В котором году основана Рига

Столица моды

Рижане, да и латыши в целом, следят за модой, хотя им не так просто угнаться за Парижем, Миланом и Лондоном, где мода – это целая индустрия. Так обстоят дела сегодня, но в советские времена Рига была настоящей «столицей западной моды» всего СССР, когда еще были живы воспоминания о довоенном процветании и сохранялась преемственность, благодаря старым мастерам и качественной школе дизайна. В Риге находился легендарный Рижский дом моделей и его не менее легендарное издание – журнал «Ригас модес».

Тогда моды не было…

Молодежь знает: это были времена тотальной идеологии и дефицита – какая тут мода? Но это не так. Никакой дефицит не может удержать женщину от желания выглядеть красиво и модно, тем более в Риге, где дамы еще помнили бурлящую довоенную жизнь, которая своим блеском не уступала большим городам Европы.

В двадцатые и тридцатые годы модники и владельцы магазинов готовой одежды садились в поезд и ехали в Берлин или в Париж за последними новинками и свежими коллекциями. В Риге кипела светская жизнь: балы и ночные клубы, театры, вернисажи, кино и кафе, салоны красоты и ателье. Модникам и модницам было где продемонстрировать новые наряды и затейливые аксессуары.

ЛУЧШИЕ РЕСТОРАНЫ РИГИ.ЧЕСТНЫЙ ОБЗОР РЕСТОРАНА CASA NOSTRA

Первая мировая война была болезненным рубежом и тяжелым воспоминанием. Для Латвии она закончилась в 1920 году после окончательного обретения независимости. Общество изо всех сил стремилось изжить страшный опыт – и радовалось свободе. В живописи ярко проявляется романтизм, а в архитектуре и одежде господствует стиль Art Deco, с его блеском, геометризмом, стремлением к роскоши и верой в технический прогресс.

Роман Сута, «Улица в Париже», 1925

С середины тридцатых годов над Европой снова начинают сгущаться тучи, начинается война, за годом советской оккупации следует немецкая, а за ней опять советская. Но и под тяжелым покровом военного времени и оккупации теплится жизнь, и среди разрухи и нищеты женщины хотят выглядеть красивыми – почти в каждой семье есть швейная машинка, большую популярность приобретают курсы кройки и шитья. Женщины в ту пору умели не только вязать и шить, но и перешивать, «перелицовывать» одежду. Не все сейчас знают этот термин, означающий, что одежда распарывалась и сшивалась заново изнанкой наверх, ведь изнанка изнашивается меньше и одежда выглядит почти как новая: из старого твидового пальто получался неплохой жакет, а из бального платья довоенной эпохи – вполне приличное коктейльное платье. Это неправда, что в советские времена все одевались серо и одинаково – просто нужно было приложить намного больше усилий, чтобы выглядеть стильно и модно.

Журнал «Ригас модес», 1957.

Фото: Архив Музея моды

Фрагмент выкройки в журнале «Ригас модес».

Фото: Архив Музея моды

В Риге, в Югле, работала фабрика «Ригас аудумс» («Рижская ткань»), основанная еще в двадцатые годы, – там производили прекрасные ткани. Большая часть тканей расходилась по всему СССР, где они растворялись как капля в море, но кое-что оставалось на местном рынке.

Нехватку тканей можно было преодолеть, используя некоторую изобретательность или полезные связи, которые помогали «достать» дефицит. Сложнее было с выкройками. Они-то и стали основной ценностью – их перерисовывали друг у друга, охотились за журналами, где были специальные вкладки, адаптировали старые выкройки под современные модели. Журнал «Ригас модес» стал, без преувеличения, самым популярным журналом в СССР, посвященным моде, не только из-за рисунков и фотографий, но также благодаря удобным выкройкам, которые были в каждом номере.

С журналом «Ригас модес» у многих женщин связаны очень личные и яркие воспоминания. Журнал начали издавать в 1949 году в Латвийском государственном издательстве. Он анонсировался как «помощник для семей и швейных мастерских в создании красивой одежды со вкусом». В то время модели были рисованными.

