Рига турист перевал как пройти

Алтай: Рига-Турист 1Б — наш cамый сложный перевал

27 июля
С утра было пасмурно, дождь несколько раз начинал лить, и мы долго выжидали. Наконец непогода вылила свои запасы дождя и двинулась прочь, а мы собрали лагерь и стали спускаться Аккему.
На Аккемском озере обычно стоит очень много групп, причем они проводят в одном и том же месте много дней, совершая только прогулки на 1-2 дня – в долину Ярлу, на ледник, в долину Семи Озер, к Озеру Горных Духов. Именно поэтому там много троп, и много стоянок, но мало дров.
Мы спустились через огромные поляны жарков и аквилегий, перешли несколько ручейков, и выбрали самую правую тропу. Она вела нас к спуску вдоль водопада. Тропа там очень крутая, и утомительная для коленок, но зато очень живописная и быстрая. Мы спустились как раз к мостику через речку выше озера и болота, и пошли искать стоянку.

Выбрали площадку, с видом на верховья долины Аккема и на маленькое озеро под моренным валом, под лиственницей. С вечера Белуха скрывалась в облаках, и настроение у нас тоже было пасмурное. Мы с Юлькой, сидя каждая в своей палатке, едва не плакали: «Поход кончается! Теперь мы пойдем уже только вниз!

Восхождение на перевал Рига Турист.Алтай у подножья Белуха. Август 2021.https://vk.com/id224559923

Аааа!» Мишка метался между нами, пытаясь нас утешить, потом сбежал – он отнес спасателям в «бочках» новые карты, но Усанова не застал, а молодые к картам особого интереса не проявили. «А, карты? Ну, оставь, потом взглянем. А спирта у тебя не найдется?»
Тогда Мишка сбегал вниз вдоль Аккема до альплагеря «Высотник», и купил там всяких деликатесов – картошки, лука, чеснока, банку тушенки и банку сгущенки, и целый пакет пряников!
Я никак не могла сама успокоиться, и сбежала ото всех под благовидным предлогом сбора жимолости на компот. Потом вернулась, позвала Юльку к костру из палатки, и мы с ней принялись готовить праздничный ужин, и утешать друг друга. А чем можно себя утешить в таком настроении? Мы лечились песнями.
«И в дымно-парном уюте
Мы будем лечить хандру
крепким несладким чаем,
трубкою с табаком
и до утра нескончаемым
северным говорком»
Гитары у нас не было, но нас это не смущало. Мы пели старые добрые песни Окуджавы и Визбора, Белого и Ланцберга – и тоска понемногу отступила…

28 июля
А с утра мы проснулись, и увидели красавицу Белуху, во всем ее великолепии. Кто видел хоть раз этот пейзаж, тот вряд ли его забудет или с чем-то перепутает. Ослепительно-снежная стена, запирающая долину, отражается, как в зеркале, в воде небольшого озера.
Мы быстренько поели, взяли с собой перекус, плащи и свитера – и побежали в «радиалку» на Аккемский ледник. Мы собирались дойти до Томских ночевок, но не дошли до них немного, и повернули назад чуть раньше.
Тропа проходит по краю болотистого разлива под моренным валом, и приводит к металлическому подвесному мостику. Наши дети бойко перескочили по нему на другой берег, хотя нескольких досок там не хватало. Сразу за этим мостиком начинается «веселый» участок тропы – очень крупная морена, скакать по которой налегке не очень сложно, а вот под тяжелыми рюкзаками – несладко.

Перевал Рига-Турист 1Б

Камни размером с небольшую избушку валяются в живописном беспорядке, а тропа – это просто способ по ним пройти, пролезть или проползти, а еще чаще – пропрыгать. После этого тропа выходит к разливу реки, и над разливом есть несколько симпатичных стоянок на траве. А дальше мы выбрали верхнюю тропу по камням, хотя она несколько сложнее.

Впрочем, троп в этом месте так много, что если вы просто будете идти логично, то вскоре вы обнаружите, что идете по тропе. Туры из камней там складывают все, кому не лень. А уж возле самого Акемского озера чего только нет – каменные заборы, столы и стулья, трон, арки всех размеров и всевозможные башенки и пирамиды.
Тропа пересекает склон по средним камням, и на перегибе снова выходит на крупную морену. Мы вышли на лужайку, окруженную большими камнями, и перекусили, а потом поднялись еще немного, и вышли на ледник. По леднику идти намного быстрее и проще, чем по камням. Сверху по леднику текут ручьи, которые иногда вдруг с шумом падают в узкие глубокие ледовые колодцы.

