Кто забирал тело цоя из Риги

Как хоронили героя: в прокат вышел скандальный фильм Алексея Учителя «Цой»

В прокат вышел фильм Алексея Учителя «Цой», печальный роуд-муви, который реконструирует события первых дней после смерти главной рок-звезды страны. Вокруг картины развернулся скандал — против его выхода выступил сын самого Цоя

Биографическую драму «Цой» планировали выпустить еще 15 августа, к 30-летию смерти музыканта, но помешал скандал: против фильма выступил сын Виктора Цоя, Александр. Он обвинил режиссера в искажении фактов, попытке очернить реальных прототипов и неправомерном использовании музыки и изображения Виктора Цоя. Учитель парировал — история полностью художественная, а изображение и музыка взяты исключительно из старых документальных съемок, авторства самого режиссера. После череды взаимных обвинений стороны так и не добились конструктивного разрешения конфликта. Сменив прокатчика (Sony Pictures на «Каропрокат»), фильм все-таки представили широкой аудитории.

Из Риги в Ленинград едет старый «Икарус» и везет гроб с телом Виктора Цоя. В автобусе шесть пассажиров, крепко связанных странными отношениями. Бывшая жена Цоя и его нынешняя, разлучница. Новый мужчина бывшей жены, он же приятель погибшего героя. Просто девушка, безответно влюбленная в Цоя.

Раскрыта загадка фотографий с места аварии Виктора Цоя

Его маленький сын. Продюсер, который давно запутался, что ему важнее — музыка или деньги. И главный персонаж этой трагедии, водитель. Он — убийца Героя. Все полтора часа фильма действующие лица находятся в движении, они выясняют отношения, ругаются, мирятся, ненавидят и прощают, пьют и пытаются осмыслить свою потерю.

В этом роуд-муви есть детектив и загадка — куда делась бесценная кассета с последней песней. Есть злодей, который жаждет заполучить то бесценное, что оставил Герой после смерти. Есть линия секретных служб — КГБ ищет, на кого свалить вину за смерть рок-звезды.

Присутствует примитивная любовная линия — фанатка Цоя поначалу возненавидит убийцу, но потом не устоит перед мужественно-глубокомысленным выражением лица простого трудяги-водителя в исполнении Евгения Цыганова. Есть ядовитая ревность жен и верная сыновья любовь. В этом фильме нет только Цоя, не считая нескольких документальных вставок, мастерски вмонтированных в современное повествование. Несмотря на это, именно Цой — идейный стержень фильма и катализатор всех его событий. Он и из гроба повелевает тысячами, заставляет их перекрывать дороги с плакатами в поисках выхода горю, держаться за руки и петь в унисон.

У каждого свой Цой — любит повторять режиссер фильма Алексей Учитель. Он запечатлевает тот короткий момент, когда весть о гибели звезды не стала общеизвестной, армия поклонников еще не знает, что потеряли, скорбь еще не захватила всех (даже того, кто никогда раньше не интересовался музыкой), смерть еще не стала национальной трагедией, не сделала Цоя последним героем. Пока автобус едет, Цой принадлежит только им, его самым близким. Есть время разрешить старые споры, отпустить, примириться. Но даже когда вечность на расстоянии вытянутой руки, людей продолжают интересовать только они сами и их мелочные дела.

Сценарий фильма режиссер задумал уже через год после смерти Виктора Цоя. Тогда Алексей Учитель изучал обстоятельства гибели музыканта в Латвии и лично познакомился с водителем автобуса, прервавшего жизнь рок-звезды. Им оказался латыш Янис Фибигс, его уже признали невиновным в аварии, но его жизнь все равно неузнаваемо изменилась. Для всего мира он навсегда стал убийцей кумира. В фильме «Цой» режиссер решил показать трагические события глазами их виновника и дополнил реальные факты выдуманными сюжетными хитросплетениями.

Вот реалистическая основа: в 1990 году тело Цоя действительно везли в автобусе с места гибели в родной Ленинград, чтобы похоронить. В Латвии Цой отдыхал с гражданской женой Натальей Разлоговой и сыном Сашей. А на опознание тела действительно пришлось лететь его официальной жене, Марьяне Цой.

Фанаты, услышав о смерти кумира, и правда перекрывали дорогу автобусу, а квартиру водителю на самом деле разгромили. На этом факты заканчиваются. Фантазия режиссера помещает главных участников трагедии и самых близких людей погибшего в один автобус, из которого нельзя выйти, пока он не достигнет точки назначения.

Может быть, именно такое тесное переплетение вымысла с реальностью и рождает ощущение документальности повествования и — как следствие — возмущение свидетелей тех событий, споры об истине. Режиссер отметает все обвинения и заявляет, что экранизировал чистый художественный продукт и даже персонажи фильма — это некий собирательный образ. Тут он, конечно, лукавит.

