Правозащитник Мстислав Русаков сравнил для читателей «НьюсБалт» эстонскую политику в отношении «репатриантов» с российской.
У живущих в Эстонии уже не вызывает удивления тот факт, что политика предоставления гражданства и видов на жительство в Эстонии, мягко говоря, не слишком дружелюбна по отношению к неэстонскому населению. Это недружелюбие проявляется, в том числе и в предоставлении определённых льгот для лиц «правильной» национальности. Об этом и пойдёт речь в настоящей статье.
Дискриминация, закреплённая в Конституции
Ч. 4 ст. 36 Конституции Эстонии гласит, что каждый эстонец имеет право поселиться в Эстонии. Здесь уже не идёт речь о гражданах Эстонии «по рождению» — потомках граждан Первой Республики. Просто любой эстонец может приехать и жить в Эстонии. Соответственно у любого неэстонца такого права нет.
Также стоит обратить внимание на Закон о гражданстве, действующий до 1 января 1995 года. 26 февраля 1992 года Верховный Совет Эстонской Республики принял решение о применении Закона о гражданстве 1938 года. Помимо того, что он давал гражданство «по рождению» всем бывшим гражданам Первой Республики и их потомкам, ч. 1 ст. 7 этого Закона ещё предусматривала предоставление гражданства Эстонии по натурализации без сдачи экзамена по языку и ценза осёдлости лицам эстонской национальности. Это положение действовало три года.
Можно ли жить в Эстонии без эстонского языка?
1 апреля 1995 года вступил в силу новый Закон о гражданстве, который действует и поныне. В нём уже льгот по предоставлению гражданства для этнических эстонцев нет. Выдача гражданства по этническому признаку прекратилась по видимому потому, что законодатель счёл, что российские эстонцы не вполне соответствуют расовым критериям правильного эстонца. Однако на этом основании гражданство успело получить 25 тысяч человек.
Вид на жительство по национальности
С принятием нового Закона о гражданстве, однако, осталась в неизменном виде статья Конституции о праве эстонца поселиться в Эстонии. «Недоэстонцы» лишились права на автоматическое получение гражданства, но вместо этого получили право на срочный вид на жительство. В обществе, где каждый третий вообще неэстонец, увеличить количество хотя бы лиц с эстонскими корнями уже благо. Ведь качество человеческого материала наши законодатели определяют по этничности.
Здесь начинаются курьёзы правоприменительной практики. Ст. 18 Закона об иностранцах предусмотрено несколько оснований для получения вида на жительство:
1) для переезда на жительство к супругу(е);
2) для переезда на жительство к близкому родственнику;
3) для учебы;
4) для работы;
5) для предпринимательства;
6) на основании международного договора;
7) в случае весомого общественного интереса.
Как можно заметить, в этом перечне в качестве основания нет ни национальности, ни Конституции. Но практика здесь такова, что эстонцы получают вид на жительство «на основании международного договора», хотя какого-либо международного договора, дающего право эстонцам поселяться в Эстонии, не существует. Напротив того, есть международные договора, запрещающие преференции по национальному признаку.
Можно ли жить в Эстонии, не зная эстонского? Как я учила эстонский язык в Петербурге. Влог
Кто такой эстонец?
Может возникнуть вопрос: а что вообще такое эстонец? Какая чистота крови предполагалась национально озабоченным законодателем? Ответ на этот вопрос мы можем найти в Постановлении Правительства Республики № 88 «Порядок ходатайства, предоставления, продления и признания недействительным срочного вида на жительства, ходатайства, предоставления, восстановления и признания недействительным вида на жительства долгосрочного жителя, и установление форм срочного вида на жительства и вида на жительства долгосрочного жителя».
Ч. 2 ст. 24 этого Постановления предусматривает, что эстонская национальность доказывается документами об эстонской национальности как минимум дедушки или бабушки. Надо полагать, что с точки зрения экспертов по расовой теории из Правительства Республики эстонский прадедушка не гарантирует чистоту эстонской нации, и подобные кандидаты на эстонскость выбраковываются миграционной службой.
