Цукерман г а как младшие школьники учатся учиться Рига экспеРимент 2000

Формирование коммуникативной компетентности учащихся младших классов средствами УМК «Перспективная начальная школа»
материал (3 класс) на тему

устанавливать контакты. Он умеет общаться в узком кругу. Когда ребенок приходит в школу, он попадает в группу сверстников, где ему приходится общаться с большим коллективом и взрослых и детей. Насколько комфортно ребенку будет в этом обществе, зависит от уровня развития способности взаимодействия с другими людьми: сверстниками и взрослыми.

Ребенок учится правильно воспринимать людей и оценивать сложившуюся ситуацию. Именно с взаимодействия начинается активное развитие коммуникативных навыков.

Чем лучше развита речь, тем легче ребенку общаться с другими людьми. От того, как он в младшем возрасте научится находить пути решения и преодоления препятствий и споров, зависит адаптация в социальной среде в дальнейшей взрослой жизни.

Цель моей работы — создание условий для формирования коммуникативных действий в ходе усвоения предметных дисциплин учащимися начальной школы средствами УМК «Перспективная начальная школа».

Битва за очень крутой говняк

В ходе работы ставлю перед собой задачи:

  1. Изучить сущность коммуникативных навыков;
  2. Проанализировать УМК «Перспективная начальная школа» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования коммуникативных компетенций;
  3. Создавать условия для формирования коммуникационных умений и навыков на каждом этапе урока.

По итогам проделанной работы предполагаю получить следующие результаты:

  1. Сформированность у школьников коммуникативных навыков, позволяющих учащимся самостоятельно организовать собственную деятельность по решению проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию;
  2. Повышение уровня профессионализма учителя;
  3. Повышение качества преподавания предметов.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативных навыков. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников. Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося, в том числе и коммуникативных компетенций, а именно:

  • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • умение разрешать конфликтные ситуации;
  • владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения;
  • владение навыками взаимодействия с окружающими людьми;
  • знакомство с различными социальными ролями;
  • умение работать в группе, воспринимать информацию и адекватно на неё реагировать.

Значительный вклад в создание принципиально иной модели обучения, – обучения, основанного на учебном сотрудничестве учеников, принадлежит Д.Б. Эльконину (1989) и В.В. Давыдову (1996), а также их последователям – В.В. Рубцову (1998) и Г.А. Цукерман (1993).

ВСЯ КОМАНДА СОШЛА С УМА? — ПАТРУЛЬ CS:GO

В их исследованиях убедительно показана не только сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной и средней школы по поводу усвоения учебного содержания (русский язык, математика и другие предметы), но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.

Какое значение имеет коммуникативная компетенция для младшего школьника? Во – первых, она влияет на учебную успешность. Ведь ученик, который стесняется отвечать у доски или испытывает при этом повышенную тревожность, даст такой ответ, который не будет выражать его истинных знаний, оценка при этом, соответственно, будет ниже заслуженной.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей ребенка, вызывает ощущение неприятия, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения. В– третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.

Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями и проявляются в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.

Успешному формированию коммуникативных умений и навыков способствует УМК «Перспективная начальная школа». Развитие речевых навыков начинается в беседе, когда ученики отвечают на вопросы учителя, сами формулируют вопросы, учатся запрашивать недостающую информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку.

Особенность УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что все входящие в его состав учебники опираются на коммуникативные технологии, что соответствует новым ФГОС. Их цель — научить школьников:

  • общаться с одноклассниками и взрослыми;
  • обосновывать собственную точку зрения;
  • уважать другую точку зрения;
  • владеть устной диалогической речью;
  • смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения;

Одна из особенностей всех учебников УМК «Перспективная начальная школа» – наличие в них друзей-героев Маши и Миши, которые ведут виртуальный диалог с ребятами, увлекая их в мир знаний и помогая добывать эти знания.