Позже издание журнала перешло к Рижскому дому моделей – это был период расцвета «Ригас модес». Журнал выходил до 1992 года – четыре раза в год, на латышском и на русском. Тираж достигал внушительной цифры – 220 тысяч экземпляров, но этого, конечно, не хватало для всего Советского Союза. Журнал передавался из рук в руки, зачитывался до дыр, а листы с выкройками имели огромную ценность. Они подклеивались калькой на месте сгибов, поскольку из-за частого употребления рвались и затирались.

Чертежи одежды давали модницам возможность самим мастерить наряды, ведь предложение магазинов не радовало ни разнообразием, ни красотой, ни качеством. К тому же красивой одежды и обуви просто не хватало на всех, в магазинах импортные вещи расхватывались как горячие пирожки. Товары заграничного производства можно было купить, только пользуясь знакомством в магазинах и на базах, или же получить в посылке от эмигрировавших на Запад родственников. Некоторые рисковали и покупали одежду с рук – в Риге торговлей такого рода часто подрабатывали моряки и работники порта, однако «спекуляция», как это тогда называлось, преследовалась по закону.

«Ригас модес» не был единственным путеводителем в мире моды, но самым влиятельным точно был, особенно в шестидесятые и семидесятые – как для женщин, так и для мужчин. Не случайно историк моды и коллекционер Александр Васильев на своей выставке «Мода за железным занавесом» представляет этот журнал как «советский Vogue». Значение журнала было намного шире, чем просто распространение моделей и выкроек: он формировал чувство вкуса и стиля, демонстрировал эталон красоты.

Моделей (или, как их тогда называли, манекенщиц) было немного, но им всем была свойственна особая, немного экзотическая и запоминающаяся красота – как у Аснаты Смелтере, Галины Пахно, Гунты Гигуле, Байбы Пузины, Йевы Лукины, Инесе Гулбе и примы советского времени Регины Позвольской. На страницах журнала можно было увидеть и актрис, например Регину Разуму и Майю Кирсе.

Модель обложки журнала – знаменитая Регина Позвольская.

Фото: Архив Музея моды

Что в моде? Рига!

Рижский дом моделей, в котором работали лучшие модельеры Латвии, был основан в 1949 году и подчинялся Министерству легкой промышленности. Его задачей являлась разработка моделей одежды и обуви для массового производства. Дом моделей создавал репрезентационные коллекции и дважды в год организовывал показы, которые проходили во Дворце спорта и собирали массу народа. Долгие годы художественным руководителем Рижского дома моделей была дизайнер Александра Грамолина, которая после смерти Сталина вернулась из эмиграции – из Китая. Кстати, несколько ее работ есть в коллекции Александра Васильева.

Модельер и бывшая манекенщица Рижского дома моделей Аснате Смелтере вспоминает: «Не будет преувеличением сказать, что в шестидесятые и семидесятые Рига диктовала моду всему огромному Советскому Союзу. Художники Рижского дома моделей создавали дизайн одежды, которую показывали на выставках и дефиле; некоторые модели попадали и в массовое производство. Наш «Ригас аудумс» производил ткани, которые достойны отдельной выставки, а швейные заводы Латвии одевали весь СССР».

Журнал «Ригас модес», 60-е годы.

Фото: Архив Музея моды

Но не все шло так гладко. Многолетняя сотрудница журнала «Ригас модес» и Рижского дома моделей Илга Суна, которой удалось в прекрасных фотографиях запечатлеть закулисную жизнь создателей моды того времени, в одном интервью вспоминает, что в ту пору моделирование было связано с соблюдением бесчисленных норм и непрерывным подсчетом метров ткани и катушек с нитками: «В моделировании массовой продукции превыше всего был план, нормирование, подсчет и измерение.

Это было создание эталонов для швейных фабрик. Надо было предусмотреть даже степень сложности пошива. Не дай бог предложить блузку с округленным воротничком! Потому что это сложно. Технологии безжалостно ограничивали – ты не мог и шагу ступить».

В журнале, в свою очередь, проблемы создавала нехватка качественного фотооборудования – трудно было соответствовать запросу на качественные фотографии.

Как в Рижском доме моделей, за «железным занавесом», узнавали о тенденциях моды за границей? Для этой цели был создан особый отдел «разведки», или, официально, перспективного моделирования. Задачей его сотрудников был просмотр зарубежных журналов, перевод статьей и создание эскизов.

