Сколько в Эстонии мусульман

Предки нынешних представителей татарских общин Эстонии – это выходцы из татарских деревень Нижегородской губернии. Татарам Эстонии пришлось через многое пройти: Октябрьская революция, мировые войны, вхождение в состав СССР. В 1950-х годах работать в Эстонию переселились татары из Татарской АССР и других регионов Советского Союза.

Сегодня в этой стране проживают татары двух волн эмиграций. Ислам в Эстонию пришел вместе с татарами. Кадрия Гараева, представитель Объединения татарской молодежи Европы в Эстонии, рассказала корреспонденту «Islam today» о жизни мусульман в этой стране.

Татарская община

Несмотря на то, что религия в свое время была запрещена, татары собирались в своих квартирах, читали намаз, сохранив свою веру. Сейчас, слава Аллаху, все это развивается. Всего в Эстонии около 10 000 мусульман. Из них – около 2000 татар, чуть больше азербайджанцев, остальные — люди других национальностей. Всех нас объединяет наша общая религия – Ислам.

К Исламу приходят и народы, изначально не являвшиеся приверженцами этой религии.

7 стран Европы, где не любят мусульман #европа #ислам #мусульмане

Пока у нас нет мечетей. Литва — единственное государство Балтии, где на сегодняшний день построены 4 мечети. Однако в Таллине есть Исламский культурный центр «Turath», расположенный уже не на съемной квартире, а в отдельном 3-х этажном здании. Этнические мусульмане, в первую очередь татары, стали больше интересоваться своей религией, культурой.

Наш муфтий Ильдар хазрат Мухамедшин – татарин, татары также ведут организационную работу и выпускают мусульманскую газету. Мусульмане, в основном татары, живут и в других городах Эстонии. Они собираются на пятничную молитву, решают некоторые общие вопросы. У татарской общины очень активная культурная жизнь. Прошел Всемирный форум татарской молодежи.

Готовимся к проведению Европейского форума татарской молодежи в Таллине.

Ислам в Таллине

Исламский культурный центр «Turath»

«Turath» в переводе означает: «наследие». Наш центр был основан в 2008 году с целями сохранять и развивать культуру Ислама и мусульманских народов, проживающих в Эстонии, давать правильное представление о религии Ислам, быть связующим звеном между мусульманской и западной культурами и народами, развивать конструктивный межкультурный и межконфессиональный диалог.

Наш центр помогает в изучении арабского языка для начинающих и продолжающих на базе эстонского, русского и английского языков. Мы проводим семинары, воскресные занятия по изучению основ Ислама, культуры, истории, этики, в том числе специально для детей.

Помогаем изучать Коран: чтение, заучивание наизусть, толкование смыслов. «Turath» организует специальные курсы по хаджу, проведению похорон, а также повышению квалификации имамов. Центр поводит конференции и организует культурные вечера, приглашает для чтения лекций известных деятелей мусульманского мира, организует образовательные лагеря для молодежи. «Turath» ведет благотворительную деятельность: проводятся бесплатные ифтары в месяц Рамазан, организуется сбор и раздача фитр-садака, раздача мяса нуждающимся в Курбан-байрам. Мы также собираем и раздаем нуждающимся одежду. Нашим центром выпускается ежемесячная газета «Балтийский мусульманский вестник Ас-Салям», переводится, издается и распространяется исламская литература.

Мусульмане Эстонии

В здании Исламского культурного центра 2-й этаж полностью выделен для мужчин,

3-й – для женщин и детей. Здесь люди собираются, читают пятничный намаз, заранее договариваясь на работе о возможности временного ухода.

Ислам в Таллине

Неэтнические мусульмане

Ислам является чистой и справедливой религией, и поэтому с каждым днем наша община увеличивается. Ислам принимают также – эстонцы, русские. Если раньше в год количество таких мусульман увеличивалось на 2-3 человека в месяц, то затем Ислам стали принимать целыми семьями – муж, жена, ребенок.