Как познавательная деятельность, так и коммуникативные навыки основаны на постоянном участии детей в тех событиях, которые происходят с Машей и Мишей. Ученики отвечают на вопросы героев учебника, знакомятся с их суждениями, часто очень разными, и, соответственно, выстраивают свои умозаключения. Система заданий УМК «Перспективная начальная школа» способствует формированию коммуникативных умений и навыков.

На мой взгляд, замечательна идея УМК “Перспективная начальная школа” работы с системой словарей (начиная со 2-го класса), к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе.

На уроках русского языка, литературного чтения, математики, ознакомления с окружающим миром создаются учебные ситуации, требующие от учащихся обращения к словарям различного типа:
1) орфографический (словарь “Пиши правильно”);

3) этимологический (Словарь происхождения слов”);

4) орфоэпический (“Произноси правильно”);

5) обратный словарь.

Их авторы включили не в основной корпус учебника «Русский язык», состоящего из двух частей, а во вторую часть особого тома. Т.о., и на занятиях в первом полугодии (когда ученики работают с первой частью учебника), и на уроках во втором полугодии (когда ученики переходят к третьей части учебника) учащиеся постоянно работают еще с одной книгой, где размещаются словари и задания по развитию речи. Это создает правильную установку: словарь – это специальная, отдельная книга, к которой можно обратиться за помощью.

Наличие этимологического, орфоэпического, орфографического, толкового словаря в учебнике русского языка достаточно традиционно. Необходимо только добавить, что толковый словарь используется не только на уроке русского языка, но и на уроках литературного чтения, на уроках естествознания, развития речи.

Использование орфографического словаря известно многим. Учебник русского языка предлагает учащимся множество различных заданий с использованием орфографического словаря.

  • Открой словарь “Пиши правильно”. Выбери и выпиши подряд в строчку все существительные 3 склонения женского рода. Сколько у тебя слов? Докажи письменно на примере любых двух слов, что они изменяются по 3 склонению.

Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил значение неизвестных ему слов, встретившихся в учебниках “Русский язык”, “Литературное чтение”, хрестоматии по литературному чтению, в учебнике “Наш мир”. Этот словарь позволяет работать и с другими целями, например для того, чтобы школьник познакомился с многозначными словами, с омонимами, с синонимами; а также чтобы учился правильно читать словарную статью.

  • Какие значения у слова хлеб в Толковом словаре. Знакомо ли тебе такое выражение: “Не хлебом единым жив человек”? Как ты его понимаешь? В каком из трёх значений употреблено здесь слово хлеб?
  • Род слова кофе уточни в Толковом словаре.
  • Открой словарь на букву – Л. Найди и зачитай примеры многозначных слов: сколько раз они записаны в словаре?

Этимологический словарь объясняет слова старославянского и древнерусского происхождения с целью познакомить школьников с историческим составом слова, который отличается от современного. Рассматривание этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.

  • Найди в словаре происхождения слов слово чужой. Правда ли, что слова чужой и чудесный – дальние родственники? Сочини два словосочетания со словами чужой и чудесный, чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.

Постоянное использование орфоэпического словаря имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.

Например:
Поставь ударение: Телефон звонит. В магазине много тортов. Проверь по словарю.

Работа с обратным словарём на уроках на уроках русского языка является необычной. В нём расположение слов подчиняется алфавитному принципу, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов.

Чем же интересен обратный словарь для развития грамотного письма учащихся?

Так как в русском языке суффиксы играют особую роль в словообразовании, а окончания – в словоизменении, постольку очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно, таким словарём является обратный словарь. Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам.

Кроме того обратный словарь помогает учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.

Как же можно использовать обратный словарь? Например, он позволяет работать с проблемой написания слов мужского и женского рода, основой на шипящую.

Задание: Открой обратный словарь на букву – Ч.

— Есть ли среди слов-названий предметов, ОСНОВА которых оканчивается на – Ч, слова женского рода? Слова среднего рода?
-Какого рода все эти слова?
— Выпиши пять любых слов.
-Открой обратный словарь на букву – Ь: найди слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на -чь. Выпиши пять любых слов.
— Какого рода все эти слова?
— Какой вывод можно сделать о работе Ь:
а) Ь обозначает мягкость конечного согласного;
б) Ь показывает, что все слова-названия предметов женского рода?
-Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на -Ч и -ЧЬ?