«Кровь» и «почва»
Ни для кого не секрет, что в цивилизованных странах гражданство даётся не только «по крови» (по родителям), но и «по почве» (по месту рождения). Но эта нелепая уравниловка сводит на нет исключительность эстонской нации. Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации уже не однократно рекомендовал Эстонии ратифицировать Конвенцию о ликвидации безгражданства 1961 года. Не были исключением и последние рекомендации.
Однако «наш Васька слушает да ест». Обоснование Эстонии не ратифицировать Конвенцию достойно того, чтобы его процитировать, как образец этнократического подхода к исполнению международных обязательств:
Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года частично противоречит Закону о гражданстве Эстонии, и в случае присоединения к конвенции потребовалось бы внести изменения в этот закон. В статье 1 указанной конвенции предусматривается, что участвующее в ней государство должно предоставлять свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства (т.е. применяется принцип jus soli – принцип «права почвы»). В соответствии с Законом о гражданстве Эстонии гражданство предоставляется по принципу jus sanguinis − по принципу «права крови», т.е. лицо, у которого в момент рождения по крайней мере один из родителей имеет эстонское гражданство, приобретает эстонское гражданство. В настоящее время Эстония не планирует изменять этот принцип, закрепленный в Законе о гражданстве.
Перевожу с этнократического на русский.
Комитет ООН: Измените, пожалуйста, Закон о гражданстве, так как он не соответствует международным принципам.
Эстония: Мы не можем акцептировать международные принципы, так как они противоречат нашему закону, который мы не собираемся менять.
Российские соотечественники
Как известно, всё познаётся в сравнении. Сравним эстонскую политику в отношении «репатриантов» с российской.
Ч. 3 ст. 1 Федерального закона РФ «О государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» даёт три признака определяющих соотечественника за рубежом. Ими могут быть:
— граждане России;
— иностранные граждане и лица без гражданства, относящиеся к народам, основные территории расселения которых находятся на территории Российской Федерации;
— иностранные граждане и лица без гражданства, которые являются потомками по прямой нисходящей (дети, внуки, правнуки и т. д.) жителей территории Российской Федерации.
То есть предлагаются три критерия идентификации:
— гражданство (российское);
— национальность (коренные народы России);
— территория (потомки жителей территории Российской Федерации).
Российский соотечественник должен соответствовать хотя бы одному из этих критериев.
Как можно заметить, Россия при определении соотечественников, которым, помимо прочего, предоставляются льготы по переселению в Россию, исходит как из принципа jus sanguinis (по крови), так и из принципа jus soli (по почве). Соотечественник может не относится к коренным народам России. Достаточно того, что его предки по прямой восходящей (и не важно в каком колене) жили некогда на территории РФ.
Что делать?
Кто виноват, мы уже поняли. Осталось выяснить – что делать?
Вернёмся к нашим эстонским реалиям. Очевидно, что, как и в случае с гражданством, здесь наряду с принципом jus sanguinis (право крови) должен быть применён принцип jus soli (право почвы), как это делается, в том числе, в России. Наверное, нет ничего плохого в том, что эстонцы могут приехать жить в Эстонию. Но почему только эстонцы? Почему бы это право на возвращение не распространить и на лиц других национальностей и их потомков, которые по каким-то причинам покинули Эстонию?
Из Эстонии ежегодно уезжает по 10 тысяч человек. При этом миграционная квота около тысячи человек в год. Очевидно, что она должна быть как минимум в 10 раз больше.
Может быть, пора вернуть уехавших в 90-е русских и их потомков?
В правозащитном центре «Китеж» продолжает работать «горячая линия», при помощи которой можно получить бесплатную юридическую консультацию по телефону, в т. ч. и по вопросам видов на жительство и гражданства. Номер «горячей линии»: 56078040.