На наши бесплатные курсы арабского языка обычно по субботам приглашаются новички, которые знакомятся с основами арабского и с пятью столпами Ислама. Также у нас проводятся Дни открытых дверей, устраиваются выставки, посвященные культуре и истории Ислама, читаются лекции о нашей религии в различных учебных заведениях.

Очень часто приходят эстонцы, которых очень интересует положение женщин в Исламе. Далее они, как правило, приходят в наш Исламский центр на курсы арабского языка, затем – некоторые принимают Ислам. Недавно одиннадцать эстонских и русских девушек, посещавших эти курсы, встали и произнесли слова шахады, свидетельствующие, что нет бога кроме Аллаха, и Мохаммед Его Пророк. Мы все мусульмане, у нас нет деления на группы, есть право выбора, мы открыты абсолютно для всех.

Эстонцами-мусульманами был открыт Исламский центр в студенческом городе Тарту.

О продуктах «халяль»

Раньше с приобретением продуктов «халяль» были определенные сложности, практически нельзя было приобрести их в магазинах. Можно было только приобрести мясо у мусульман или самим заколоть животное. На сегодняшний день по существующим в Эстонии законам зарезать животное можно только в специально разрешенном месте. Теперь, слава Аллаху, халяльное мясо можно купить на базаре у азербайджанцев, а также в нашем Исламском центре. В супермаркетах стали продавать куриные бедрышки халяль.

О хиджабах

На девушку в хиджабе на улицах Таллина мужчины, как правило, реагируют спокойно и благожелательно, женщины – как на нечто странное и непривычное.

О русском языке

Обучение на русском языке пока сохраняется в русских школах, но постепенно исчезает. Образование полностью переходит на эстонский язык. Современная эстонская молодежь практически не говорит по-русски, предпочитая английский язык. Молодые специалисты в поисках престижной хорошо оплачиваемой работы уезжают в Финляндию, Великобританию, Германию.

Источник: islam-today.ru

Краткая историческая справка об истории татар в Эстонии

После завоевания Российским государством Казанского ханства по приказу Ивана Грозного татарские князья со своими воинскими отрядами были вынуждены участвовать в Ливонской войне (1558–1583) на российской стороне. Для освобождения от унизительного подчинения Ивану Грозному многие татары переходили в ходе войны на сторону шведов, и часть из них осталась в Эстонии на поселении. Наиболее известным княжеским родом с татарскими корнями были Барановы, первыми основателями этого рода были перешедшие на сторону шведов в ходе Ливонской войны братья Войн, Федор, Казар и Меншик. Из рода Барановых выходят многие известные мызники, военачальники и купцы Эстонии и Ливонии.

О наличии давнего татарского заселения свидетельствует также название находящейся в центре Таллина улицы – Татари. Этот район уже в XVIII веке был заселен военными моряками-татарами, служившими в Российском флоте. Именно поэтому район получил название Татарская слобода. В цели Российского государства входило закрепление военных моряков-татар в этой местности, и одним из средств достижения этой цели был приказ о принудительной женитьбе татарских моряков на эстонских девушках.

После отмены крепостного права в России в 1861 г. в Эстонию начали приезжать татарские купцы, часть которых осталась здесь на постоянное проживание, открыв в нескольких городах лавки и небольшие магазины. К 1914 г. численность проживающих в Эстонии татар, по некоторым источникам, составляла 2000 человек, хотя, видимо, это число завышено, поскольку татарами могли записывать при переписи и жителей других национальностей с происхождением из российских регионов с исламским населением.

В 1914–1920 гг. многие из живших здесь татар покинули Эстонию. К окончанию эстонской Освободительной войны (1920 г.) в Эстонии оставалось лишь около 200 татар. Во времена первой Эстонской Республики наибольшие общины татар проживали в Нарве и Таллине. По данным переписи 1934 г., в Эстонии проживало лишь 166 татар.