Задание: Открой обратный словарь на букву –Ш.
-Предположи, какого рода будут все слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на букву –Ш. Выпиши пять любых слов.
— Твои ожидания оправдались?
— Открой обратный словарь на букву –Ь: найди слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается –ШЬ.
— Догадываешься, какого рода ВСЕ слова-названия предметов на –ШЬ? Выпиши пять любых слов.
-Какой вывод ты можешь сделать о работе Ь?
— Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых заканчивается на –Ш и –ШЬ?

Таким образом, обратный словарь оказывает большую помощь учителю, так как в него входят слова и блоки слов, позволяющие решать конкретные грамматические проблемы.

В 3-м классе данную группу словарей дополняет словарь устойчивых выражений (фразеологический).

Система работы со словарями, разработанная в УМК “Перспективная начальная школа” воспитывает живой интерес к слову, к предмету “русский язык”, в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и повышению грамотности школьников. Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ.

Одним из необходимых условий формирования коммуникативных компетенций является организация групповой работы. Первые шаги в налаживании работы в группах предпринимаются уже на этапе адаптации, и в дальнейшем приобретает важное значение для формирования коммуникативного взаимодействия. Содержание учебников по всем изучаемым предметам помогает организовать работу в паре с соседом, где дети могут сами распределять работу между собой, проверять работу друг друга, работать в малой группе, меняться ролями, и т.д.

Технология групповой работы:

постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала.

знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания.

сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.

Любая работа по формированию коммуникативных умений и навыков школьников начинается с установления и принятия всеми детьми правил, позволяющих сделать общение эффективным:

  • любое мнение ценно;
  • ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
  • повернись так, чтобы видеть говорящего;
  • дай другому возможность сказать, не перебивай;
  • обращение начинай с имени.

Обучая по этому комплекту, делаю выводы, что дети учатся с удовольствием — никто из них не чувствует неуверенности, боязни, ущербности. У детей нет нелюбимых предметов, они хотят осознать свою значимость на уроке, делиться своими мыслями и впечатлениями. Работая по новым стандартам, наблюдаю совсем иное общение детей друг с другом — во время дискуссии оппоненты приводят аргументы, доказывая свою точку зрения. Учащиеся научились подмечать моменты, когда необходима помощь товарищу.

Для формирования коммуникативных компетенций на уроках предусмотрены задания, отмеченные специальной пиктограммой «Работа в парах»:

Источник

Что Дают Универсальные Учебные Действия Школьникам Эссе

Истринский профессиональный колледж — филиал
Государственного образовательного учреждения высшего образования
Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
Факультет переподготовки и повышения квалификации
Эссе на тему:
«Концепция развития универсальных учебных действий в начальной школе»
Выполнила
Соколова Светлана Александровна
Учитель начальных классов
Г. Клин МОУ – СОШ №16
Истра,2017
Эссе на тему: «Концепция развития универсальных учебных действий в начальной школе»
Начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения, что современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Ведь образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед нами новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений:
1) Универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.
2) Формировать у детей мотивацию к обучению.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить различные способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями и быть готовым к продолжению образования.
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
По сути, происходит переход:
от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений;
от освоения отдельных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций;
к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями,
к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Мне, как учителю начальных классов, необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Я считаю, что одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил.
Основное овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся:
• целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок? Далее обучающиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.)
Проводя урок окружающего мира по теме «Почему идёт дождь и дует ветер?» при изучении нового материала перед учащимися ставится новая проблема (коммуникативные УУД) выбрать верные утверждения о Луне. Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.
А почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по-разному, но опыт помогает нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).
— Что я делаю? (нагреваю воду)
— А что в природе нагревает воду? (солнце)
— Солнце — самый сильный источник тепла в природе.
— Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.
— Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?
— Проверим, так ли это? (показываю)
— Почему образовались капельки?
— А что произойдёт дальше?
Почему же идёт дождь?
Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса)
-регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)
— познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником)
— коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
— Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.
— А если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.
Каждый урок я стараюсь планировать, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. Вот некоторые из них.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
При объявлении темы урока, целей моя задача состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. Так, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Имя существительное», прослушав стихотворение Т. Рика «Имя существительное» дети ставят задачи: повторить изученное о роде, числе, склонении и падежах имени существительного. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать безударные окончания имён существительных. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы.
Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно.
При самооценке работ учащихся после решения учебной задачи предлагаю на полях нарисовать цветовой смайлик и оценить себя по определённым критериям: правильность, старание, трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу смайлик. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя.
Или при изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?».
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке:
— возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;
— на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше
времени, чем при фронтальной работе;
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся;
— возрастает сплочённость класса;
— ученик более точно оценивает свои возможности;
— дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и т.д.;
— формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Для данных видов работы ребята выработали свои правила:
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте.
2. Вы уважаете мнение каждого участника.
3. Шум может быть только рабочим.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Таким образом, наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. Моя задача: найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся, помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других.

И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.
Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. А главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.

Литература.
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.

Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? — Рига: Эксперимент, 2000

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Эссе на тему: «Концепция развития универсальных учебных. »
Эссе «Формирование универсальных учебных действий на. »
Универсальные учебные действия как главный результат.
Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны
Эссе Легко Ли Быть Добрым
Реферат Экологическое Воспитание Ребенка
Дубровский Старший И Троекуров Сочинение 6 Класс
Напишите Небольшое Сочинение Труд Души
Модели Управления Реферат

Источник

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

Гуровская, В. В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников / В. В. Гуровская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 594-595. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71280/ (дата обращения: 10.09.2022).

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Ключевые слова: общение, коммуникация, коммуникативные навыки, младшие школьники, учебная деятельность, учитель.

С самого рождения ребенок попадает в мир, где его окружают люди, которые общаются между собой, взаимодействуют и строят отношения. В дошкольном возрасте происходит процесс овладения первичными навыками общения, чтобы научится понимать этот мир, уметь взаимодействовать с людьми в процессе коммуникации. Уже при поступлении в школу ребенок приходит со своим багажом коммуникативных навыков и не всегда их достаточно для того, чтобы благополучно влиться в коллектив сверстников и начать с ними взаимодействие.

Постоянно происходят изменения в запросах среди общества, тем самым расширяются возможности общения, и повышается значимость коммуникативных навыков в условиях школьного обучения. Возрастает необходимость использовать в процессе образования различные формы обучения, которые способствуют формированию у школьников умения работать совместно.

Ситуация современного школьного обучения требует от учащихся активного решения сложных коммуникативных задач, таких как организация делового общения, сотрудничества, взаимодействия с учителями и одноклассниками в ходе изучения нового материала.

ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Одним из требований стандарта на ступени начального общего образования выступает развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, учет позиции других людей, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение слушать и вступать в диалог [1].

По причине того, что в младшем школьном возрасте навыки межличностного общения развиты недостаточно, возникает множество трудностей, из-за которых ребенок может замкнуться в себе, чувствовать себя одиноко, либо применяет неудачные способы построения дружеских отношений со сверстниками. Постепенно возникают коммуникативные трудности по отношению к учителям, родителям, сверстникам, которые в последствии будут выражаться у ребенка в форме агрессивности, негативизма, непослушания, неуверенности в себе, снижения самооценки. Младший школьник будет иметь неудовлетворенность своим положением в коллективе, что также может внести негативный вклад на нравственном развитии личности.

Именно благоприятные межличностные отношения как в коллективе класса, там и вне школьных стен, оказывают положительное влияние на психическое состояние ребенка, его познавательный интерес, успеваемость, стремление к контакту с окружающими людьми.

