Стерео радиола Эстония 008 характеристики

С момента начала выпуска радиолы «Ригонда-102» (завершающей модели в серии с этим названием) прошло чуть более полувека. Мир необратимо изменился, и теперь сложно понять, какое важное значение этот аппарат имел в интерьере советских квартир того времени. Тогда не существовало интернета, и новости были чётко дозированы двумя телевизионными программами и кухонной радиоточкой, по которой шли бодрые передачи государственной радиовещательной компании «Маяк».

Но после трудового дня приходил спокойный вечер, и миллионы советских граждан усаживались перед приёмниками, ловившими различные диапазоны. Уютный сумрак квартиры неярко озаряла мягкая подсветка шкалы, по которой россыпью протянулись названия городов со всего мира. А неподалёку нежными зелёными оттенками сиял оптический индикатор настройки.

Вращение ручки медленно передвигало красную полосу по шкале, и сквозь хрипы и помехи доносились голоса радиостанций далёких стран. Слушать новости из-за горизонта было не менее волшебно, чем сейчас сёрфить страницы зарубежных сайтов. И одним из аппаратов, позволявших погрузиться в это волшебство, как раз и была радиола с именем «Ригонда-102».

Ламповая радиола Эстония-стерео

Где производили радиолу «Ригонда»?

Территориально «Ригонда» выпускалась в Риге. Название завода может разниться, так как вся его история – это ряд переименований и укрупнений, которые лишь в постсоветское время получили обратный ход. В 1951 году предприятие назвали в честь русского изобретателя радио. Поэтому во время выпуска первых «Ригонд» это был Рижский радиозавод имени А.С. Попова.

Однако его называли также Rīgas Radio Rūpnīca (знаменитая тройка «R», ставшая впоследствии его эмблемой).

В 1971 году на базе Рижского радиозавода путём присоединения Рижского электромеханического завода (РЭМЗ), Кандавского радиозавода и конструкторского бюро «Орбита» создаётся концерн «Радиотехника». Поэтому большинство радиол «Ригонда-102», выпуск которой начался в конце 1970 года (по другим источникам – в 1971 году), произведено уже в рамках объединения «Радиотехника». Тем не менее, и на лицевой странице инструкции по эксплуатации, и на гарантийных талонах фигурирует именно Рижский радиозавод имени А.С. Попова.

Что такое «Ригонда»?

Если с местом производства радиолы всё просто и понятно, то с её именем всё с точностью до наоборот. Что обозначает это слово? Название латышского городка или женское имя? Ни то и ни другое, хотя это всё же топоним, но топоним несуществующий.

Он пришёл из творчества советского писателя Вилиса Лациса, в романе «Потерянная родина» («Pazudusī dzimtene») которого рассказывается о судьбе островитянина Ако, похищенного представителями «цивилизованного» западного мира. Его маленький остров Ригонда противостоит захватнической политике Британской империи.

«Вся Ригонда лежала у ног Ако — со своими маленькими бухтами, бестрепетной лагуной, кольцом рифа вокруг острова. Обнимая все это взглядом, Ако размышлял о положении острова среди бескрайних водных просторов океана, о континентах и морях, находившихся там, за горизонтом, и о жизни, какою там жили другие люди.

Эстония 006 Стерео. Профилактика и доработки радиолы высшего класса.

И вдруг какое-то новое ощущение охватило все его существо: ему открылась вся мизерность, ограниченность его родины. Сам остров и все, что на нем находилось, стали гораздо меньше и ничтожнее, чем раньше. Теснее показалась лагуна, ближе все расстояния от одного берега до другого, холмы и даже самые высокие вершины стали ниже — все будто сжалось и сплющилось.

Казалось, будто он глядит на свою родину через уменьшительное стекло. Ако знал, что это вовсе не обман зрения: предметы остались такими же самыми, как и до его отъезда, но представление об окружающем мире изменилось, поэтому сегодня он имел возможность сравнивать. И как только он делал это, размеры всех предметов становились иными, чем раньше. “Прекрасная маленькая Ригонда… — думал Ако. — От того, что ты стала меньше, моя любовь к тебе отнюдь не убавилась. Люблю тебя так же, как в былые дни”».