Татары вели активную общественную деятельность, и существовали тесные связи с соотечественниками, проживающими в Финляндии. Работала воскресная школа, где детям на родном языке преподавали естествознание, историю татар, религию, национальные обычаи. Действовали также кружки пения, ставились любительские спектакли на татарском языке. Регулярно совершались мусульманские богослужения.

В годы советской и немецкой оккупации местные татары разделили участь эстонцев. Среди татар также были сосланные на поселение, татар мобилизовали как в советскую, так и в немецкую армию.

После Второй мировой войны в Эстонию прибыло большое количество татар из разных регионов Советского Союза. Для строительства Маардуского химического комбината в 1947 г. были привезены сотни татар из Сергачского района Горьковской области, переезжали на постоянное место жительства в Эстонию татары и позже. В 1959 г. в Эстонии проживало 1525 татар, в 1979 г. – 3195, а в 1989 г. – 4058 чел.

В конце 1980-х гг. в Эстонии началось возрождение культурной жизни национальных меньшинств. В 1988 г. было зарегистрировано Татарское общество культуры. Сегодняшняя татарская община делится по своему миграционному пути на две части.

Меньшую часть составляют татары, которые сами или предки которых жили в Эстонии еще до Второй мировой войны, они интегрированы в эстонскую культуру и свободно владеют эстонским языком. Большую часть составляют татары, прибывшие сюда уже после войны, или их потомки, как правило получившие образование на русском языке и причисляющие себя к русскоязычной диаспоре Эстонии. Однако такая разница не служит основой для каких-либо существенных разногласий между вышеуказанными группами, которые в равной мере активно участвуют в национальной общественной и культурной жизни. Примерно 80% местных татар по крайней мере удовлетворительно владеют татарским языком (из статьи Тоомаса Абилине «Из истории татар в Эстонии», Таллинский городской музей).

Демографические показатели
татарского населения Эстонии

Источник: Департамент статистики ЭР http://www.stat.ee/20408.
Основные татарские общественные объединения в Эстонии
В настоящее время в Эстонии существует четыре крупных культурных общества 1 – Общество культуры татар Эстонии «Идель» (г. Таллин, председатель Ильзия Ахмет), Татарское общество культуры г. Нарвы (председатель Марьям Малышева), Ида-Вирумааское общество культуры (г. Йыхви, председатель Ренат Гарифуллинн) и Татарская община Эстонии (г.Маарду, председатель Мядут Прокуроров).

После 2000 г. организационное многообразие татарской общины увеличилось, появились новые культурные общества и вокальные студии в Пярну, в Таллине общества «Йолдыз», «Алтын», «Кояш», исламский культурный центр «Турас» и др.

Все татарские организации Эстонии являются членами Всемирного конгресса татар и принимают деятельное участие в его мероприятиях. Представители татарских организаций Эстонии вошли также в состав Татарского альянса Европы, учрежденного в апреле 2013 г. в Брюсселе.

Из значимых мероприятий, проводимых ежегодно на территории Эстонии татарскими общественными объединениями, можно выделить: отмечаемые в рамках праздников города татарские Сабантуи в городах Нарва и Маарду; праздник Навруз в Таллине, отмечаемый совместно с представителями тюркских и кавказских народов (общество «Идель»); таллинский фестиваль «Цветы Тукаю», посвященный татарской поэзии и музыке; спектакли на татарском языке, поставленные самодеятельными труппами при обществе «Идель» и башкирском обществе «Агизель»; представление татарской песни и танца на различных праздничных концертах силами ансамблей, существующих при всех обществах. В Эстонии проводятся также различные конференции, форумы и семинары, посвященные актуальным в татарской диаспоре темам. В 2010 г. в Таллине прошла представительная международная конференция «Татары Эстонии: история, культура, религия». Ежегодно проводятся творческие встречи татарской диаспоры Эстонии с артистами и работниками культуры из Татарстана для поддержания связей со своей родной культурой и исторической родиной.