Портретное сходство артистов с прототипами настолько невероятно (этому способствуют природные внешние данные и профессиональный грим), что, несмотря на измененные имена, их сразу узнаешь. Вот резкая и категоричная блондинка Марина — это, конечно, Марьяна Цой (Марьяна Спивак), тонкая молчаливая Полина в темных очках в пол-лица — Наталья Разлогова (Паулина Андреева), ушлый продюсер Райзен с помятым лицом — Айзеншпис (Игорь Верник), и так далее. Любовно воссозданы костюмы и быт заката СССР, часть эпизодов снимали в типовом заброшенном советском санатории.

В 1987 году Алексей Учитель снял документальную картину «Рок», где одним из первых отечественных кинематографистов запечатлел восходящую звезду советского подпольного рока. Все знают эти кадры: молодой Цой сосредоточенно кидает уголь в печь знаменитой кочегарки, крепко сжимая обеими руками тяжелую лопату. Говорит несколько претенциозных фраз. Потом, невозможно стильный, в черном и с подведенными глазами, выходит на сцену и поет.

Проходит всего три года, и в 1990 году тот же Алексей Учитель снимает фильм-прощание с Цоем, документалку «Последний герой» — со строительного крана ведет съемку многотысячной толпы вокруг свежей могилы Виктора на Богословском кладбище, запечатлевает материнские слезы над гробом. За кадром маленький Саша Цой — ему всего 5 лет — доверчиво рассказывает молодому режиссеру (тогда Учителю было 39): «Вот эту песню я сочинил, когда папа погиб.

Это первая песня, которую я сочинил, абсолютно». Через 30 лет оба — сын и режиссер — сойдутся в борьбе за право на того, кто в могиле. Не смогут решить, как правильно говорить о Цое и у кого больше на это оснований — у единственного сына или у автора двух документальных фильмов о музыканте. Эти двое будут беспощадно и больно ранить друг друга, обвинять и стыдить. Но это будет потом, когда общее горе перестанет держать вместе столько разных людей, когда клей скорби высохнет и потрескается. А пока детский голос неритмично и трогательно заводит:

Источник

Отзыв: Фильм «Цой» (2020) — Везти тело Цоя из Латвии в Ленинград через Калининградскую область — это, конечно, забавно!

Доброго всем дня, уважаемые! Что-то телились, сопротивлялись, и решили глянуть фильм Цой, который стоял на портале Okko одним из первых. Сразу скажу, что я о событиях того дня — 15 августа 1990 года знаю поверхностно, и поэтому мне пришлось немного углубиться и понять, где же всё-таки случилось это злосчастное событие, которое раньше мне преподносили немного иначе.

Раньше мне говорили, что Цой разбился на мотоцикле. Сейчас уже Москвич. Видимо, так активно «шумит» сарафанное радио. В любом случае мы знаем примерные причины трагедии, и можем делать какие-то выводы.
Но выводы касательно данного фильма делать не нужно, поскольку это не документальный фильм, а всего лишь художественные игры режиссёра со сценаристами, и их бандой. Тем более, что я узнал немного подноготной о данной картине. Оказывается, что это — мифологическая картина, которую сотворил Алексей Учитель. Поэтому считать данный фильм, основанный на реальных событиях, не стоит, хотя немного реальности в фильме всё же есть.

Так что если говорить об этом фильме, как о вымышленной экранизации художественного кинематографа, то он получился не таким уж и плохим. Скучноват, конечно, но не до степени отвращения. Но поскольку я в своём подсознании чётко знаю, что Виктор Цой имел место быть в реальной жизни, я сразу, автоматически начинаю сопоставлять факты с теми, которые нам преподнёс отечественный кинематограф.
И вот здесь есть полная грусть и печаль, потому что:

— фильм уже на 90% мифологический, а значит, что здесь был задействован шкурный интерес тех, кто решил на наши налоги отснять фильм о легендарном рок исполнителе уходящей Советской эпохи. То есть, получается так, что на Викторе просто сделали деньги, а точнее — на его упоминании. И за это всё Фонд Кино выделил 90 миллионов (внимательно — ДОЛЛАРОВ, не рублей. ) на съёмки, и ещё 60 миллионов долларов кто-то ещё (хотя это уже неважно). Вот и получается, что таким образом на великих (я Цоя считаю выдающейся личностью) можно делать хорошие деньги, причём на налоги граждан РФ. Это бизнес, детка!

— фильм скучный, пресный, не интересный, и нудный. Ехали с гробом, ехали, и всё же приехали. Слава Богу, что приехали! Но странный маршрут был у товарищей, поскольку в действительности тело Виктора Цоя везли из Латвии в Ленинград. Но это же — Советский союз ещё на то время, и целесообразно везти его через границу латышско-российскую.

А в фильме выходит вообще забавно: из Латвии, через Калининградскую область, и уже в Питер. Наши-то края Калининградской области я узнаю, и ребята на съёмках задержались у нас в гостях (хотя я и не слышал, что у нас проводятся съёмки какого-то фильма).