Отсюда созвучность Ригонды и Риги – столицы Латвии. Критики считают, что в острове писатель показал трагическую беззащитность и своей маленькой страны, и любого другого небольшого государства в те моменты, когда их желают включить в зону влияния могущественные мировые державы. Однако было бы ошибкой считать, что в образе Британской империи Лацис хотел завуалировано показать Советский Союз. Как раз именно Лацис после крушения правительства Ульманиса на заседании Сейма Латвии 21 июля 1940 года предложил республике войти в состав СССР, а после стал первым Председателем Совета Министров (Совета Народных Комиссаров) Латвийской ССР. О заслугах Лациса перед страной говорит его семикратное награждение высшей государственной наградой Советского Союза – орденом Ленина.

Роман «Потерянная родина» неоднократно переиздавался, а по его сюжету даже поставили балет «Ригонда». Учитывая известность этого слова в Латвии, становится неудивительным его выбор для названия радиолы. Интересно, что в романе есть фрагмент, где фигурирует радио: «А по вечерам, когда все племя собиралось в своем старом селении, Ако выносил из бунгало Портера небольшой ящик, который умел говорить, петь и играть. Белый человек выдавал это за свое колдовство, сверхчеловеческую силу, но Ако показал внутренность диковинного ящика и все подробно объяснил; островитяне убедились, что это вовсе не чудо, а только умно и хитро устроенная вещь, придуманная человеком».

Ранние модели радиол «Ригонда»

Первой в серии «Ригонда» появилась монофоническая радиола «Ригонда-Моно», относящаяся к технике первого класса сложности. В схеме использованы восемь пальчиковых радиоламп. Выпуск начат с 1964 года и завершён в 1972 году. Это первая советская унифицированная сетевая ламповая радиола, на базе которой впоследствии были созданы такие модели как «ВЭФ-Радио», «ВЭФ-Рапсодия», «Урал-1», «Урал-2», «Урал-3», «Урал-5» и «Урал-6».

Вполне возможно, что аппарат изначально планировали для двухполосного стереозвука, на что косвенно указывает наличие двух пар динамиков и кнопки «стерео», которую (по сведениям из некоторых источников) убрали после модификации, проведённой в 1966 году. На фронтальной панели под сеткой видны округлые очертания громкоговорителей 4ГД-28, а на боковые панели выведено по громкоговорителю 1ГД-28. При модификации проигрывающее устройство третьего класса III-ЭПУ-20 заменили на второй класс (II-ЭПУ-40). В магазинах аппарат продавали за 141 рубль.

Мечта о стереозвуке нашла воплощение в модели «Ригонда-стерео», которая выпускалась с осени 1963 года по 1970 год. В схеме использованы десять пальчиковых радиоламп. Аппарат приобрёл выносную акустическую систему из двух колонок, в каждой из которых находились пара низкочастотных громкоговорителя 4ГД-28 (один с резонансной частотой 60 Гц, другой — 90 Гц) и пара высокочастотных 1ГД-19 (с резонансной частотой 100 Гц или 140 Гц).

На проигрывателе можно было слушать пластинки как в моно, так и в стереозаписи. К сожалению, прослушивание передач УКВ-диапазона в режиме «стерео» было доступно только при наличии стереофонической приставки. В связи с высоким качеством выпускаемой продукции Рижский радиозавод имени А.С. Попова получил право ставить на лицевую панель «Ригонды-моно» и «Ригонды-стерео» логотипы значимых юбилеев, которые праздновала вся страна. Кроме 50-летия Октября (эта радиола показана на иллюстрации выше) известны аппараты и с эмблемой празднования 50-летия ВЛКСМ, отмечавшегося в 1968 году.