Общение у детей во многом определяется учителем через организацию учебного процесса. Учебная деятельность способствует созданию и сплочению коллективов, которые имеют общие цели и интересы. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений является сложным и неоднозначным. Младшие школьники отличаются друг от друга интересами, взглядами, умениями и навыками. Поэтому каждый из них входит в систему коллективных отношений по-разному.

В. Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Так же он подчеркивает, что общение необходимо для благополучного процесса деятельности во взаимодействии людей [2].

Процесс общения выполняет главную роль в овладении коммуникативными навыками. Именно в ходе общения человек приобретает умение найти выход из различных спорных ситуаций, наладить контакты с окружающими его людьми, правильно трактовать их поведение и спокойно реагировать на различные проявления эмоций, воспринимать критику и учится корректно выражать свое несогласие с чем-либо, недовольство и другие чувства непринятия, умение начать и вести разговор, поддерживать интерес собеседника в общении.

В норме, становление личности младшего школьника, как отмечает И. П. Подласый, происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов. Именно в этом возрасте у ребенка складываются элементы социальных чувств, и вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за собственные поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) [3].

Изменения социальной ситуации развития в связи с поступлением в школу является главным фактором, который в наиболее существенной степени обуславливает развитие младшего школьника. Начиная обучение, младший школьник сталкивается с работой в коллективе, которая будет оценена окружающими социально значимой оценкой.

Ребенок, поступивший в начальную школу, приобретает не только новый круг общения, но и новые дополнительные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Окружающие взрослые люди общаются с ребенком уже как с человеком, имеющим обязанности учиться и имеющим некоторую ответственность за свои действия [4]. Общество начинает предъявлять школьнику требования, с которыми он раньше не встречался. В ответ на требования происходит выработка способов и стратегий поведения.

Происходят изменения эмоциональной области, но сохраняется сильная реакция на отдельные задевающие их события и различные ситуации. Дети младшего школьного возраста очень чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни и эмоционально отзывчивы. Прежде всего, они воспринимают те объекты или предметы, которые вызывают эмоциональный отклик и соответствующее отношение. С другой стороны, поступление в школу вызывает новые эмоциональные переживания, так как свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинение новым правилам жизни.

На первом году обучения адаптация младшего школьника во многом зависит от помощи учителя. Именно учитель демонстрирует пример правильного общения и отношения между людьми, пример уважения друг друга. С помощью учителя у ребенка имеется возможность наладить отношения с одноклассниками, понять их особенности и недостатки, отметить как хорошие качества, так и плохие.

В младшем школьном возрасте дети очень восприимчивы к критике и резким фразам. Поэтому очень важно, чтобы учитель умел правильно объяснить или указать на ошибки, особенно если это делается в присутствии одноклассников, так как данные замечания могут оказать влияние на общее мнение класса о каком-либо ученике. В последующем времени все это может сильно сказаться на самом ребенке. Ведь именно в этом возрасте происходит осознание отношений между окружающими людьми, мотивы их поведения, значимость конфликтных ситуаций, т. е. вступление в сознательную фазу формирования личности.

В последующих годах обучения личность учителя становится менее значимой. Младшие школьники начинают больше проявлять интерес к своим ровесникам, принимают участие в общих заданиях, групповых делах, различных конкурсах и соревнованиях, без помощи учителя подмечают различные особенности друг друга и определяют, как при этом выстраивать между собой общение. Постепенно у ребенка складывается система личных отношений, основу которой составляют непосредственные эмоциональные отношения.

Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для выстраивания взаимоотношений. Именно в данном возрасте общение со взрослыми и сверстниками в рамках учебной и внеучебной деятельности способствует становлению характера взаимодействия младшего школьника с окружающими его людьми. Общение становится более осознанным и разносторонним. Дети учатся устанавливать дружеские связи и приобретают различные навыки взаимодействия друг с другом. В связи с этим возникает необходимость контроля сформированности и несформированности коммуникативных навыков, способствующих успешной реализации учебно-познавательного процесса и способности учащихся управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные способы действий в решении коммуникативных задач.

