Крупные секции пролётного строения собирались на берегу, а затем были доставлены на понтонах. Монолитный железобетонный пилон моста сооружался в передвижной опалубке. За проектирование и строительство моста в 1978 году сотрудники ОАО «Институт Гипростроймост» З. С. Гевондян и А. П. Грецов были отмечены Премией Совета министров СССР, а за проектирование и строительство комплекса инженерных сооружений по трассе мостового перехода И. И. Фандеев в 1983 году был награждён Государственной премией СССР. Открытие моста состоялось 21 июля 1981 года.

Вантовый мост в Риге фото

Летом 2012 года Рижская городская дума была вынуждена организовать круглосуточную охрану моста из-за частых случаев залезания людей вверх по вантам моста, включая один случай самоубийства. Кроме того, было предложено обтянуть ванты колючей проволокой. Так и было сделано, а кроме того, ванты огородили строительным забором и покрасили нижние концы скользкой краской.

Вантовый мост в Риге фото

Вантовые мосты смотрятся весьма вычурно. Вам не напоминает это какой-нибудь струнный инструмент?

Вантовый мост в Риге фото

Конструкция моста

Вантовый мост в Риге фото

Мостовой переход через реку Даугаву состоит из вантового однопилонного моста через реку с главным пролетом 312 м, левобережного пролета 89,4 м и правобережной эстакады 87,5 + 64,6 м. На мосту 4 полосы автомобильного движения и 2 тротуара шириной 3 м. Общая ширина моста составляет 28, 7 м.

Пилон железобетонный А-образной формы. Высота пилона составляет 109 м. Наклонные стойки пилона в поперечном сечении имеют пятиугольную форму с внутренней полостью, в которой находятся лестницы для обслуживающего персонала.

На высоте 56 м стойки пилона соединены перемычкой. Сечение стоек переменно по высоте.

По фасаду ширина их изменяется от 480 внизу до 400 см вверху. В нижней части стойки пилона заделаны в цокольный массив. Цоколь покоится на фундаменте в виде железобетонного ростверка на буровых сваях.

Ванты моста расположены в одной вертикальной плоскости и закрепляются в средней полости коробки. Со стороны устоя к пилону подходят 25 вант, а со стороны пролета — 24 ванты по 6 канатов, в каждом из которых по 24 стальные проволоки диаметром 6 мм

Балка жёсткости сварной коробчатой конструкции с ортотропной плитой проезжей части. Высота коробчатого сечения балки жёсткости около 3,1 м, ширина полостей коробки — по 5,3 м. Стенки коробки имеют вертикальные и горизонтальные рёбра жёсткости. Балка жёсткости имеет консоли длиной по 6,6 м, являющиеся продолжением верхней ортотропной плиты и поддерживаемые подкосами. Материал балки жёсткости — сталь 10ХСНД и 15ХСНД.

Вантовый мост в Риге фото

Вид с моста открывается чудесный! Кстати, и по этой причине я люблю мосты!

А мост, конечно же, прекрасен сам по себе!

Источник
Рейтинг
Загрузка ...