Данная радиола под названием «Rigonda-Stereo» поставлялась в ряд зарубежных стран, из-за чего под местный приём были изменены УКВ и КВ-диапазоны (на экспорт поставлялся также аппарат «Rigonda-Bolshoi», однако на самом деле это вовсе не «Ригонда», а стереофоническая радиола высшего класса «Симфония-003»). Для СССР модель «Ригонда-стерео» опередила время, так как во время её выпуска количество стереопластинок в продаже было крайне невелико, а вещание УКВ со стереозвуком также было редкостью. И без того небольшую популярность снижала и достаточно высокая цена – 230 рублей.

Радиола «Ригонда-102»

«Ригонда-102» — это улучшенная модель «Ригонды-моно». К выпуску она была подготовлена ещё в 1968 году, но (как мы уже сказали выше) по разным причинам его перенесли на более поздний срок. В схеме использованы девять пальчиковых радиоламп. Изменение заметно повысили качество аппарата: почти вдвое увеличена выходная мощность, улучшена автоматическое регулирование усиления, в два-три раза увеличилась чувствительность индикатора настройки. Этот аппарат можно было приобрести за150 рублей.

Существенно поменялся внешний вид лицевой панели. Пластиковые кирпичики уступили место чёрным цилиндрическим кнопкам с колпачками серебристого цвета, придававшим аппарату изысканность. Правда, в детскую комнату аппарат ставить не рекомендовалось, так как эти колпачки при должном упорстве отдирались и быстро терялись, а без них радиола выглядела уже не так эффектно.

По-прежнему настройка УКВ велась другим регулятором, чем все остальные диапазоны (оба регулятора были совмещены двухуровневой конструкцией, располагавшейся справа). Появилась отдельная кнопка, позволяющая подавать сигнал от радио или проигрывателя на выход для подключения магнитофона (при этом громкость динамиков несколько снижалась). Дополнительную кнопку «Полоса» рекомендовалось нажимать при отсутствии помех во время прослушивания музыкальных программ на диапазонах ДВ, СВ и КВ.

Преобразился и проигрыватель. В первые годы это было трехскоростное устройство типа II-ЭПУ-40. Затем радиолу стали комплектовать проигрывателем II-ЭПУ-50. Конечно, большую часть пластинок воспроизводили на радиоле при скорости 33⅓ оборота в минуту (долгоиграющие пластинки).

Однако до середины 1950-х гг. в Советском Союзе продолжали выпускать пластинки со скоростью 78 оборотов в минуту, то есть на момент начала выпуска радиолы в семьях зачастую оставался большой запас пластинок прежних лет (для их проигрывания требовалось сменить иглу). Режим 45,11 оборотов в минуту могли опробовать лишь счастливчики, которым привозили заграничные 7-дюймовые синглы или 12-дюймовые макси-синглы. Но таких людей охватил бы ужас при мысли, что их сокровище окажется на моно-аппарате с иглой, способной «запилить» ценный диск. Обратим внимание на аббревиатуру «REMR» на звукоснимателе. Это эмблема Рижского электромеханического завода, который в объединении «Радиотехника» отвечал за выпуск проигрывателей.

Основные технические характеристики радиолы «Ригонда-102»

Воспользуемся значениями характеристик, указанных в инструкции 1976 года. Значения, указанные в инструкциях более ранних лет выпуска, а также приведённые на различных форумах, посвящённых ретро-радиотехнике, могут отличаться от обозначенных ниже.