Ручьи промывают канавы, и лед на изломах и в этих промоинах совершенно синий. А еще на леднике есть так называемый «чехол» из камней, насыпавшихся сверху. Среди этих камней дети находили кристаллы рутила, кусочки слюды и прочие красивости. А еще я показала детям ледниковые «грибы» — это когда большой камень стоит на леднике долго, то лед под ним начинает подтаивать, и получается ледяная ножка гриба, и каменная шляпка. Эти грибы бывают и маленькие, и огромные, метра по полтора высотой.
Весь день мы шли к Белухе, а она оставалась все такой же, только чуть менялся наш угол обзора – показалась треугольная вершина и под ней – так называемая «бутылка». Очень трудно представить себе, что вот эта ледяная стена имеет перепад по высоте больше километра!
Мы шли по леднику довольно долго, и успели изрядно замерзнуть, даже в свитерах. А тут погода начала хмуриться, и мы решили, что нам пора разворачиваться, чтобы успеть спуститься посуху к своим палаткам.
Вниз мы бежали намного быстрее, и к тому же мы выбрали более удобную нижнюю тропу, и в итоге в 19 были уже у себя. Похоже, пока мы гуляли, тут прошел дождик, но мы шли всю дорогу посуху.

29 июля
Мы сфотографировались все вместе на фоне Белухи, и побежали вниз – обратно по мостику через ручей под водопадом, мимо болота, мимо поляны с толпами людей и палаток, мимо четырех синих бочек, в которых живут здешние спасатели, мимо вертолетной площадки, мимо домика ГМС, и дальше вниз по тропе. За час мы добежали до верхнего лагеря «Высотник», и зашли к ним купить еще пакет пряников. Перекусили, и побежали дальше вниз по тропе.
Я впервые спускалась вниз по Аккему, и эта тропа мне понравилась намного больше, чем та, что лежит вдоль Кучерлы. Мы бежали по тропе через кедровый лес, и никакие поваленные стволы не перегораживали нам дорогу. И в то же время, тропа не была излишне разбита копытами лошадей, и на ней не было грязи и луж (вполне возможно, нам просто повезло с погодой).

Местами вдоль тропы росли заросли смородины, причем справа от тропы росла черная смородина, а слева – красная двух сортов. Дело в том, что на Алтае красная смородина иногда бывает черного цвета! Да-да, я не шучу! Она мелкая и кислая, у нее не пахнут листья, но ягоды у нее не красные, а совершенно черные. А еще там растет малина, правда, не очень много.
Прямо через тропу то и дело перебегают мышки и пищухи. А еще мы вчера по пути на ледник видели на морене крупную пищуху, которая тащила куда-то веточку.
Хорошая тропа к вечеру сменилась огромными осыпями, обрывающимися в реку, но нас камнями не испугать. Мы вылезли по тропе на одну из осыпей, оглянулись, и снова увидели Белуху, такую же огромную, снежную и прекрасную. Мы спускаемся от нее уже второй день, а она выглядит все такой же огромной, как и с ледника! Чудеса!
Тропа после осыпей начинает забираться выше, обходя прижим – Аккемские Пади. Мы вышли на этот участок тропы уже под вечер, и нам ничего не оставалось, как ползти по тропе вперед и вверх, и надеяться, что у ручья, который нарисован на нашей карте, найдутся стоянки. Мы доползли до первого ручья уже в сумерках, и увидели, что все стоянки там уже заняты.