Узнаю то самое кафе Дача, что на побережье Балтийского моря — в курортной зоне Зеленоградска — шикарные виды на море, но радости было немного. Посидели, подышали свежим морским воздухом, да поехали дальше — по Калининградской области. Единственное, что мне понравилось, это природа нашего янтарного региона-анклава! Вот природа немного подбадривала нас, и мы восхищались тем, как удачно смотрится наша природа со стороны. Ну и всё на этом.

— в фильме снялись довольно забавные актёры. Забавны они тем, что не являются популярными, но и не в этом проблема. Проблема больше в том, что эти актёры сыграли, не напрягаясь, так скажем. Отработали свои гонорары да поразъехались по домам.

В принципе, из-за сценария игра актёров не превзошла моих ожиданий — там и играть не нужно было, по большому счёту, с чем успешно справились главные герои. Хотя в целом претензий к ним не имею как к актёрам — уверен, что с более сложными сценическими образами они бы справились.

— самый большой, пожалуй, прокол у съёмочной бРигады был связан с костюмами, так скажем. Нет, передали эпоху конца 80-х годов неплохо, и даже умудрились сделать так, чтобы по трассе гоняли либо отечественные «кони», либо иномарки, но тех же годов. Но в одной сцене, когда главные герои, уже с гробом проезжали вдоль портовой зоны Санкт-Петербурга, попали в кадр суда.

Причём суда новенькие, и одно из них я даже назову — CDRY Black — это судно универсального назначения, с двумя запаркованными кранами, китайской сборки (у нас в компании аналогичное судно также имеется), в голубом цвете (краны белого цвета), которому 10 лет от роду, не больше. И в ещё одной сцене, в конце фильма, когда в Питере развели мосты для прохода судна по реке Нева, тоже умудрились подобрать не самый лучший кадр проходящего судна.

На тот момент по реке шло судно отечественной сборки, новьё, которое собирается под городом Навашино — это Окская судоверфь, и это либо нефтерудовоз, либо танкер, под названием Балт-флот, какой-то из номеров, построенный не раньше 2014 года. То есть, режиссёрская бРигада не смогла преподнести в полной мере всю ту советскую атмосферу. А ведь по Неве очень много плавает судов тех лет, тех времён — далеко ходить не надо, взять те же сухогрузы Омский, Волго-Балт, Сормовский, Волго-Дон, Волго-нефть и прочие. Неужели сложно было выцепить тот момент, или же трубы горели настолько, что вот-вот нужно было срочно выкатывать на экраны страны эту картину? Скорее всего, так оно и есть, ведь так сложно подрасчитать то время, когда по реке будет проплывать соответствующее тому времени судно — автопарк же смогли найти соответствующий, и даже регистрационные номера где-то откопали (пусть даже это и фанера, пластик).

Так что в целом я понимаю тех авторов, которые задробили данную «экспозицию», ведь нельзя сделать толковый фильм, который не основан на реальных событиях, но при этом их затрагивает — в самом начале картины. Потом идёт полная ересь или сказ о том, как везли гроб.

И причём так смешно — на пароме Нида, который курсирует между Балтийском и Балтийской косой — ну покатались, молодцы (главное, чтоб не стошнило), посмотрели на Вислинский залив немного, слегка прогулялись по Северному молу Балтийска (удивительно, что памятник Елизавете не засняли). Зачем снимать фильм, который ничего общего с реальными событиями не имеет, но при этом завязан на реальных событиях, поскольку Виктор Цой — это не миф, это не выдуманный персонаж, а реальный! Ну да, водителя автобуса совсем не так представили, и я уверен в том, что и всех остальных героев похорон также представили не так, как на самом деле это было. И получается вполне смачный проект Фонда Кино и Алексея Учителя — на 90 миллионов долларов налогов народа России, и по факту провальной картиной в целом.
Браво, но аплодировать не будем.

Источник

Последнее лето Цоя. Неизвестные подробности

Запись «Черного альбома» и трагическая авария — в воспоминаниях друзей и близких рок-легенды.

В издательстве «АСТ» (редакция «ОГИЗ») вышла новая книга Виталия Калгина «Виктор Цой. Последний год. 30 лет без Последнего героя». В ней главный цоевед страны Калгин скрупулезно, день за днем, исследует жизнь рок-музыканта в 1990 году. Публикуемые отрывки приводятся с сокращениями. (Первую часть можете прочесть здесь.)

«Москвич-2141»

26 июня Цой с Наталией Разлоговой (гражданской женой) улетает в Париж, откуда возвращается 3 июля 1990 года.
По возвращении из Франции они отправляются в Латвию на новом «Москвиче-2141», который Виктор приобрел на гонорар, полученный за серию последних концертов по Сибири. Рижское взморье было постоянным, проверенным, уютным местом для спокойного отдыха.