Основные религиозные объединения татар-мусульман
Исламская община Эстонии основана в 1928 г. и восстановлена в 1994-м. Она объединяет мусульман всех национальных групп, живущих в Эстонии. В 2007 г. зарегистрирован исламский культурный центр «Турас» («Наследие»). Это сделано для сохранения наследия и ознакомления всех желающих с мусульманской культурой.

В настоящее время в Эстонии действуют две зарегистрированные мусульманские общины:

  1. Исламская община Эстонии, главный имам Ильдар Мухамедшин, располагается в центре культуры «Турас» (Таллин, Кеевисе, 9). При центре осуществляется широкая образовательная деятельность: курсы арабского языка и письменности для мужчин, женщин и детей, курсы чтения Корана и основ ислама – с русским и эстонским базовыми языками, курсы турецкого, английского и эстонского языков, образовательная группа для детей-дошкольников и др. 1 .
  2. Духовное управление мусульман-суннитов. Руководитель хаджи Али Харрасов, пятничные намазы в помещении Общества культуры татар Эстонии «Идель» (Таллин, Теллискиви, 52-7), праздничные богослужения в театре NO99 (Таллин, Сакала, 3).

При татарском обществе «Идель» со дня основания в 1995 г. периодически работала либо воскресная школа для детей с уроками татарского языка и культуры, либо курсы арабской письменности. Учителями работали Фаузия Хадиуллина, Фаузина Ваесова, Али Харрасов, Ильзия Ахмет и др. Ф. Хадиуллина вела также уроки татарского языка в воскресной школе мусульманского центра «Турас».
Татарские и мусульманские СМИ страны

Радиопередача «Дуслык» на татарском языке на Радио 4 (один раз в месяц – каждая третья среда в 19.35). Ведущая — заместитель председателя общества культуры татар Эстонии «Идель» – Фаузия Хадиуллина. Ф. Хадиуллина и ее гости рассказывают о важных событиях в истории татарского народа, знаменитых земляках, об особенностях татарского языка, обычаях и традициях, о религии и культуре. А также не остаются без внимания новости Татарстана и татарской диаспоры в Эстонии.

Под руководством магистра исламского правоведения Иман Махмутовой выходит исламская газета As-Salam на русском языке. Издается также исламский ежемесячник на эстонском языке IQRA.
Ф.А. Ахметшина

Источник: pomnirod.ru

«У эстонцев сохранилось очень хорошее отношение к Исламу»

— Первые мусульмане появились во время Ливонской войны между Россией и Ливонским орденом, то есть во второй половине XVI века. Часть татар осталась в Эстонии. Эти первые поселенцы получили земли от завладевшей Эстонией Швеции, то есть заняли положение дворян. Однако со временем их след исчез — возможно, они ассимилировались, возможно, переселились в Литву или даже Крым.

Следующее появление мусульман-татар в Эстонии произошло уже после Северной войны, после того как территория страны вошла в состав Российской империи. В российском флоте служило немало татар. Именно с тех пор в Таллине существует улица Татари, то есть «Татарская». Была и татарская слобода, где находились помещения для матросов, казармы и даже мечеть. Это все в начале XVIII века.

Известно также, что недалеко от Таллина, в порте Палдиски (в прошлом Рогервик), жили ссыльные по делу Пугачева. Среди них находился до самой смерти и башкирский национальный герой Салават Юлаев. И, опять таки, с XVIII века их след исчезает — возможно, они ассимилировались или вернулись обратно.

На постоянной основе мусульмане начали селиться в Таллине с середины XIX века, когда стали приезжать татарские купцы с территории современной Нижегородской области. Многие из них впоследствии осели в Эстонии. Через некоторое время они стали возвращаться к себе на родину, однако после революции 1917 года и обретения Эстонией независимости опять начали переселяться в Эстонию.