В Доме моделей была и так называемая творческая группа, которая создавала модели для выставок и показов. Иногда эти модели даже возили за границу, чтобы показать, что жизнь в Советском Союзе не так уж плоха – мода стала чем-то вроде идеологического оружия. Это продолжалось до распада СССР и смены экономического строя. Единственное, что осталось от Рижского дома моделей, – салон моды «Салон А» (теперь «Новый Салон А»), который создала Аснате Смелтере.

Аксессуары, предлагаемые журналом «Ригас модес», 1955–56.

Фото: Архив Музея моды

Встречаемся у «Ригас модес»!

Рижане постарше до сих пор иногда говорят: «Встречаемся у «Ригас модес»! Для тех, кто не знает, поясним, что это обозначение не имеет прямой связи с легендарным журналом. Речь в данном случае идет о большом здании на улице Бривибас 49/53.

Теперь там находятся разные магазины, учреждения и Рижская центральная библиотека, но с 1974 по 1992 год здесь располагалась мекка индивидуального пошива советских времен – ателье «Ригас модес». Задолго до этого на этом месте находилась гостиница «Франкфурт-на-Майне». В 1970 ее снесли и построили здание ателье.

«Ригас модес», как и все остальные ателье Риги, было государственным предприятием, относящимся к Министерству бытового обслуживания. В нем работали сотни сотрудников, а около дверей уже с самого утра, а то и с предыдущего вечера, толпилась очередь: люди жаждали заказать костюмы, шубы, платья или пальто. Да, очереди – одна из характерных примет советских лет, в очереди нужно было стоять за всем: за паспортом, за квартирой и автомобилем, за продуктами, за книгами и одеждой, за шампунем и колготками… Можно сказать, что человек стоял в очереди всю жизнь, терпеливо ожидая, когда она дойдет до него, и покидал ее, осчастливленный очередным «дефицитом», а жизнь меж тем незаметно проходила.

Ателье «Ригас модес» в 70-х.

Фото: Валдемарс Упитис

Но возвращаемся к моде и к пошиву в престижном ателье – пределу мечтаний каждой женщины. Там можно было заказать все, начиная от платьев и костюмов и кончая шубами, корсетами и париками: в помещениях салона в центральном здании за столами сидели художники-модельеры и выслушивали пожелания клиентов, а потом рисовали эскизы. С эскизами нужно было идти к закройщикам. «Многоэтажное здание было очень хорошо спроектировано – лестницы, лифты, огромное фойе. В салоне, где принимали индивидуальные заказы, на красивом паркетном полу стояли кадки с пальмами, красные кожаные диваны и черная мебель. Тогда это считалось шикарным», – вспоминает художник моды Илзе Лидере.

«Ригас модес» было самим дорогим и престижным ателье в Риге, поэтому и публика была соответствующей. Здесь шили костюмы для кинофильмов и для звезд, например для Раймонда Паулса и Вии Артмане.

В рамках ателье работала и экспериментальная лаборатория, которая каждый год создавала две новаторские коллекции – их презентовали публике на показах моды. Яркий художник Элита Патмалниеце, одна из модельеров, рассказывает: «Это была целая империя. Художники выдавали идеи, рисовали эскизы одежды, а исполнением занималась другая команда.

Каждый этаж был отведен под что-то свое: на одном был зал показов, на другом – экспериментальный цех. Отдельный этаж занимала мастерская мехов, мужской одежды. А на первом этаже находился салон, где продавали аксессуары – пояса, парики, искусственные цветы. Начальство сидело на шестом этаже».

Об объеме работы в советские годы, когда на полках магазинов пылились одинаковые произведения массового производства, свидетельствует бесстрастная статистика: в восьмидесятые производственное объединение «Ригас модес» обслуживало 350 тысяч клиентов в год – это половина населения Риги!