Андрей Ефимов, инструктор автошколы «ВАД» в Ленинграде: «Цой напряженно всматривался, как сдают другие (экзамен по вождению, 1989 год). Я ему говорю: ты не волнуйся, здесь все сдают. Сомневаюсь, что он платил какие-то деньги, если судить по его волнению. В общем, проехали два поворота, выехали на Мечникова, и он садится. Сел и поехал.

И что меня сейчас удивляет — он сдал экзамен прямо у ворот кладбища (Богословского), где его и похоронили потом».

Олег Котельников, художник: «Я совсем не рулевой, передвигаюсь пешком. В нашем кругу машина и не нужна вовсе — все находится рядом, в пешей близости. Была у Гурьянова машина, так он тут же ее размозжил. Вообще не понимаю, как они ездили.
Я однажды проехал с Георгием Гурьяновым от Андрея Валентиновича Медведева с Загородного до Тимура Петровича на Литейном. Несмотря на то, что наш путь был лишен каких-либо поворотов, мы с ним чуть не попали под грузовик. Он сказал: «Ой, б…ь!» и завернул под троллейбус. С трудом переехали Невский, а уже когда завернули к Тимуру, во дворе нас ожидала помойка, куда Гурьянов благополучно врезался».

Артем Евстафьев, участник технической поддержки «Кино»: «Кстати, «Москвич» Цоя был сделан изначально для главного инженера АЗЛК. Айзеншпис сам хвастался всем подряд».

Сборы к поездке в Латвию заняли пару дней, и по сохранившимся в записной книжке Виктора спискам вещей видно: Цой к ним подошел весьма серьезно.
К примеру, вот так выглядел один из списков: 1. Кассеты + 2. Раствор + 3. Деньги и валюта + 4. Упаковать гитару + 5. Позвонить Юрик, Марьяна 6. Магнитофон + 7. Краски? + 8. Видеокамера + 9. Скейт + 10. Девятка? + 11. Пистолет +.
Многие задавались вопросом, было ли у Цоя оружие? Да, пистолет был. Но не огнестрельный, а газовый. И получил его Виктор от Иосифа Пригожина (он начинал водителем у Айзеншписа).

Олег Соколов, участник технической поддержки «Кино»: «Пригожин тогда решил заняться бизнесом. Решил всем нам достать газовые пистолеты. Всем, значит, впарил… У Цоя точно был пистолет. Для самообороны. Хотя, собственно, не от кого было обороняться…»

Запись последнего альбома

Цой с Наташей ездили в Латвию обычно на поезде, а в этот раз поехали на машине, что позволило им привезти много всяких нужных вещей, ведь это была эпоха пустых магазинов. Обычно отдых начинался в середине июня и длился до конца августа. Однако в тот год сын Наталии Женя поехал в курортный поселок Плиеньциемс немного раньше, вместе с подругой Наталии, с которой они вместе снимали дом, начиная еще с лета 1980 года.

Наталия Разлогова

Zeltini — обыкновенный сельский дом с печным отоплением и небольшим земельным участком. В одной из его комнат (с отдельным входом) Наталия Разлогова и Виктор на протяжении трех лет проводили летний отпуск. По словам хозяйки дома Бируты Луге, Витя всегда говорил, что нигде ему так хорошо не отдыхается, как в Zeltini. Что неудивительно — дом отделяла от моря только поросшая соснами и черникой дюна. И там было необыкновенно тихо, а Виктор и Наташа очень ценили покой.

В середине июля к отдыхавшему Цою присоединился Юрий Каспарян (гитарист «Кино»), который оставался в Питере и решал дела с покупкой машины. По его воспоминаниям, покупал он ее с той же целью, что и Цой: поехать отдыхать в Латвию на собственной машине… По приезду Каспаряна музыканты принялись за запись черновой версии нового альбома.

Каспарян жил в небольшом домике для гостей, а Цой с Наташей и детьми — в хозяйском доме. В гостевом домике и была записана демоверсия последнего альбома «Кино». Цой играл на гитаре и пел, Каспарян программировал. Порто-студия, пульт, усилитель с колонками — тот самый знаменитый набор, подаренный музыкантам «Кино» Джоанной Стингрей (американской певицей, на тот момент женой Каспаряна). Все это в Латвию Каспарян привез в багажнике своей машины.

По воспоминаниям Игоря Тихомирова и Юрия Каспаряна, Виктор включал кассетник и записывал свои песни, когда они были готовы. Потом нес получившееся музыкантам группы. Они вместе слушали и решали, как с какой песней быть, как должна звучать та или иная партия. Поэтому оригинальные записи черновиков многих песен хранились не у Цоя, он ими совершенно не дорожил. И совершенно не предполагалось, что это когда-нибудь будет иметь какую-то ценность.

Юрий Каспарян: «К тому времени у Виктора на кассете уже были записаны какие-то наметки под гитару. И в основном мы обсуждали, какая будет ритм-секция — такая фактура, этакая… Ну, Виктор, естественно, играл и пел. Я программировал, тоже играл что-то: бас-линию прописал, барабаны».