Источник: newsbalt.ru
Угасшая звезда Яака Йоалы: Почему «эстонский соловей» в 38 лет ушел со сцены, избегал публики и терпеть не мог песню «Лаванда»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
26 июня исполнился бы 71 год знаменитому эстонскому эстрадному певцу, одному из самых популярных в СССР артистов 1970-х – 1980-х гг. Яаку Йоале, но уже 7 лет его нет среди живых. Его уход остался незамеченным для широкой публики, ведь больше 25 лет о нем ничего не было слышно. Яак Йоала перестал выступать на эстраде еще в 38 лет и позже не появлялся на экранах, старательно избегал встреч с журналистами, прекратил общение даже с друзьями. Ходили слухи, что Яак стал отшельником, поселившись в глубинке, хотя он продолжал жить в центре столицы Эстонии. Певец категорически отказывался вспоминать о прошлом, а исполненную в дуэте с Ротару «Лаванду» презирал…
С самого детства жизнь Яака Йоалы была связана с музыкой – его мать была музыковедом и работала в Государственной филармонии Эстонской ССР. Яак занимался в музыкальной школе, где учился играть на фортепиано и флейте, а позже поступил в музыкальное училище.
На вступительных экзаменах педагоги спросили, уверен ли он в своем выборе, ведь в Таллине его знали как азартного автогонщика. Тем не менее музыка всегда оставалась для него на первом плане. Однако музыкальное училище Яак не окончил – он с юности был поклонником группы «The Beatles», увлекался рок-музыкой, и за отказ прекратить исполнение рок-композиций был отчислен. Это несоответствие того, что он любил, и тем, чем был вынужден заниматься, сыграло роковую роль в его жизни.
Самый известный эстонский певец в СССР
После службы в армии Яак Йоала выступал в качестве бас-гитариста и солиста различных эстонских групп, участвовал в музыкальных конкурсах и фестивалях, где неоднократно завоевывал награды, но всесоюзная популярность пришла к нему в 1975 г., когда певец получил специальный приз жюри на международном конкурсе песни в Сопоте. У него тогда даже появился шанс сделать карьеру в Европе: на Яака обратил внимание продюсер Джо Наполи из Лондона, который привез на фестиваль английского певца Барри Райана. Он был ведущим телепередачи «Суперсоник», где выступали и мировые звезды первой величины, и начинающие вокалисты. Наполи предложил эстонскому певцу отправиться вместе с ним в Лондон, но для Йоалы это было равносильно эмиграции из СССР, и он отказался от этого предложения.
С ним работали лучшие советские композиторы: Давид Тухманов, Александр Зацепин, Раймонд Паулс. В конце 1970-х гг. – начале 1980-х гг. наступил его звездный час – после того, как Яак Йоала исполнил песни в фильме «31 июня» и спел в дуэте с Софией Ротару в «Голубом огоньке» песню «Лаванда». Он стал частым гостем телепрограмм центрального телевидения СССР и на радио, его пластинки расходились миллионными тиражами, а песни «Я тебя рисую», «Фотографии любимых», «Любовь нас выбирает» пела вся страна.
Поклонниками его таланта были даже коллеги, пользовавшиеся не меньшей популярностью. Муслим Магомаев написал о нем в «Советской культуре»: « Артистическая внешность, броская, именно эстрадная манера пения, без налёта вульгарности, подчас выдаваемой за «эстрадную специфику», без штампов, копирования кого-то и чего-то. А главное – голос яркий, звонкий, наполненный, которым он свободно владеет; крепкое певческое дыхание, коим обладает далеко не каждый вокалист – всё это привлекает в нём. Яак Йоала поёт красиво, взволнованно, что называется, на нерве ».