  • Диапазон принимаемых волн (частот) ДВ: 2000. 735,5 м (150. 408 кГц);
  • Диапазон принимаемых волн (частот) СВ: 571,4. 186,9 м (525. 1605 кГц);
  • Диапазон принимаемых волн (частот) КВ-2: 75,9. 40,5 м (3,95. 7,4 МГц);
  • Диапазон принимаемых волн (частот) КВ-1: 32. 24,8 м (9,36. 12,1 МГц);
  • Диапазон принимаемых волн (частот) УКВ: 4,56. 4,11 м (65,8. 73 МГц);
  • Чувствительность приёмника в диапазонах СВ (наружная антенна): 150 мкВ;
  • Чувствительность приёмника в диапазонах ДВ (наружная антенна): 100 мкВ;
  • Чувствительность приёмника в диапазонах КВ (наружная антенна): 100 мкВ;
  • Чувствительность приёмника в диапазонах УКВ (наружная антенна): 10 мкВ;
  • Чувствительность приёмника в диапазонах СВ (встроенная антенна): 2 мВ/м;
  • Чувствительность приёмника в диапазонах ДВ (встроенная антенна): 1,5 мВ/м;
  • (при включённом «местный приём» для ДВ и СВ): 1,5 мВ/м;
  • Номинальная выходная мощность: 3 Вт;
  • Максимальная выходная мощность: не менее 7 Вт;
  • Диапазон звуковых частот в диапазонах ДВ, СВ и КВ: 60. 4000 Гц;
  • Диапазон звуковых частот в диапазонах ДВ и СВ (в режиме МП): 60. 6000 Гц;
  • Диапазон звуковых частот в диапазоне УКВ: 60. 12000 Гц;
  • Диапазон звуковых частот при проигрывании грамзаписи: 60. 12000 Гц;
  • Питание: э/сеть 127 или 220 В;
  • Мощность, потребляемая от сети: не более 80 Вт;
  • Габаритные размеры без ножек: 640х355х555 мм;
  • Габаритные размеры с ножками: 640х355х855 мм;
  • Вес: 24 кг.

Как пишут любители ретро-техники, «Ригонда» послужила родоначальником последнего поколения советской ламповой бытовой радиоаппаратуры, использующей печатный монтаж, пальчиковые радиолампы и полупроводниковые выпрямители. Век этих аппаратов уходил, поэтому в последние годы началось упрощение конструкции.

Пару громкоговорителей 1ГД-28 заменили их аналогами 1ГД-36, а вместо двух 4ГД-28 оставили один 4ГД-35. Обрамляющая динамик ткань тоже стала другой, более практичной и немаркой, утратив прежний лоск. А на смену спешило новое поколение техники. Уже не ламповой, а полупроводниковой. Более компактной и качественной.

Но и сейчас радиолу «Ригонда» часто разыскивают те, кто ещё помнит, как чудесно было сидеть в тёмной комнате, медленно вращая ручку настройки, и следить, как красная линия неспешно скользит по названиям городов на подсвеченной шкале. Быть может, снова включив старую радиолу, удастся поймать то ускользнувшее детское волшебство или ощутить его сказочный отголосок.

Источник: www.monetnik.ru

8 больших транзисторных радиол, которые выпускались в СССР

Под названием «радиола» в Советском Союзе продавались как обычные радиоприемники, так и комбинированные устройства, включавшие в себя проигрыватель винила, усилитель и акустические системы.
Нужно отметить, что довольно долго, даже после перехода радиопромышленности на использование транзисторов, параллельно продолжали выпускаться как ламповые, так и транзисторные радиолы схожего дизайна.
Эфир

Это первая стационарная транзисторная радиола в СССР, ее с 1963 года выпускал Челябинский радиозавод.
Ее питание было возможно как от сети, так и от шести батареек типа 373.
Радиола была разработана на базе приёмника «Родина-60М1» и отличалась от него внешним оформлением.
Модель работала в диапазонах ДВ, СВ и трех поддиапазонах КВ.
Номинальная выходная мощность магнитолы была 150 мВт, акустическая система включала два громкоговорителя 1ГД-10.
Габариты модели с закрытой крышкой были 500 х 280 х 330 мм, весила магнитола 15 кг.

Эфир-67
Данная модель выпускалась на Челябинском радиозаводе с 1967 года.
Дизайн ее радикально отличался от предшествующих поколений, а на передней панели красуется гордая надпись «9 транзисторов».
Встроенный проигрыватель винила мог работать с пластинками любого формата и воспроизводить их на скоростях 33, 45 и 78 об/мин, в нем использовалась система пружинного подвеса для того, чтобы вибрации не передавались на головку звукоснимателя.