Игорь Тихомиров: «Прежде, чем представить новую вещь, Витька долго над ней работал, проигрывал сто раз на гитаре. К каждой своей песне он относился очень ответственно, стеснялся нам ее показывать в первый раз, боялся, что она не произведет должного впечатления. Если мы сразу не воспринимали новую песню, он не настаивал. Потом при случае просил послушать еще раз.

Странно, недоумевали мы, как она вообще не пошла вначале? В процессе рождения песни мы все принимали участие. Виктор готовил «болванку» — текст и мелодию, а мы сообща ее отшлифовывали: где надо гармонию поменять, где акценты сместить. Работенка была, дай боже: у Витьки не расслабишься».

Юрий Каспарян: «Что касается «Черного альбома», то у Вити уже практически все готово было. Собственно, мы с ним продумывали только общую форму. Сидели в свободное от отдыха время, колдовали…»

Незадолго до дня рождения сына Саши, 26 июля, Виктор слетал на самолете в Питер, привез ребенка в Zeltini и должен был вернуть его Марьяне (бывшей супруге) не позднее 25 августа.

Итак, 13 августа 1990 года Виктор Цой и Юрий Каспарян завершили запись черновых набросков нового альбома. Копия черновика находилась у Цоя в машине, они часто слушали кассету с Наташей и обсуждали довольно странные тексты, появившиеся у Цоя.
Я выключаю телевизор, я пишу тебе письмо, Про то, что больше не могу смотреть на дерьмо, Про то, что больше нет сил, Про то, что я почти запил, но не забыл тебя. Про то, что телефон звонил, хотел, чтобы я встал, Оделся и пошел, а, точнее, побежал, Но только я его послал, Сказал, что болен и устал, и эту ночь не спал.
Я жду ответа, Больше надежд нету. Скоро кончится лето Это…

Юрий Каспарян: «Запись продолжалась в течение месяца или, может быть, немногим меньше. Помню, что Виктор очень небрежно сначала спел, и я его попросил перепеть по-настоящему, аргументируя тем, что работать лучше с качественным вокалом. Спой, говорю, нормально, пожалуйста. Он: «Ой, ну ладно!» Перепел. Повезло, иначе сейчас бы не было «Черного альбома».

Алексей Макушинский, писатель, знакомый Натальи Разлоговой и Виктора Цоя: «Как прошел вечер (накануне трагедии), я толком не помню. Помню, что были вечерние посиделки, как всегда, в Zeltini, на кухне. Я жил в соседнем доме Vidini. Потом Цой часов в 11 вечера зашел за будильником. Это все было очень обыденно, никто же не знал, что случится завтра… Кстати, будильник ходит до сих пор».

Дмитрий Зелентов

Авария

Утром 15 августа 1990 года Цой встал около 5 утра, собрал удочки и уехал на рыбалку на одно из лесных озер, в сторону Талси.
Примерно в 11 утра, пробыв на озере около 5 часов, он закончил ловить рыбу, собрался и поехал домой. Рыбалка оказалась удачной — несколько рыбешек в целлофановом кулечке потом нашли в машине на месте происшествия. А навстречу ему из Риги ехал белый «Икарус-250.58».
Водитель, шофер 1-го класса Янис Карлович Фибигс, перегонял пустой автобус на базу из аэропорта.

Янис Фибигс, водитель «Икаруса»: «В тот день я отвозил людей в Ригу, в аэропорт. Это были сотрудники моего предприятия, они направлялись на экскурсию. Потом я поехал домой по той же дороге, как и приехал, как всегда. В тот день, 15 августа 1990 года, у меня с женой было 20-летие свадьбы, юбилей. Ехал я тогда так, не спеша. Как будто кто-то меня останавливал.

Я отвез людей, и один знакомый мне говорит: время есть, кофе не хочешь выпить? Я говорю, да, давай. Ехал обратно, там магазин, и мужчина торт несет. Я остановился, думаю, может, тоже торт возьму… Как будто, знаете, кто-то держал меня. Как будто мне надо было на несколько минут позже быть там.

Или раньше. Тогда бы не так было, наверное. А так… судьба».

Из оперативной сводки латвийской госавтоинспекции: «Столкновение автомобиля «Москвич-2141» темно-синего цвета с автобусом «Икарус-250» белого цвета произошло в 11 час. 28 мин. 15 августа 1990 года на 35-м километре трассы Слока — Талси».

Янис Фибигс: «Скорая» приехала довольно быстро, была где-то недалеко на выезде. Милиция следом тоже приехала. На «бобике». Врачи посмотрели, сказали, что водитель «Москвича» мертв, переломов много. Ребра, руки, ноги…»

35-й км трассы Слока — Талси (Латвия), место гибели Виктора Цоя. Из архива Руслана Верещагина.

Как покажет следствие, «Москвич» отбросило от места столкновения на 22 метра назад, обломки двигателя разлетелись в радиусе 12-15 метров. Неповрежденными в машине Цоя остались задняя часть салона, задний бампер и крышка багажника. Счетчик пробега «Москвича» остановился на 3400 километрах.