Мы вздохнули, и минут за 20 добежали до следующего ручья – и там нашли себе местечко. Дети тут же затеяли громкую игру – они карабкались на здоровенный замшелый камень, с визгом и писком скатывались по нему вниз, и снова с хохотом лезли вверх. А взрослые устали настолько, что еле шевелились.
Мы в порядке эксперимента поставили палатку так, чтобы спать головой к выходу. Ночь была ясная и теплая, а комаров на Алтае при нас практически не было, поэтому мы не стали застегивать вход у палатки. Наверное, это одна из самых ярких для меня картинок за весь поход: я лежу на спине, и гляжу в темное небо, где за ветвями кедров и лиственниц видны звезды. Шумит внизу поток, шуршат кроны деревьев, шелестит ветер…

30 июля
Мы вышли с поляны далеко не первыми, ибо не привыкли рано просыпаться. Неторопливо собрались, неторопливо пошли… Дети шли довольно быстро, и хором пели песенку про «кусок зеленой БЦУ, кусок болоньи на карман, и пенополиэтилен, и пенополиуретан, шелк парашютный, синтепон, отрез нейлона и капрон, моток веревки основной. и бегемотик надувной». А навстречу нам идут серьезные группы, идут суровые мужики с ледорубами и «кошками», с касками и веревками – они явно собираются ходить что-то крутое, снежно-ледовое. А тут по тропе скачут дети садовского возраста, и распевают смешные песенки. На лицах встречных читалось явное недоумение.
Мы к обеду вышли из леса на поля, к тому месту, которое называется «Три березы». Там тропу пересекают два ручья, и в тени одного из них мы остановились на перекус. Потом пошли дальше через широкие луга, заросшие всевозможными цветами, и лесной клубникой.
Навстречу нам, пыля, проехал грузовик с туристами, которые забрасывались из Тюнгура до Трех Берез. Ребята крикнули нам, что этот грузовик сейчас развернется и поедет обратно. Мы заспорили. Юля предлагала идти пешком через Кузуяк, чтоб не заканчивать поход раньше времени, а мы склонялись к тому, чтоб подъехать на грузовике, и подневать где-нибудь на Катуни поближе к Тюнгуру.

В итоге так мы и сделали – сели в кузов грузовика вместе с другой группой, и переехали перевал за час, а не за день. Правда, Витя провожал с тоской полные ягод кусты смородины, но боюсь, к тому времени, как мы бы до них дошли, мы бы уже устали настолько, что нам бы было не до ягод. Дорога вышла на хребет, мы взглянули в последний раз на Белуху, и покатили вниз, в долину Кучерлы, подпрыгивая на ухабах. А на той стороне водитель высадил нас на краю поля, и уехал в Тюнгур.
Мы дотопали через поле и через березовый лес до берега Катуни, и там нашли отличную стоянку. В лесу полно костяники, немного земляники и малины. Мы загорали, купались (вода в Катуни намного теплее, чем в Аккеме и Кучерле), собирали ягоды и радовались жизни. Мимо нас проплывали каяки и рафты, мы махали им руками.

31 июля
С утра мы долго тормозили, купались, загорали, бродили по берегу, а около трех наконец собрались и пошли вдоль берега по тропе в сторону Тюнгура. Буквально через полчаса Гришка увидел на дереве хорька. Зверек перебежал тропу, вскарабкался на березу, и там верещал от страха, пока мы его пытались сфотографировать.
Всю дорогу мы ели горстями костянику, землянику и клубнику. Утро было жаркое, а днем стало пасмурно, и даже дождик немного покапал. Мы вышли к самому нижнему мосту, и прошли краем деревни Кучерла – 19 дней назад мы начинали здесь наш поход. По пути к Тюнгуру мы наелись малины, и пошли дальше по дороге. В Тюнгуре мы были часов в 5 вечера.

Заказали себе баню, договорились про машину, получили вещи из камеры хранения. Мишка встретил знакомую группу москвичей, а еще мы встретили Диму Борисенко, и общались с ним весь вечер. Мы с Мишкой купили еды на дорогу, а Юлька с Витей купили меда. Вечером все попарились в бане, потом отправились ночевать в «Высотник». Там стоят стационарные палатки с постелями и бельем – нам это было актуально, чтоб не перебирать с утра рюкзаки.
Поели сперва в кафе – особенно все оценили творог со сметаной и лепешки. А вечером Витя пошел в ресторан за обещанной яичницей с помидорами, и мы тоже решили не отставать.

