Сколько школ в Риге

Не то, что нынешние школы: как СССР возрождал образование в послевоенной Латвии

Как работала и чему учила советская школа в Латвии? Обратимся к истории эпохи, когда зарождалась именно та школа, с которой с упорством, достойным гораздо лучшего применения, расправляются нынешние чиновники Министерства образования.

Еще в 1944 году, когда далеко не вся Латвия была освобождена от нацистов, сеть школ начала восстанавливаться. Восстанавливаться было от чего.

За годы гитлеровской оккупации система образования Латвии подверглась существенной трансформации. По образцу Третьего Рейха в Остланде были открыты семилетние так называемые народные школы (Folksschule). Также нацисты сократили учебный год. Они же уменьшили количество уроков, выделяемых на изучение истории, географии, естествознания.

Все обучение было построено в духе нацистской идеологии. При этом многие преподаватели вузов, студенты и школьники подвергались репрессиям со стороны нацистских оккупационных властей. Нацисты не пощадили Государственный педагогический институт языков, созданный в 1940 году решением советской власти. Также из своих помещений была изгнана консерватория и латвийская Академия художеств.

Школы Риги

При этом советский строй продолжал заботиться о сохранении системы образования для Латвии. В эвакуации, в отдаленных областях СССР, куда не пришли нацистские захватчики, были открыты специальные детские дома, в которых были созданы условия для учебы эвакуированных детей на их родном, латышском языке. Таких было четыре – в Менгерах (Татарская ССР), Шаве (Горьковская область), Куменах и Вожгалах (Вировская область). В Ивановском интернациональном детском доме и в Ташкенте тоже были открыты латышские группы.

В 1944 году была создана группа по восстановлению просвещенческих заведений. Учебные программы разрабатывал Комиссариат народного просвещения Латвийской ССР.

В 1945 году учебу начали 88% детей школьного возраста. Уже в 1949/1950 учебном году в школах Советской Латвии училось 98,4% детей. Это был беспрецедентный показатель.

Напомним, что во времена авторитарного режима Карлиса Ульманиса образование в республике было платным и доступным далеко не для всех. Одно из ключевых требований латвийских коммунистов-подпольщиков в 1940 году – обеспечение равных возможностей для образования. Оно и было исполнено сразу после Великой Победы.

Латышским детям – на класс больше

Примечательно, что во всех средних школах с латышским языком обучения был введен 11-летний курс, а в русских школах Латвии – 10-летний. Это было сделано во многом и для того, чтобы латышские дети смогли лучше и основательнее освоить русский язык, который являлся языком межнационального общения и инструментом социально-экономического роста.

Русский язык в латышских школах преподавался на высочайшем уровне – по пять-шесть уроков в неделю. К тому же нельзя было превышать нормативы по объему учебной нагрузки для школ всех уровней.

Но главным было широкое развертывание подготовки учительских кадров в послевоенной Латвии. В 1946 году был создан Латвийский государственный педагогический институт. Он занимался подготовкой учителей с высшим образованием. Педагогов и преподавателей готовили и некоторые факультеты ЛГУ.

Латвия. Образование и учебники для русскоязычных

Латвийский университет

CC BY-SA 3.0 / wikipedia / Edgars Košovojs Латвийский университет

Во второй половине 1940-х годов возникли четыре крупных учительских института – Рижский (работал с 1945 по 1946 год), Цесисский (1944–1955), Даугавпилсский (1944–1952), Лиепайский (1950–1954), которые готовили профессиональных учителей в первую очередь для начальной и основной школы. Работали и педагогические училища, спрос на поступление в которые был очень высок. Подобные училища располагались в Елгаве, Даугавпилсе, Лиепае, Резекне, Валмиере.

В них велась подготовка учителей младших классов и воспитателей дошкольных заведений. Их выпускниками были и парни и девушки-ветераны Великой Отечественной войны, в том числе рядовые и офицеры, имевшие боевой опыт, а также медсестры, санитарки, которые остались в Советской Латвии после освобождения от нацистской оккупации. Энергичные, с обостренным чувством достоинства и справедливости, такие учителя внесли огромный вклад в воспитание первого послевоенного поколения.

Уже на XX съезде КПСС перед шестой пятилеткой были поставлены задачи по подготовке перехода на всеобщее среднее образование. Это была социалистическая мечта, и она была исполнена.

В 1950-е годы по всей республике развернулось строительство новых школьных зданий. С 1950/1951 учебного года по 1958/1959 учебный год в Латвийской ССР число школ увеличилось со 130 до 274. Стремительным был и рост числа учащихся в этот же период – с 56 400 человек до 143 100 человек. В то же время многие семилетние школы были реорганизованные в средние.