Янис Фибигс: «Машина была серо-синяя такая, темноватая. Пробег был небольшой, я подошел, посмотрел. Новая машина была… Она была сильно разбита, и единственным целым местом были заднее стекло, крышка багажника.
Когда я вышел, мне худо стало. Вид машины был такой, будто она со свалки. Двигателя машины вообще не было. Я тогда еще в шоке был, подумал сразу: как машина без двигателя ехала… А его выбило ударом, и он валялся метрах в 11-12. За речкой, на другом берегу, в траве».

Роберт Максимович Цой, отец Виктора: «Да я сразу говорил, что сын не спал за рулем! Еще 29 лет назад я на этом настаивал. Ну, сами подумайте: от места, где он рыбачил, до места трагедии ехать всего 15 минут, расстояние маленькое. Человек может заснуть только в долгой дороге и при сильной усталости. А это даже не раннее утро было.

К машинам Витя был равнодушен. За рулем сидел от силы пару лет, быстро уставал, отвлекался от дороги, голова всегда была занята новыми песнями… Как завзятый автомобилист, я несколько раз пытался научить его водить, но дело шло со скрипом. До сих пор считаю, что единственная моя вина в том, что не проявил должного упрямства».

Виктор Цой в Токио, 1990 год, из архива Джоанны Стингрей.

«Цой — жив!»

Джоанна Стингрей: «Меня разбудили ночью и сказали, что пришла важная телеграмма от Юрия (Каспаряна). Сказали, что сейчас прочтут ее мне. «Малыш, Виктор погиб в автокатастрофе». Я почувствовала резкую боль в животе, это была такая ужасная новость… Я плакала и пыталась найти рейс в Россию.

Я просто не могла перестать плакать… В ту ночь, когда он умер, мне приснился сон, что Виктор сидит напротив меня и говорит: «Не грусти, я в порядке». Это было настолько реально, и было страшно, но я верила, что он был в порядке. Я была потрясена всем, что происходило после смерти Виктора. Фаны совершали самоубийства, поползли конспирологические теории.

Единственным утешением для меня было то, что в момент смерти Виктор был счастлив. Он жил в небольшой деревушке на берегу моря с главной любовью своей жизни. Он любил покой, и в то лето чувствовал себя умиротворенно вдали от всеобщего внимания, шума больших городов, толп людей…»

Андрей Машнин, лидер группы «Машнинбэнд», работник котельной «Камчатка»: «Паломничество в котельную продолжалось до конца дня 19 августа (день похорон Цоя), хотя и ночью стучали в дверь постоянно. И потом остаток лета, и осень, и зиму, и следующее лето. Мы с первого дня к ним относились терпеливо и сочувственно, но скоро все стало обрастать натуральным свинством.

Чем дальше, тем хуже. Первые были нормальные. Потом процент стал смещаться в пользу идиотов, истеричек, любителей моды и сувениров. В итоге внутрь я уже редко кого-то пускал. Заходит девица, например. Вроде, тихая. Посмотреть. Хорошо. И тут она бросается к стенке и начинает биться об нее лбом со всей силы.

И орет мне: «Отдай Витю. » И опять — бум! бум! Ну, и воровство. Просто, как саранча. Все, что под руку попадется. Угля растащили пару тонн точно.

Это ладно, нам его тогда привозили в достатке. Но ведь и инвентарь потащили. То лопату, то кочергу, дошло до того, что заслонку с котла оторвали. Из комнаты перли все подряд — любые бумажки, гвозди, спички, все, что просто являлось предметом с «Камчатки». У нас весь шкафчик был забит барахлом типа старых ключей, замков, ниток, гаек. Все растащили.

Я потом уже стал с помойки приносить всякий хлам, просто чтобы людям приятное сделать. «Сапоги Цоя» кому-то подарил, по одному, правда, 39-го размера. Но все были рады. Угольная куча у входа тоже была цветами завалена. Очень странная картина. Зато с сигаретами проблем не было, посетители оставляли их у котлов россыпью».

…После гибели Виктора Цоя во время реорганизации Ленинградского рок-клуба был найден документ, так называемая «телега» из отделения милиции, сотрудниками которой был задержан Цой Виктор Робертович, 1962 года рождения, уроженец города Ленинграда, прописанный: проспект Ветеранов, 99, кв. 101. В ту пору «телеги» из разных РОВД приходили в администрацию рок-клуба пачками — на музыкантов, фотографов, администраторов групп с формулировками типа «безобразно себя вел на концерте», «задержан за антисоветские высказывания», «оказывал сопротивление сотрудникам милиции». В «телеге» на Цоя в графе «основание для задержания» значилось (цитирую дословно): «Сидел на скамейке с особым цинизмом».

Источник

Кто вызвал «Скорую» в деле Виктора Цоя? Слово свидетелям

15 августа 1990 года лидер группы»КИНО» Виктор Цой уехал на рыбалку на одно из лесных озер Тукумского района Латвии.