Многие селились в Эстонии даже целыми семьями. С тех пор татары живут здесь постоянно, а в 1928 году была зарегистрирована исламская община Эстонии. Оттуда мы и ведем свою традицию.

— Сколько сегодня мусульман проживает в Эстонии? Каков этнический состав исламской общины?

— Приблизительное количество мусульман — от 8 до 10 тысяч человек, большинство из них татары, причем нижегородские. Интересно, что многие из них являются выходцами из нескольких поселков Нижегородской области, в частности Андреевки и Овечьего Оврага.

Дело в том, что после Великой Отечественной войны, в 1948 году, около 50 семей переселилось в Эстонию, ведь была насущная потребность в рабочей силе. С того времени численность татар увеличилась, прибывали новые поселенцы, поддерживались постоянные связи.

Однако, уже после обретения Эстонией независимости, эти контакты уменьшились в силу появления границ, хотя некоторые связи сохраняются и поныне. Вторая по численности группа — это азербайджанцы, а также турки и другие народности, в частности выходцы из Средней Азии. Большинство этих людей живет в Эстонии еще с советских времен. Есть и новые мусульмане, хвала Аллаху.

Как среди эстонцев, так и среди русских. В нашем центре минимум человека в месяц принимают Ислам.

— Какой язык преимущественно доминирует в общении между верующими? Существуют ли переводы исламской литературы на эстонский?

— Пятничная проповедь произносится на арабском, далее на русском, а вторая проповедь бывает на эстонском, на татарском или даже на турецком — в силу увеличения численности турецкой общины. Во время праздников добавляем и английский язык, поскольку есть и приезжие англоязычные мусульмане. Несмотря на разные языки, все мы братья и сестры, в этом смысле никакого разделения между нами нет.

Существует и перевод смыслов Корана на эстонский язык, опубликованный несколько лет тому назад востоковедом Хальяндом Удамом, в свое время учившимся в Москве. Сейчас ведется работа над выполнением нового, именно мусульманского, перевода смыслов Корана на эстонский язык. Эту работу проводит одна коренная эстонка, принявшая Ислам. Надеемся, вскоре она будет завершена.

Первый перевод — это также большой труд, но необходим еще и мусульманский перевод. Исламской литературы на эстонском еще не очень много, но уже есть издания по обрядам — намазу, посту, а также по вероучению. Около 10 книг на эстонском языке уже опубликовано. Помимо этого, у нас популярна и русскоязычная литература, особенно переводы смыслов Корана.

Эстонская молодежь, обычно хорошо владеющая английским языком, пользуется и различной англоязычной литературой. К нам приходит много литературы из России, Турции, некоторые книги уже печатаем и у себя в Прибалтике.

— Какие исламские организации действуют в Эстонии?

— Первая организация, исламская община Эстонии, основана в 1928 году и восстановлена в 1994 году. Она объединяет всех мусульман, живущих в Эстонии, поэтому в ней есть представители всех национальных групп. Мы официально зарегистрированы и представляем перед государством всех мусульман Эстонии.

Помимо этого, в 2007 году мы зарегистрировали исламский культурный центр «Турас», т. е. «Наследие». Это сделано для сохранения мусульманского культурного наследия и ознакомления всех желающих с мусульманской культурой. Ставим перед собой и образовательные цели. Необходимо углубление именно религиозной деятельности, налаживание воскресных школ.

На данный момент проводим занятия по различным языкам — татарскому, арабскому, английскому, эстонскому, — планируем открыть и курсы турецкого. У нас небольшая команда, которая работает достаточно эффективно.

— О Таллине часто говорят как о последней столице Евросоюза, где до сих пор нет мечети. Есть ли перспективы решения этого вопроса? Как обстоят дела с обеспечением мусульман местами для молитвы в целом?

— У нас нет здания как такового, мы предложили наш проект, но проблема в том, что городские власти пока не выделили нам землю. Никаких препятствий в принципе нет, но земельный участок еще не приобретен. Возможность строительства у нас есть еще с 2008 года, средства согласился выделить правитель эмирата аш-Шарджа шейх Султан бин Мухаммад альКасими.