  1. Асмолов, А. Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — М.: Просвещение, 2011. — 20 c.
  2. Панфёров, В.Н., Бодалев, А.А., Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 1995.
  3. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / И. П. Подласый. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. — 464 с.
  4. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Г. А. Цукерман. — М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, младший школьный возраст, ребенок, навык, общение, отношение, помощь учителя, учебная деятельность, дошкольный возраст, друг друга.

Источник

Электронный каталог Фундаментальной
библиотеки ФГБОУ ВО МГППУ

Электронный каталог: Цукерман, Г.А. — Как младшие школьники учатся учиться?

Цукерман, Г.А. — Как младшие школьники учатся учиться?

Книга
88.8 Ц85

Цукерман, Г.А.
Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А. Цукерман. – Москва; Рига: Педагогический центр ‘Эксперимент’, 2000. – 224 с. – В экземпляре №58678 имеется автограф автора.

В книге проведен психологический анализ умения учиться и педагогических условий становления этого умения в младшем школьном возрасте. Рассмотрены формы учебного сотрудничества, обеспечивающие формирование полноценной учебной деятельности. Описаны методики формирования и диагностики рефлексивного развития детей, их умения сотрудничать друг с другом и со взрослыми. Книга является расширенным и уточненным вариантом книги «Виды общения в обучении». Книга адресована учителям и школьным психологам.

Источник

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Проблеме формирования самооценки личности посвящены труды многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких как Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.И.Липкина, Д.Б.Эльконин, Дж. Брунер и других.

К. Роджерс, У. Джеймс, Р. Бернс, И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович ввели понятие «самооценка» в педагогический словарь. Данный термин имеет большое значение, поскольку в ходе реализации Федерального закона «Об образовании» первостепенной стала цель развития индивидуальных способностей, мировоззренческих и нравственных качеств обучающегося.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО) ориентирован на развитие умений у ребенка:

— соотносить собственные поступки с эстетическими и моральными нормами, принятыми в обществе;

— оценивать собственное поведение;

— проявлять самостоятельность и инициативность в жизнедеятельности [3].

В настоящее время системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности. Развитие личности происходит самостоятельно. Перед школой стоят задачи сделать это развитие активным, стремительно растущим вверх, раскрыв перед учащимся круг его возможных достижений.

Четкого определения понятия «самооценка» не существует. Это объясняется разными подходами к обоснованию значения данного понятия. Рассмотрим некоторые из них. По мнению Г.А. Цукерман «самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, успехов и неудач» [4].

А.Б. Ларина под самооценкой понимает «элемент самосознания, форму отражения субъектом определенного вида отношений между предметом оценивания, эталоном, ценностями, критериями, оценками, полученными со стороны» [2].

Автор книг по психологии Т.А. Рытченко дает такое определение самооценки: «на основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей».

Самооценка как система характеризуется:

Основными средствами самооценки являются:

По форме самооценка может быть:

— общая (представляет собой иерархию частных самооценок, находящихся в непрерывном контакте между собой);

— частная (представляет собой оценку определенных психофизических качеств).

А.В. Захарова выделяет следующие типы самооценок у младших школьников:

— неустойчивая (в сторону завышения или заниженная) [1].

Самооценка выполняет следующие функции:

— регуляторная (процесс личностного выбора, решение вытекающих из него задач);

— защитная (стабильность и независимость личности);

— эмоциональная (удовлетворенность своей личностью, характерными качествами).

Выделяют достаточно широкое многообразие видов самооценки, которые представлены на таблице 1.

Оценивание человеком действий и поступков, которые он совершает; основа для саморегуляции человеком своего поведения и своей деятельности.

Способность человека воспринять и оценить собственные способности, личные качества и возможности. Благодаря ей человек может определить степень удовлетворенности самим собой.

Предоставляет человеку возможность относиться к себе критически. Является необходимым условием формирования личности. Благодаря ей человек способен грамотно сопоставить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих людей.