Примерно в одиннадцать утра, Цой, пробыв на лесном озере около пяти часов, закончил ловить рыбу, собрался и поехал обратно в Плиеньциемс, где снимал комнату в одном из частных домов. Рыбалка оказалась удачной — несколько плотвичек в целлофановом кулечке лежали в багажнике автомобиля. А навстречу ему из Риги ехал бело-синий «Икарус-250.58». Одиноко стоявший одноэтажный домик, прозванный в округе «Teitupnieki» (Тейтупниеки), был впереди для обоих водителей.

Действительно, хозяйка дома«Teitupnieki» Антонина Урбане ехала следом за «Икарусом» на другом автобусе, возвращаясь с работы домой. Шедший впереди «Икарус» находился в поле ее зрения и только на минуту скрылся из виду — при повороте за дом. Есть на 35-м километре, у моста через речку Тейтупе, поворот. Не доезжая до него, Цой, по непонятным причинам, выехал на встречную полосу. В этот момент из-за поворота и выскочил «Икарус».

Янис Фибигс, водитель «Икаруса»:

За мной ехал рейсовый автобус «ЛАЗ», я его обогнал в Плиеньциемсе. Автобус, по моему, был «Рига-Талси». Только-только случилась авария, он проехал мимо, высадил женщину на остановке…

Когда Антонина Урбане подъехала к остановке, то увидела, что «Икарус» уже стоит в придорожном кювете, передними колесами съехав с моста в маленькую речушку. Его шофер все еще был в кабине. А посреди дороги стоял «Москвич» со смятым капотом, от сильного удара развернувшийся поперек шоссе.

«Столкновение автомобиля «Москвич-2141» темно-синего цвета с автобусом «Икарус-250» белого цвета произошло в 11 час. 28 мин. 15 августа 1990 года на 35-м километре трассы Слока — Талси».

Согласно многим газетным статьям, вышедшим в разное время в советской прессе – жительница дома «Teitupnieki» вышедшая из автобуса Антонина Урбане тут же послала своего внука Колю Звоникова вызвать по телефону «скорую».

Вот тут появляется нестыковка. Из приведенной в прессе якобы милицейской сводки за 15 августа 1990 года, известно, что звонок от местного жителя поступил в дежурную часть Тукумса в 11:30. Житель хутора «Dreimani» А. Р. Нейманис взволнованно сообщил, что недалеко от его дома легковой автомобиль темного цвета столкнулся со встречным «Икарусом». Есть жертвы.

Водитель «Икаруса» Янис Фибигс тоже утверждает, что «скорую и милицию» вызывал именно мужчина. Имени его он не знает.

Янис Фибигс:

После удара я пришел в себя в речке. Двери автобуса заклинило, я с трудом выбрался. Двери открыть не мог потому, что там камень большой мне мешал. Когда подушки воздушные садятся — автобус еще ниже становится же…Побежал направо, к ближайшему дому, почему-то мне показалось, что он ближе. Там не было телефона, мне сказали что дальше, в другом доме есть. Мне навстречу оттуда уже шел мужчина, он сказал, что уже вызвал «скорую», позвонил в милицию (тогда милиция еще была), говорит — все, можешь идти обратно…

Никаких детей (имеется ввиду Коля Звоников) Янис не видел, хотя, конечно же, можно предположить, что он был в шоке, и ему было не до того.

Если верить журналистам – подъехавшая к дому Антонина Урбане послала внука к соседям, звонить в милицию и вызывать бРигаду «скорой помощи». Однако зачем было бежать, ведь если Артурс Нейманис сам, по сути, бывший, по его словам, практически свидетелем аварии, сразу должен был мгновенно понять, что случилось непоправимое, и должен был сам сразу вызвать бРигаду врачей и милицию? Давайте послушаем то, что говорит сам Нейманис.

Артурс Нейманис, житель хутора «Dreimani»:

Мы когда с женой были около дороги возле своего дома — мимо нас по шоссе на огромной скорости пронеслась легковая машина типа «Жигули-Спутник» («Москвич-2141» внешне похож на эту машину). Скорость ее была никак не ниже 100 километров в час. Утверждаю это с уверенностью, потому что сам автомобилист почти с 35-летним стажем. Я жене говорю, что этот, наверное, не вырулит из поворота.

Очень острый поворот на мостике. Там речка Тейтупе. Как я уже говорил ранее, был такой звук — как из пушки выстрел, ужасный грохот. Когда я подбежал, увидел совершенно разбитую легковую машину и покореженный автобус. Машина была на середине асфальта, а новенький «Икарус» был в левой стороне в речке.

Когда мы подошли, тогда уже шофер был мертвый.

Как видим – Нейманис совершенно не упоминает о том, что именно он вызывал милицию и «скорую». Почему? Да потому что, скорее всего, он никого не вызывал. И «скорую» и милицию вызывал совершенно иной человек. И тому есть свидетели. А так же весьма интересно – почему он говорит что «Икарус» был новенький??