1 августа
Мы встали в 5 утра, подняли сонных детей, и пошли к турбазе «белый кречет». Мишка ухитрился за утро найти нам попутчиков – он уговорил тех самых знакомых москвичей, и мы поехали с ними вместе. Ребята собрались очень оперативно, и в итоге мы стартовали в 7 утра.
А Мишка остался в Тюнгуре, чтобы побродить по горам еще 10 дней.
По пути играли в «контакт», дети скакали на коленках у новых знакомых и радовались жизни. (уж не знаю, сильно ли радовались этому наши попутчики…)
Над рекой клубился туман, за окнами маршрутки мелькали холмы, скалы и кедровые леса. Машина натужно карабкалась по грунтовке на перевал, поднимая облака пыли. До свиданья, Алтай!
Ехать днем было намного приятнее, чем ночью. И взрослые, и дети были намного бодрее. Было очень жарко, мы почти не ели, зато выпили все запасы воды и сока.
В Бийске шофер остановил маршрутку, и сказал, что дальше не пойдет, а нас отвезут другие машины. Было 6 вечера. До Барнаула – еще 210 км, до аэропорта – еще 20 км от города. А у нас вылет в 21, и регистрация заканчивается за час до вылета. У второй группы ситуация примерно такая же – им надо успеть в Барнаул на автобус в 20.30 с вокзала.
За ними пришла «Газель» без прицепа, и они туда бодро перекидали свои рюкзаки. А за нами пришла … «шестерка», обыкновенные «Жигули», без верхнего багажника! Первые мысли и эмоции были сильными и однозначными – мы не поместимся. Нас 6 человек, и 6 рюкзаков, причем рюкзаки у нас огромные! Но деваться было некуда.

Один рюкзак втиснули в багажник, два других – на заднее сиденье. И туда же – меня, Юльку и трех детей с их рюкзаками и пенками. И все это – при жаре за 35… О, незабываемые ощущения!
Водитель нам попался отличный, он гнал изо всех сил, и только его усилиями мы все же успели на регистрацию. А еще мы буквально на минуту успели увидеть Настю, которая прилетела из Москвы этим же рейсом.
В аэропорту мы были уже совершенно никакие. Мы никак не могли разобраться, какие бумажки кому показывать, и теряли то сами билеты, то паспорта, то посадочные талоны.
4 часа полета, полчаса ожидания багажа – и мы успели на последнюю рейсовую маршрутку из Внуково.
Ночевали мы все уже по домам. Мы вернулись, но в мыслях продолжали еще долго бродить по Алтаю.

«Мы набиваем кошельки своих сердец
Разбойным золотом надежды и удачи,
И покидаем этот проклятый дворец,
Где все не так, как у людей, где все иначе!»

Источник

Алтай 2002 поход по Катунскому хребту. Описание перевала Рига-турист. schleicher

Катунский хребет

Первый раз на Алтае. Первый раз с веревками, кошками и ледорубами. Нельзя сказать, что именно тогда Алтай очаровал меня, скорее всего, это случилось задолго до. Задолго до этого путешествия я изучал отчеты походов, смотрел фотографии, читал рассказы и байки, смотрел карты, планировал возможные маршруты, строил какие-то надежды. И Алтай чудеснейшим образом оправдал все мои ожидания.

Шли разношерстной компанией, хотя, впрочем, все друг друга знали. Хуже всего то, что каждый строил какую-то свою личную цель визита в горы, и эта цель радикально отличалась от цели попутчиков. В конечном итоге все переругались, разобиделись друг на друга и вряд ли желали бы собраться этим же составом еще раз.

Примечательно то, что Природа как бы резонировала настроению в группе: почти все время была непогода, за исключением нескольких дней. Однако, впечатлений этих дней хватило надолго. Я заболел Алтаем. Болезнь эта сродни прочим зависимостям: требуется постоянное повышение дозы, плохо поддается лечению.
Перевал Рига-турист: явно сложнее 1Б!

Особенно запомнилось прохождение перевала Рига-турист. На картах он обозначен как 1б категории трудности. Однако, свидетельства людей, проходивших здесь, свидетельства спасателей с Аккема, свидетельства памятных табличек под перевалом говорят, что перевал не соотвествует заявленной категории. Я склонен согласиться с этим мнением.

Поднимались мы от Кучерлинского озера. К озеру поднялись пополудни, времени было немного, быстро двинули под перевал. Тропа к перевалу начинается от тропы вдоль озера, круто забирает в гору. сначала шли по лесу, забирая вверх. постепенно озеро скрылось из виду. Стояла жара, хотелось пить. Поняли свою ошибку: на довольно изнурительном участке подъема воды не было вообще. поднялись выше зоны леса страшно измученные жаждой и непривычно крутым подъемом.