Ателье «Ригас модес», так же как и Рижский дом моделей, прекратили свое существование в 1992 году, и причина тому была – смена государственного и экономического строя. Теперь в Риге уже не найти таких крупных производителей дизайнерской одежды – зато есть яркие и узнаваемые за рубежом дизайнеры, и небольшие салоны, где создают одежду, обувь, сумки, шляпы и украшения для модниц и модников, желающих купить что-то особенное. Приезжайте в Ригу, побродите по старому, но всегда молодому городу, зайдите в маленькие лавочки и большие торговые центры – вы сами убедитесь, что искусство создания модной и оригинальной одежды живо по сей день.

Источник

Что сегодня выпускает легендарный ВЭФ вместо приемников

Рижский государственный электротехнический завод ВЭФ был самым большим предприятием технического направления во всей Латвии. Здесь занимались производством АТС, различных телефонных аппаратов, коммунаров, радиостанций и приемников, а также выпуском многой другой продукции.

Цех рижского ВЭФ - фото из старой газеты

История и основная продукция завода ВЭФ

Официально датой основания завода считается 1919 год. В апреле руководитель телеграфа и Департамента почты Эдуардс Кадикис распорядился организовать мастерскую, которая бы занималась ремонтом различных аппаратов телекоммуникаций, инвентаря для почты и прочей продукции.

Поручено это дело было Александру Типайнису. Специально для этого уже в следующем году были куплены все необходимые производственные устройства, а ещё через год мастерская начала заниматься производством систем Морзе и Хьюза.

Помимо этого, в тот же период был произведён первый знаменитый фотоаппарат Minox. Он был невероятно популярен, фигурируя во многих шпионских романах. Если заглядывать далее, то в 60-80-х буквально каждый советский человек имел дома радиоприёмник производства ВЭФ.

В этот период завод был награждён орденом Ленина, Октябрьской революции и многими другими значимыми наградами.

С каждым десятилетием качество продукции становилось лучше, в итоге достигнув эталонного уровня. Здесь производилось лучшее оборудование в сфере радио и телефонного производства. В самом начале 90-х на заводе трудилось больше 20 тыс. специалистов.

Радиоприёмник сетевой ламповый

Однако всему приходит конец и после распада Советского Союза и провозглашения Латвии независимой открылись границы для иностранных компаний. Промышленности стало сложно конкурировать с заграничной продукцией, а вместе с этим усугубил ситуацию и разрыв хозяйственных связей. В итоге ВЭФ разделили на шесть отдельных организаций, из которых уже многие не работают.

Дни сегодняшние

Множество помещений бывшего завода долгое время оставались в заброшенном состоянии, а часть из них сейчас уже снесена. Здесь ведётся активное строительство, некоторые части сдаются в аренду.

Почти 1/5 часть всей территории занимает торгово-развлекательный центр.

На некоторых участках бывшего производства работают разные фирмы. И даже несмотря на то, что ВЭФ был объединён с компанией Радиотехника, почти весь завод занимает лишь одно небольшое здание.

Производственные цеха рижского завода ВЭФ сегодня

Основным товаром прямо сейчас являются различные модификации АТС для городов и сельской местности. Они предлагают доступные цены, которые ниже среднерыночных, однако текущей мощности производства всё же недостаточно для полноценной конкуренции с крупными производителями.

Среди успехов – выгодная сделка, которую удалось заключить за последние несколько лет, предоставляя оборудование связи Центру подготовки космонавтов. Также успешным проектом можно назвать поставку 40 тыс. линий АТС в Казань, 55 тыс. в Якутию и 25 тыс. в Волгодонск.

Перспективы развития

В настоящее время основным рынком сбыта продукции некогда великого завода и единственной надеждой на счастливое будущее является Российская Федерация. Руководство предприятия старается найти надёжных партнёров.

Это может дать второе дыхание и новые варианты развития, особенно если организовать особую форму сотрудничества с российскими партнерами, сопровождающуюся полной загрузкой для лабораторного и экспериментального цехов. В рамках такой схемы завод может наладить массовое производство АТС и даже постараться возродить былые мощности.

Рижский завод ВЭФ сегодня

Однако на данном этапе это лишь планы. В реальности же наследники величайшего завода Латвийской ССР производят станции для городов и поселений Урала, стараясь выйти на новые рынки и регулярно принимая участие в тендере, который позволит поставлять продукцию в африканскую Эфиопию.