Во время нашей встречи он предложил построить исламский культурный центр, и как только решится вопрос с землей, это, если пожелает Аллах, состоится. А пока у нас есть свое помещение. Тем, кто спрашивает о мечети, мы отвечаем, что мечеть сама по себе есть. Мечеть — это место для молитвы, а не просто некое «сакральное сооружение», возводимое ради архитектурных красот.

Раньше мы арендовали квартиру, там наша община действовала более 5 лет, а впоследствии перешли в новое помещение. Куда и зовем приходить всех мусульман.

— Как проводится подготовка имамов для общин?

— Лично я сначала изучал арабский язык в Сирии, а позднее закончил Исламский университет в Медине. Моя супруга Иман-ханум также училась в Сирии, позднее в Эр-Рийаде, получила степень магистра по исламскому праву (фикху).

Я был первым студентом из Эстонии, поступившим в зарубежное исламское учебное заведение, а сегодня, хвала Аллаху, уже несколько человек учатся на различных факультетах в Медине, а еще несколько изучают в Египте арабский язык. Многие из них на каникулах, приезжая в Эстонию, не жалеют своего времени и уже ведут работу в мечети.

Это для нас очень важно, поскольку для деятельности в исламской общине необходима практика. Именно так эти люди могут принести пользу мусульманам. Кроме того, один из студентов, учащийся в Медине, проявил себя не только как отличник, но и как спортсмен. На университетских соревнованиях по дзюдо он занял в Саудовской Аравии первое место.

Надеемся, появятся наши ученики и в исламских учебных заведениях стран СНГ. Светское образование в России некоторые татары уже получают, например, в Казани.

— Насколько активна исламская община в процессе межрелигиозного диалога?

— У нас хорошие отношения и с лютеранами, и с православными. По отношению ко многим социальным проблемам позиция религиозных организаций одинакова. Например, у нас действует капелланство, пока я один веду эту работу, надеюсь, в будущем кто-либо из мусульман будет работать постоянно, чтобы также вести работу в тюрьмах.

К нам часто обращаются, сообщают о том, что кому-то требуется имам, и мы помогаем. У эстонцев никогда не было проблем с мусульманами, особенно хорошее отношение к татарам. Многие эстонцы еще в старые времена учились вместе с татарами, поэтому у них сохранилось очень хорошее отношение к Исламу. Татары во многом способствовали формированию позитивного образа Ислама.

— Как развиваются отношения мусульман Эстонии с единоверцами из других стран Балтии?

— По ряду объективных причин, в частности — после развала Союза, были замедлены отношения с исламскими общинами многих соседних государств. Однако сохранились и развивались контакты с мусульманами Балтии, в частности Литвы. Мы давно знакомы с муфтием Литвы, шейхом Ромасом Якубаускасом — помогаем друг другу, проводим совместные семинары по различным вопросам.

Хвала Аллаху, между нами нет границ, да и не было никогда. Сейчас, после вступления в Евросоюз, продолжаем укреплять отношения, ведь мы живем как бы в одном государстве. Стараемся наладить отношения и с мусульманами других стран Евросоюза, особенно с татарскими организациями Финляндии. У них огромный опыт, мы поддерживаем контакты.

— Насколько важно для мусульман Эстонии взаимодействие с единоверцами в России и других странах СНГ?

— Мы очень рады тому, что у нас налаживаются хорошие отношения с российскими мусульманами. У нас общие исторические корни. Нам нельзя забывать о них и следует возрождать связи, чтобы все это способствовало, в первую очередь, возрождению Ислама. Сотрудничество с мусульманами России для нас очень важно, мы открыты для всех.

Источник: idmedina.ru

Мусульмане Эстонии: как татары принесли ислам в северную Прибалтику

Казалось бы, что может быть общего между исламом и этой маленькой прибалтийской страной? На самом деле между Эстонией и исламским миром прослеживается очень давняя связь. Именно мусульмане первыми отметили эстонские земли на карте мира.