Вроде как планировали за день (за вторую половину дня) перемахнуть Рига-турист и спуститься аж на Аккем. Видимо, это под силу только железным людям. Не знаю, как мои спутиники, но я к таковым точно не относился. Около двух часов шли по каменно-безжизненному кулуару к подножию перевала. Кулуар поворачивал влево по ходу. Воду нашли одновременно с местом вынужденной стоянки.

Все еще думали, что закидаем перевал шапками. В долине была небольшая лужица за каменной горкой. Там встали на ночлег.

Утром следующего дня двинули на перевал. он оказался несколько глубже за поворотом чем ожидалось. еще около полутора часов просто на подход под перевал, мимо очень живописного озерца.

Сам подъем на перевал с этой стороны осыпной, но осыпь едет слабо. Выстота подъема уже не вспоминается точно, но небольшая. Поднялись неспеша, соблюдая осторожность. Седловина небольшая, с нее видно пик Рериха и все хребты что на западе.

Самое интересное — это спуск.

почти сразу путь спуска выходит на крутые склоны фактически без каких-либо зацепов. В сырую погоду очень велика вероятность просто подскользнуться. правее спуска имеется ледовый кулуар, на котором тоже не сладко.
В результате поисков путей приходится провесить метров пятьдесят веревки, чтобы спуститься до курумов. Веревка лежала конечно же на самом дне рюкзаков (мы же шли на перевал 1Б!), поэтому пока доставали снаражение, пока собирались, пока провешивали и сдергивали, прошло очень много времени. На курумы встали уже вечером, спустились с перевала уже затемно. На ночлег встали на площадках под перевалом.

Источник

Перевал Рига-Турист (1Б*, 2850 м)

Перевал Ригу-Турист. Вид со стороны Кучерлы

При прохождении перевала обязально использовать каски! Прходить перевал желательно рано утром, пока не начинают сыпать камни.

Рига турист перевал как пройти

Лично я в горы хожу за фотками, если кто-то ходит туда за спас-работами — это его право.
Сам туда пошел потому, что:
во первых одному там пройти легче — некому сверху камень пустить. У Вас всех будут каски с собой.
во вторых я это делал осознанно и понимал сложности меня поджидающие. У вас большинство народа горы видели только по телевизору и неизвестно как себя поведут в сложной ситуации. Кто их всему научит?

Не, в левом кармане в цирке со стороны Аккема, т.е. противоположный склон от Буревестника. Сам видимо еще был гдето на склоне, а череп скатился вниз.

Броня у Аккема. А это между пер.Рига-Турист и Кучерлинским оз. по карте координаты примерно 49,888012 и 86,472332

там есть перевал Ак-кем через вершину3340м — но на вид он гораздо проще — только топать выше.
Странно где он там срисовался.
Кстати в этом году в тот карман какие-то странные людишки ходили — типа секты какой-то, может и черепок с собой принесли.

Я вот посмотрел по изобарам и вижу что у Рига-Турист высота не 2850 как в популярной карте, а 3120м примерно.
Вы там случаем высоту не измеряли?

Вы же планируете заход с Кучерлы, поэтому идешь как на пер.Рига-Турист но в конце поворачиваешь не на перевальный взлет, а на запад, на вершину. Посмотри по координатам.
Высоту не мерили, а по карте действительно 3100-3120.

Странно где он там срисовался.

Это было в 2003г. Пер.Ак-кем находится в северном цирке долины, а это было в цирке пер.Рига-Турист. Кстати Кемеровчане говорили что в 2002г на подходе к перевалу со стороны Кучерлы тоже скелет с рюкзаком видели. Т.к. группы своих не оставляют, то видимо тоже одиночка был.

понял
вот на этой карточке это левая самая горка
— ну туда тоже не просто забраться скажу я тебе

стало быть вот с этого склона он срисовался
совершенно непонятно, чего он там забыл? совершенно неинтересная кочка

в цирке (около камня с табличкой) кстати весьма странные местечки под палатки, выложенные мелкой/мелкой щебёнкой чёрного цвета — нифига непонял как и зачем?