Необъективная оценка человеком самого себя, его мнение о себе идет в разрез с мнением о нем окружающих людей.

Позволяет оценить свои возможности, определить свое отношение к ним.

Оценивание, затем корректировка собственных действий по ходу развертывания деятельности и поведения.

Оценивание человеком достигнутых уровней развития, итогов собственной деятельности, последствий поступков. Последняя из них и есть основа для определения перспектив развития.

Стоит отметить, что самооценка может быть высокой, средней и низкой; устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, заниженной или завышенной.

Исследователи сходятся в едином мнении о том, что наиболее сензитивным периодом для формирования самооценки ребенка является младший школьный возраст. В данный период толчок для развития самооценки дает учебная деятельность. Ребенок занимает новую роль, позицию ученика. Он только начинает овладевать рефлексией.

Для этого периода характерно развитие самосознание ребенка, осознание собственных действий и мотивов, потребностей. Именно в это время ребенок быстро усваивает, накапливает знания о других и о самом себе. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что формирование самооценки у младших школьников — одна из ведущих воспитательно — образовательных задач.

От самооценки зависят отношения ребенка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Деятельность, ведущая в том или ином возрасте, преимущественно влияет на формирование самооценки. Учебная деятельность младших школьников, являющаяся ведущим видом деятельности, способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. По мнению Д.Б.Эльконина [5], результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие; приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действия с научными понятиями.

Самооценка младшего школьника напрямую связана с его успешностью в учебе, успеваемостью. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Также, большое значение имеет организация процесса учебной деятельности учителем в период начала организованного обучения. Под влиянием оценки учителя, как знаковой, так и словесной, продолжает формироваться и корректироваться самооценка ребенка. Именно от учителя на всех стадиях процесса обучения зависит, насколько развитие самооценки младшего школьника будет активным. Включая регулярно и системно ребенка в учебную деятельность, учитель способствует формированию у младшего школьника комплекса деятельностных способностей, переносимых затем в любую деятельность. Таким образом, основной целью самооценки выступает самоконтроль обучающегося, его саморегуляция, способность самостоятельно проанализировать собственную деятельность и в самостимуляции.

При правильном подходе к завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих. Школьник по-разному производит самооценку своей учебной деятельности в зависимости от применения учителем разнообразных методов, форм и средств контроля. Немаловажным критерием успешного формирования адекватной самооценки у младших школьников является система оценки образовательных достижений. Важны поддержка и стимуляция обучающегося, обратная связь, включение школьника в самостоятельную оценочную деятельность.

О сформированности самоконтроля и самооценки можно говорить тогда, когда младший школьник:

— перед началом работы может ее спланировать;

— способен подстроиться под изменившиеся условия деятельности и скорректировать собственные действия;

— способен чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;

— может перейти от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением;

— в состоянии самостоятельно составить систему проверочных заданий.

Наше экспериментальное исследование было посвящено разработке и апробации программы по формированию самооценки у младших школьников в процессе учебной деятельности. Исследование проходило по трем этапам: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития самооценки у детей младшего школьного возраста. Результаты констатирующего исследования показали, что у 30% детей экспериментального класса самооценка сформирована на низком уровне. На формирующем этапе исследования была разработана и будет апробирована программа по формированию самооценки у учеников.

Таким образом, младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. Формирование самооценки помогает учащимся правильно оценить свои учебные достижения, способности, возможности, достоинства и недостатки, содействует саморегуляции учебной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Захарова, А. В. Особенности развития самооценки у второклассников [Текст] / А.В. Захарова // Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.

2. А. Б. Ларина. Формирование познавательной самооценки учащихся — путь к успеху современного учителя [Текст] / А.Б. Ларина // Учиться и учить по-новому: вызовы времени: матер-лы X Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / отв. ред. А. П. Клемешев. – Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2011.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы). Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357

4. Г.А.Цукерман. Как младшие школьники учатся учиться?. – М. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.

5. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2008.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...