Здравствуй, школа-интернат

Однако в системе школьного образования оставались нерешенные проблемы. Они были вызваны особенностями организации рабочего режима родителей в СССР с целью скорейшего восстановления народного хозяйства, пострадавшего в результате войны. Родители послевоенных детей должны были работать много и плодотворно. До 1956 года в Советском Союзе была шестидневная рабочая неделя, которая составляла 46 часов.

Только 7 мая 1960 года был принят Закон СССР «О завершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день». Еще через пять лет, в 1965 году, начался процесс перевода предприятий на пятидневную рабочую неделю.

Соответственно, многие мамы и папы не могли уделять своим детям должное внимание. К тому же по Латвии оставалось сравнительно много детей и подростков, лишившихся родителей. В некоторых хуторах до обычной дневной школы и вовсе было непросто добраться.

Поэтому ЦК КПСС И Совет министров СССР в сентябре 1956 года приняли постановление об организации учебных заведений нового типа – школ-интернатов. Осенью 1956 года открылось пять таких интернатов – в Аглоне, Биржах, Даугавпилсе, Резекне и Риге. Это постановление сыграло спасительную роль в судьбе многих детей. Школы-интернаты, где работали замечательные педагоги, воспитатели, директора, стали для детей путевкой в жизнь.

24 декабря 1958 года Верховным советом СССР было принято важное постановление: «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

Оно предполагало введение в течение трех лет обязательного восьмилетнего образования для детей и подростков в возрасте от семи до шестнадцати лет. Параллельно развивалась система политехнического обучения. А к 1960/1961 учебному году процесс преобразования семилетних школ в восьмилетние был благополучно завершен.

Школа – всем

Немного статистики. Очередной виток интенсивного строительства школ пришелся на 1960-е годы. При этом строились крупные, просторные школы с учебными кабинетами, оборудованными по последнему слову техники – на 1000 и более учащихся.

С 1946 по 1975 год в Латвийской ССР было построено 412 новых школ для 219,9 тысяч учащихся. Именно в 1975 году большинство всех учащихся Латвии учились в школах, построенных в послевоенное время. Строительство школ велось в полном соответствии с новыми реалиями.

В Советской Латвии шел активный рост городских образований, а старые города планомерно прирастали обширными спальными микрорайонами, в которых проживали десятки тысяч человек. К тому же постоянно открывались новые колхозные и совхозные комплексы. Дети работников этих комплексов тоже должны были где-то учиться. Всего с 1946 по 1981 год в Латвийской ССР была построена и сдана в эксплуатацию 481 школа для 284,4 тысяч учащихся.

В то же время многие сельские жители переселялись в города. Поэтому в Риге начало увеличиваться число общеобразовательных дневных школ. Небольшие же школы в сельской местности закрывались. Постоянно росло число учащихся, закончивших общеобразовательные дневные и вечерние школы. Всплеск роста выпускников таких школ закономерно пришелся на 1970-е годы.

Предлагаем проследить за динамикой роста численности учащихся, выпускников общеобразовательных школ (в тысячах). Сначала рассмотрим количество детей, которые закончили среднюю школу по годам:

  • 1945–1983 – 517,4;
  • 1946–1950 – 16,9;
  • 1951–1955 – 31,9;
  • 1956–1960 – 55,6;
  • 1961–1965 – 52,7;
  • 1966–1970 – 78,6;
  • 1971–1975 – 90;
  • 1976–1980 – 121,4.

Теперь обратите внимание, сколько детей закончило дневную среднюю школу и соответственно вечернюю среднюю школу:

  • 1945–1983 – 363,3 и 154,1;
  • 1946–1950 – 14,5 и 2,4;
  • 1951–1955 – 23,3 и 8,6;
  • 1956–1960 – 41,7 и 13,9;
  • 1961–1965 – 34,6 и 18,1;
  • 1966–1970 – 56,2 и 22,4;
  • 1971–1975 – 65,4 и 24,6;
  • 1976–1980 – 82,5 и 38,9 соответственно.

Обращает на себя внимание рост числа выпускников вечерних средних (сменных) школ. Педагоги этих учебных заведений устанавливали тесные связи с руководителями производственных коллективов. Цель – обеспечить каждого молодого человека, занятого в реальном производственном секторе, средним образованием. И к началу 1980-х годов такая цель была практически достигнута.

Каждому по способностям

В связи с ростом числа учащихся ответственные чиновники советской эпохи обратили внимание на аспект всестороннего развития детей с учетом их интересов и способностей.