Арабский географ Мухаммад аль-Идриси, полное имя которого Абу Абдуллах Мухаммад ибн Мухаммад аль-Идриси (1110-1166), совершил путешествие по Западной Европе, Северной Африке и Малой Азии. От имени короля Сицилии Роджера II он составил карту мира с комментариями по географии и истории указанных на них стран. Этот труд стал известен как «аль-Китаб ар-Руджжари» или «Книга Роджера». В ней автор также указал информацию об Эстонии и Таллине (прежние названия Колывань/Колуван, Ревель).

Реконструкция утраченной карты аль-Идриси, составленной в 1154 году. Ее еще иногда называют ”перевернутой картой”, потому что юг находится наверху, а север – внизу.

В описание карты сказано: «Анхель – красивый, впечатляющий и процветающий город. Он принадлежит земле Астланда. К городам Астланды относится также город Колуван. Это маленький город вроде большой крепости. Жители его землепашцы, и их доход скуден, но у них много скота. Это в шести днях пути к юго-востоку от города Анхеля.

И в пятидесяти милях от города Анхеля, если идти по прибрежной дороге, находится устье реки Берну».

Земли Астланды — это Эстония, Колуван – Таллин, река Берну – река Пярну, а под городом Анхель имеется в виду современный эстонский городок Ханила.

Исторически ислам пришел в Эстонию благодаря татарам, чьи предки – волжские булгары – приняли ислам еще в 922 году. Известно, что во время Ливонской войны (1558–1583) много служилых татар из Касимовского, бывшего Казанского и Астраханского ханств были вынуждены сражаться в русских войсках, в том числе на территории современной Эстонии.

Служилые татары (Йохан Якоб Шейхцер)

Татары нередко переходили на сторону Швеции, которая владела этими территориями. Позже часть из них получила земли в прибрежных районах Эстонии, где они вскоре ассимилировались, смешавшись с местным населением.

Первое крупное исламское сообщество здесь возникло после окончания долгой Северной войны (1700-1721) между Россией и Швецией. В результате мирного договора в 1721 году к Российской империи были присоединены Эстония и Ливония. В рядах русской армии воевали татары-мусульмане, некоторые из которых остались тут служить.

Военная служба в те времена составляла целых 25 лет. Многие привозили с собой семьи, а после увольнения с военной службы оставались здесь жить на совсем. Таким образом в Эстонии, прежде всего в Таллине (тогда он назывался Ревель), стали стабильно жить мусульмане. И именно военные татары-мусульмане заложили основу для первой мусульманской общины в Эстонии.

Микрорайон Татари в Таллине (желтым цветом отмечен центральный район Таллина – Кесклинн, а красным – микрорайон Татари)

После завершения Северной войны татары стали приобретать земельные участки под застройку жилых домов. Они старались селиться компактно, это место жители Таллинна стали называть татарским кварталом. Первоначально, в 18 веке, в этом районе находились казармы татарского гарнизона. А центральная улица слободы, на которой находились казармы, получила название Татари (Татарская улица).

Это название сохранилось и по сей день. Наличием собственной именной улицы в Таллине не могут похвастаться ни датчане, ни шведы, ни немцы. Хотя они внесли большой вклад в создание и развитие города. Зато вправе это сделать татары – у них есть своя улица, на самом деле их даже две – Татари и Уус-Татари.

Сейчас это место так и называется – микрорайон Татари, и находится оно в центральном районе города. Уже к концу 19 века он превратился в один из престижных районов города. Сейчас в микрорайоне Татари селятся зажиточные горожане, а также тут расположены такие важные объекты как Эстонская академия музыки и театра, кинотеатр “Космос” и посольство США в Эстонии.

Источник: tatar-duslyk.ru

Рейтинг
Загрузка ...