Рига-102
Транзисторная радиола производилась на Рижском радиозаводе имени А.С.Попова с 1969 года.
Она предназначена для приема радиостанций в диапазонах ДВ, СВ, трех поддиапазонах КВ и в диапазоне УКВ, а также для проигрывания обычных и долгоиграющих грампластинок.
Номинальная выходная мощность усилителя составляла 1,5 Ватта, максимальная – 5,5 Ватт.
Встроенный проигрыватель имел три скорости вращения: 33, 45 и 78 об/мин, полуавтоматическое включение, автоматическое выключение и микролифт.
Общая масса всех блоков составляла 50,5 кг.
Модель выпускалась в нескольких вариантах оформления, в том числе напольном и настольном вариантах.

Виктория-001-стерео
Еще одна большая радиола из Прибалтики, с начала 1972 года она выпускалась Рижским радиозаводом имени А.С.Попова.
Модель имела консольное или полочное оформление, и была предназначена для приема монофонических радиопрограмм в диапазонах ДВ, СВ, пяти поддиапазонах KB и УКВ, а также стереофонических передач в диапазоне УКВ-ЧМ.
Имелся встроенный проигрыватель грампластинок с поддержкой четырех скоростей.
Функциональное оснащение включало плавную регулировку тембра для высших и низших звуковых частот, фиксированное положение тембров при прослушивании речевых передач, регулировку стереобаланса.
Номинальная выходная мощность усилителя — 4 Ватта на канал, максимальная – 2 х 16 Ватт.
Радиола выполнена в виде автономных блоков, общий вес которых был более 50 кг.

Вега-319-стерео
Стереофоническая радиола необычного дизайна выпускалась Бердским радиозаводом с 1974 года.
Она включала в себя радиоприемник, трехскоростной проигрыватель грампластинок и две выносные акустические системы в шарообразных корпусах, которые были отштампованы из алюминиевого сплава.
В каждой колонке было установлено по два громкоговорителя — 6ГД-6 и 6ГД-11. Выходная мощность радиолы составляла 2 х 3 Ватта.
Масса центрального блока — 14,6 кг.

Мелодия-102
Стационарная транзисторная радиола производства Рижского радиозавода выпускалась с начала 1976 года.
Модель пришла на смену популярной ламповой радиоле «Ригонда-102». Встроенный проигрыватель винила имел три скорости, акустическая система включала в себя четыре динамика — 4ГД-35, 3ГД-31 и два 1ГД-40.
Номинальная выходная мощность составляла 5 Ватт, максимальная достигала 9 Ватт. Размеры радиолы без ножек были 630 х 500 х 338 мм, весила она 23 кг.

Вега-323-стерео
Модель производства Бердского радиозавода появилась в продаже в 1979 году. Радиола работала в четырех радиодиапазонах — ДВ, СВ, КВ, УКВ, и включала также проигрыватель грампластинок и две выносные акустические системы.
Приемник мог вести прием стереофонических программ и имел соответствующую индикацию.
Интересная деталь – модель выпускали с двух- и трехгодичным гарантийным сроком и с различной розничной ценой.
Максимальная выходная мощность составляла 2 Ватта на канал.
Масса радиолы была 24 кг.

Эстония-008-стерео
Стационарная транзисторная радиола производилась Таллинским заводом Пунане-РЭТ с 1979 года.
В ней был двухскоростной проигрыватель грампластинок, а тюнер работал только в УКВ – настоящий Hi-Fi! Поддерживался прием стереопрограмм, была регулировка тембра по ВЧ и НЧ, а также отключаемый контур тонкомпенсации.
К радиоле можно был подключать магнитофон для записи с тюнера или проигрывателя винила, а также для воспроизведения записанного сигнала.
Впервые в отечественной практике в аппарате применены активные громкоговорители, объединяющие усилители мощности и динамические головки с фильтрами.
Номинальная выходная мощность – 2 х 25 Ватт.
Масса радиолы составляла 16 кг, вес одной колонки – 17 кг.
Дополняйте, у кого было что-то похожее, думаю всем будет интересно…

Источник: back-in-ussr.com

Рейтинг
Загрузка ...