Сначала представители Министерства просвещения обеспечили школьников факультативными занятиями по тем или иным дисциплинам – как естественным, так и гуманитарным. Любопытно, что с 1963/1964 учебного года проводились факультативные занятия по эстетическому воспитанию уже с первого класса. В это же время начали создаваться учебные программы, предполагавшие углубленное изучение конкретных предметов.

В 1958/1959 годы в нескольких средних школах Риги были внедрены программы по углубленному изучению иностранных языков, физики и химических технологий. Уже в 1975/1976 учебном году в Латвии работали 67 школ со специальным уклоном, предполагавшим углубленное изучение того или иного предмета.

В 1983/1984 учебном году таких школ в Латвии было уже восемьдесят один. В них углубленно изучались такие дисциплины, как химия, физика, биология, математика, латышский язык, русский язык и история. Кстати, в девяти школах отдельные предметы изучались на иностранных языках, а иностранный язык в них преподавался с первого класса.

Также по всей Латвийской ССР действовали двадцать четыре школы, в которых углубленно изучались дисциплины, связанные с изобразительным искусством или музыкальным воспитанием. Также в ряде школ были введены такие предметы, как театральное искусство и киноискусство.

Латвия в числе отстающих

Если бы сегодня власти в Латвии хоть немного были бы заинтересованы в повышении уровня знаний учащихся, они бы просто обратились к советскому опыту, блестяще доказавшему свою применимость в любых исторических условиях.

Однако качество образования стремительно ухудшается. Единственная страна, которая трепетно сохраняет и приумножает советские наработки в области просвещения – это Белоруссия.

Результат: самые лучшие европейские программисты, выдающиеся специалисты в области иностранных языков и естественных наук происходят именно из этой республики. Латвия, увы, в числе отстающих, и отстающих уже почти безнадежно. Правда, всегда есть возможность свернуть на конструктивные рельсы.

Источник

В Риге закроют рекордное за 10 лет количество школ

Это крупнейшее сокращение сети школ с 2009/10 учебного года. Закрываются Рижская Эзеркрастская основная школа, Рижская средняя школа №29, Рижская средняя школа №60 и Рижская санаторная школа-интернат.

В феврале сообщалось, что комиссия Рижской думы по оптимизации сети учебных учреждений решила в ближайшие годы закрыть две столичные школы и объединить еще восемь. Осенью 2018 года Министерство образования и науки Латвии предложило урезать финансирование школ за плохую успеваемость. В результате в стране были закрыты 24 средних и одна основная школы.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

У русского языка в Латвии неожиданно нашлись влиятельные защитники. Новые стандарты образования в средней школе, которые направлены на тотальную латышизацию населения, подверглись критике в ходе заседания Совета по экономике знаний Торгово-промышленной палаты республики.

Конституционный суд Латвии (КС) возбудил производство по жалобе 20 членов Сейма, оспаривающих принятый в прошлом году запрет на преподавание в частных вузах на русском языке.

Источник

Сколько школ в Риге

Первая версия. Полупустые школы

Поддерживайте нашу работу и делитесь.

«Приезжайте, мы вам все расскажем!» — в отличие от большинства школ, которые мы посетили, директор 46-й Рижской средней школы Борис Антонов на просьбу об интервью отозвался сразу. Школа находится в Вецмилгрависе, на огражденной территории, окруженная соснами. В течение последних десяти лет число школьников в этой школе постоянно падало.

Сейчас там учатся чуть меньше 500 детей, для которых родной язык – русский. Антонов является директором школы уже 28 лет. «У меня были золотые времена. В Вецаки было четыре школы. У меня было 1250 школьников, и занятия шли в двух зданиях», — вспоминает директор.

Сейчас в Вецмилгрависе три школы – две школы нацменьшинств и одна латышская. На расстоянии десятиминутной поездки на автобусе в Милгрависе есть еще одна русская школа.

Автор иллюстрации: Лоте Лармане, Re:Baltica

Дела не идут блестяще ни у одной из них.

У 29-й средней школы в Милгрависе самые низкие результаты экзаменов среди всех школ Риги. В прошлом году школа не открыла 10-й класс, так как не хватало учеников. То же самое произошло и в латышской 31-й средней школе. Число школьников выросло только в Ринужской средней школе, в которой находится также и детский сад.

Школам в рижских микрорайонах все сложнее укомплектовать первые классы. Расчеты Re:Baltica свидетельствуют, что за последние три года число школьников в первых классах в Риге уменьшилось на 14%. Самое большое падение было в русских школах — 19%.