Непонимание на родине и ненавистная «Лаванда»
Хотя в репертуаре певца преобладали лирические, а не патриотические песни, в Эстонии ревностно относились к его всесоюзной популярности, осуждали за исполнение песен на русском языке и презрительно называли «кремлевским соловьем» и «яшкой ёлкиным», в то время как в советской прессе его именовали «эстонским соловьем». Яак Йоала рассказывал: « Это считалось предательством. Ведь я десять лет был идолом в Эстонии, и вдруг стал петь по-русски. Считали, что я предал всех, уехав в Россию. В глаза мне, конечно, никто ничего не говорил, но я знал, чувствовал, что это никому не нравилось ».
При этом сам Йоала никогда не был в восторге от своего репертуара и позже говорил, что пел совсем не то, чего хотел сам. Песню, которую долгие годы называли его визитной карточкой, он и вовсе терпеть не мог и спустя годы признавался: « Мне все равно, как сейчас оценивают мое творчество. «Лаванда»… Разве можно такое слушать? Я не пою такие песни. Это уже слишком, ниже всякого уровня.
И это неважно, что песня имела сумасшедшую популярность… Я это давно забыл и выбросил из головы. Мне всегда нравилось исполнять рок-музыку ». Певец удивлялся тому, что из всех его песен слушатели запомнили именно эту, ведь он исполнил ее всего один раз на «Голубом огоньке», вот только на советском телевидении эту запись очень часто ставили в повторе, и у миллионов Яак Йоала ассоциировался именно с «Лавандой».
Завершение карьеры и загадочное исчезновение
В 1988 г., на пике популярности, певец неожиданно для всех решил уйти с советской эстрады, а в середине 1990-х гг. практические прекратил выступать с концертами. Сам он позже объяснял свое решение так: « Для меня наступил предел, я уже не мог петь эти дурацкие, дешевые песни. И все, я ушел… Я ушёл вовремя. Мне надоела вся эта работа и всё, что было вокруг неё… Мне нравится классика, и это просто случайность, что я попал в лёгкий жанр ». При этом заниматься музыкой он не перестал – преподавал в Таллинском училище, продюсировал молодых исполнителей, занимался организацией концертов.
После завершения своей вокальной карьеры он вышел на сцену только один раз, в 2007 г., во время совместного тура по Эстонии с Тынисом Мяги, который был не только его коллегой, но и другом. Однако в последние годы жизни Яак перестал общаться не только с журналистами, но даже с друзьями. Тынис Мяги рассказывал, что на протяжении нескольких лет не мог ему дозвониться, хотя раньше они созванивались ежедневно.
Внезапное исчезновение певца породило много слухов: говорили, что он спился, уехал в США, потерял голос и т.д. В последние годы его жизни часто писали о том, что Яак Йоала стал отшельником и живет в сельской глубинке в лесу. У него действительно был загородный дом, в котором он проводил много времени со своей семьей, но при этом из столицы Эстонии артист не уезжал и жил там в самом центре. Но спустя годы его попросту перестали узнавать на улицах, ведь в постаревшем и прибавившим в весе прохожем в простой повседневной одежде сложно было узнать блистательного элегантного артиста с манерами зарубежной звезды.
Еще в 2005 г. артист перенес инфаркт, через год – еще один, потом его разбил инсульт, в 2011 г. его госпитализировали в связи с третьим инфарктом. Он не хотел, чтобы кто-либо, кроме близких, знал о его проблемах, а потому перестал появляться на публике. Он и до этого не участвовал в светских мероприятиях и вел закрытый образ жизни, поэтому этот факт никого не удивил – списали на замкнутость и странности характера. 25 сентября 2014 г. его не стало. Об этом не сразу стало известно широкой публике, ведь в прессе о его уходе писали очень скупо и сдержанно.
Как бы сам певец ни относился к своему творчеству советского периода, его помнили миллионы благодаря именно этим песням, пускай простым и наивным, но очень светлым и лиричным. Так же, как и его коллегу из Эстонии, знаменитую в СССР певицу, которой пришлось сменить профиль деятельности: Запрет на гастроли, брак с тираном и другие тайны Анне Вески .
Источник: kulturologia.ru