Ведь, как известно, автобусу было от 6 до 10 лет, если исходить из его марки. К тому же вряд ли внешний вид 6-7 летнего автобуса (пусть даже перекрашенного) мог наводить на мысль о том, что автобус новый.

Как уже было упомянуто выше — ехавшая в рейсовом автобусе следом за «Икарусом» управляемым Фибигсом Антонина Урбане, хозяйка дома «Teitupnieki», сошла на остановке практически через пару минут после аварии. Никто, нигде и никогда не упоминал о том, что ехавшую с работы Антонину встречали игравшие во дворе дома внуки – уже упомянутый Коля и Таня Звониковы. Я сумел разыскать этих людей, и узнать у них некоторые обстоятельства происшедшего. Несмотря на то, что тогда им было по 8-7 лет, они хорошо помнят трагедию.

Дети, ожидавшие приезда бабушки, играли на улице и, увлеченные игрой, пропустили сам факт аварии, однако, услышав громкий удар на дороге – сразу же выбежали со двора и увидели произошедшую трагедию. Поскольку состояние автомобиля Цоя не оставляло сомнений относительно гибели водителя — Коля, еще до приезда бабушки тут же побежал к деду, и тот вызвал «скорую». Вопреки мнениям – телефон в «Teitupnieki» был. Так вот именно дедушка Николая и Татьяны Звониковых – Янис Урбанис — и был тем самым человеком, который вызвал «скорую» и милицию. Что же касается Нейманисов, то, по словам хозяев дома «Teitupnieki» — «у наших соседей зимой снега не выпросишь, не то, что телефон».

Хотя, возможно, не стоит отрицать того, что Артурс Нейманис и его жена, услышав звук удара, могли тоже вызвать милицию и врачей. Однако, поскольку приведенную выше милицейскую сводку о факте вызова оперативной группы на место происшествия с указанием фамилии позвонившего никто никогда не видел, а фамилии Урбанис — Нейманис очень похожи – то все это позволяет считать информацию насчет Нейманиса вымыслом.

Как видим, развеян еще один журналистский миф – в прессе писали, что Антонина Урбане, подъехавшая к месту аварии, послала своего внука вызвать «скорую». Как видим – к моменту приезда Антонины и «скорая», и милиция были уже вызваны. И наличие телефона в «Teitupnieki» тоже доказанный факт.

Татьяна Звоникова-Кулешова, свидетель аварии:

Мы играли во дворе, ожидая приезда бабушки с работы. И вдруг услышали звук сильного удара. Поскольку на момент этого мы были практически у ворот — побежали с братом посмотреть, что случилось. Увидели синюю искореженную машину на мосту и сьехавший в речку белый автобус.

Поскольку легковая машина была сильно разбита, и из нее никто не вышел – нам стало ясно, что водитель, скорее всего, погиб. Коля, мой брат, тут же побежал к дедушке Янису, чтобы он вызвал по телефону «скорую» и милицию. Потом мы побежали обратно, там бабушка как раз приехала на рейсовом автобусе. Телефон у нас точно был. Даже сейчас в доме сохранилась полочка, где он тогда стоял.

И именно наш дедушка Янис вызвал «скорую» и милицию.

Николай Звоников, свидетель аварии:

Мы играли во дворе, ждали бабушку. Должен был придти рейсовый автобус. И сразу раз — удар такой громкий. Выбежали, глянули на дорогу – автобус справа в речке был наполовину, а машина Цоя была на мостике. Прямо по середине…Повреждена машина была сильно, передней части у нее почти вообще не было… «Скорую» вызвал наш дед, я ему сообщил об аварии.

Но, наверное, мог и сосед тоже вызвать, одновременно.

Впоследствии Антонина Урбане, измученная расспросами фанатов и нелепыми журналистскими статьями, стала отказываться от интервью. Артурс Нейманис и его жена Парсла Штродах – напротив: весьма охотно рассказывали и общались с журналистами. Возможно, именно отсюда и пошла информация о том, что Нейманис вызывал «скорую» и милицию. Попросту имеет место факт присвоения чужих заслуг. Никого не хочется обижать, но очень похоже, что дело обстоит именно так.

Мои знакомые бывали в начале 90-х на месте гибели Цоя. Антонина Урбане (хорошая женщина, приветливая) рассказывала им, что в газетах все переврали (это уже тогда. что говорить о «сейчас», когда журналисты коверкают все). Урбане тогда же рассказывала, что знала о Цое, и видела его раньше. И многое другое также поведала.

Тогда говорили, что авария, если и была, то в другом месте, но на самом деле — все было по другому, и аварии не было…Нейманисы молчали на этот счет, как рыбы. Сам Нейманис иногда говорил загадками, что «не время еще, ребята, говорить о чем-то», обходил острые углы, а потом и вовсе ушел в тень (надоели фанаты).

Источник
Рейтинг
Загрузка ...