Правда, до сих пор это не повлияло на общее количество школьников. Демограф Рижской Высшей школы экономики Зане Варпиня допускает – это потому, что в старшие классы приезжают учится дети, которые живут за пределами Риги.

Но самая большая проблема Риги скрывается в другом, и это как порочный круг. На нынешнее количество школ слишком мало учеников. Так как финансирование школе обеспечивает число учеников, в маленькой школе у педагогов маленькая нагрузка. Маленькая нагрузка значит маленькую зарплату.

Маленькая зарплата значит, что сложно найти хороших учителей, так как они уходят в более крупные и престижные школы. В большой школе педагог может специализироваться, например, по математике для 5-го — 7-го классов. В маленькой школе он будет преподавать ее всем, и еще дополнительно физику, информатику или экономику. И так по кругу.

Автор иллюстрации: Лоте Лармане, Re:Baltica

На это в своем исследовании указала и OECD. «Малочисленные классы принято считать лучшими, но тому нет однозначного подтверждения. Данные PISA показывают, что в больших классах у школьников лучше результаты. В то же время малочисленные классы могут быть полезны в конкретных случаях, например, если дети из менее привилегированных семей и им нужно больше индивидуального внимания», — говорится в исследовании OECD.

В начале лета Министерство образования разработало проект правил, которые предусматривали, что в крупных городах в классах средней школы должны учиться не менее 25 учеников в каждом классе или не менее 138 учеников всего, если сосчитать вместе все классы средней школы. Суть предложения была в том, чтобы сконцентрировать детей в более крупных школах и классах, что теоретически должно было бы улучшить их достижения.

Требованию о 25 учениках в классе средней школы в Риге не соответствовали бы 35 средних школ, что составляет почти 42% из всех школ, свидетельствуют расчеты Re:Baltica.

В Риге порог для открытия класса средней школы до сих пор был ниже – 22 ученика. Но, несмотря на это, в 2017/2018-ом учебном году в 28 школах открыли только один 10-й класс, а в девяти школах не открыли вообще. Закрыть какую-либо из муниципальных школ Рижская дума, по крайней мере, летом не планировала. «Ну, сколько же можно?!», — вопросом на вопрос отвечает руководитель Управления по образованию Рижской думы Иварс Баламовскис. Он считает, что уже сделало достаточно.

С 2001-го года в Риге закрыты 23 учебных заведения, а 15 реорганизованы.

В середине сентября правительство отклонило предложение Минобразования о минимальном количестве детей в классе, вместо этого предложив смешанную модель – в дальнейшем государственные деньги получат школы, в которых будут хорошие результаты на централизованных экзаменах. Если оценки будут хорошими, в классе могут учиться хоть пятеро, но школа государственное финансирование на зарплаты учителям получит.

На карте отмечены средние школы Риги, в которых меньше чем 25 учеников в классе или меньше чем 138 школьников во всей средней школе (10-12-ые кл.) Данные: РД и ГСИО, 2017-й год.

Правда, сомнительно, что таких школ будет много, так как министерство хочет добиться того, чтобы со временем остались только средние школы, в которых средние оценки на экзаменах превышают 60%. В Риге на данный момент этому критерию соответствовала бы каждая третья школа. «Мы идем к тому, чтобы в Риге в средней школе было бы, по крайней мере, два параллельных класса или 120 детей в средней школе», – незадолго до выборов объяснял министр образования Карлис Шадурскис («Единство»).

Директор 46-й школы Борис Антонов в свою школу вложил сердце и душу, но количество учеников неумолимо снижается. Часть уезжает в школы центра Риги или в находящуюся рядом Ринужскую среднюю школу. Фото: Рейнис Хофманис

Потенциальное закрытие или объединение школ – эмоционально болезненное решение, поэтому об этом не хочет говорить директор 46-й школы Антонов. «Волнует, но что мы можем сделать? Знаете, когда это придёт, будем смотреть». На реплику, что тогда уже может быть поздно, директор замечает — такие разговоры уже сейчас влияют на количество учеников. «Зачем умным родителям посылать детей в школу, про которую ходят слухи, что ее закроют?»

Но углубляясь дальше, расчеты Re:Baltica показали, что более пустые школы в Риге — латышские, а не русские. Менее 25 детей в классе учатся в 49% латышских средних школ, а из русских школ – в 43%. Если бы в плохих оценках был виноват только размер класса, то в списке «школ плохих оценок» должны были бы быть и латышские школы. Их там нет. Идем дальше.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...