Прямо сейчас именно Россия является основным рынком для некогда великого завода и единственной надеждой на счастливое будущее.

Руководство предприятия старается найти надёжных партнёров. Это можно дать второе дыхание варианты и варианты развития, если сложить форму сотрудничества, где есть лабораторный и экспериментальный цех, а также российские партнёры. В такой схеме завод может наладить массовое производство АТС и даже постараться возродить былые мощности.

Однако на данном этапе это лишь планы. В реальности наследники величайшего завода Латвии производят станции для городов и поселений Урала и стараются освоить новые рынки, регулярно принимая участие в тендере, который позволит поставлять продукцию в Эфиопию.

Источник

Как «Руссо-Балт» сделал Россию лидером мирового автопрома

Как «Руссо-Балт» сделал Россию лидером мирового автопрома

Начало ХХ столетия стало временем бурного развития техники и ознаменовалось широким распространением таких технических новинок, как самолеты и автомобили. Первоначальный бум, связанный с производством и тех и других, пришелся на первое десятилетие нового века. И в это самое время в рядах автопроизводителей появилась самая массовая русская серийная марка авто — «Руссо-Балт». Первый автомобиль этой марки — «Руссо-Балт» модель С — сошел с конвейера завода в Риге в начале июня 1909 года, а через пару лет российские машины уже заслужили славу очень крепких и надежных.

Как «Руссо-Балт» сделал Россию лидером мирового автопрома

«Руссо-Балт»-С24/40 выпуска 1913 года во дворе Русско-Балтийского вагонного завода в Риге.
На заднем сидении в кепке — председатель правления РБВЗ генерал-майор Михаил Шидловский.
Источник: https://i.wheelsage.org

Не от хорошей жизни

Появление «Руссо-Балта» стало, как это нередко бывает, следствием тяжелого финансового положения, в котором к концу первого десятилетия ХХ века оказалось акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» — РБВЗ. Чтобы исправить его, председатель правления РБВЗ генерал-майор Михаил Шидловский предложил диверсифицировать производство, наладив выпуск новой, более конкурентоспособной продукции. Самыми востребованными новинками того времени являлись автомобили и самолеты — и именно их решено было выпускать на рижском заводе. Первым на РБВЗ появился автомобильный отдел: он открылся в 1908 году. Директором его стал Иван Фрязиновский, а главным конструктором — швейцарец Жюльен Поттера, успевший сделать себе имя в Бельгии на местном автомобильном концерне Fondu.

Любопытно, что эта бельгийская фирма проделала тот же самый путь, что и РБВЗ: создавалась она как вагоностроительное предприятие, а за автомобили взялась только в 1906 году, для чего на завод и был приглашен молодой конструктор Поттера. Он успел спроектировать и запустить в производство в Бельгии шесть моделей автомобилей, после чего его буквально перекупил РБВЗ, предложивший 26-летнему Жюльену не только более высокую зарплату, но и более высокий статус, а также более широкие возможности для самореализации.

Как «Руссо-Балт» сделал Россию лидером мирового автопрома

Модель «Руссо-Балт»-К12/20 была самой доступной из машин, выпускавшихся РБВЗ.
Источник: https://livejournal.com

В Риге к Поттера присоединились два русских конструктора автомобилей — Иван Фрязиновский и Дмитрий Бондарев, только-только закончивший Харьковский технологический институт. Без всякого смущения швейцарец пустил в дело свои конструктивные наработки, сделанные еще в Бельгии, отчего автомобили Fondu принято считать прототипами первых машин «Руссо-Балта». В действительности это были вполне самостоятельные модели, при разработке которых использовались многие технические решения, уже найденные и опробованные Жюльеном Поттера на бельгийском предприятии.

Вперед, к рекордам!

Преемственность «Руссо-Балтов» проявлялась прежде всего в том, что это были автомобили, спроектированные с выдающимся запасом прочности и потрясающей надежностью. Причем это проявлялось, начиная с самой первой модели — той самой С (цэ, поскольку литера в названии была латинской).

Как «Руссо-Балт» сделал Россию лидером мирового автопрома

Андрей Нагель (у борта автомобиля справа) возле своей машины «Руссо-Балт»-С24/40
перед стартом на автопробег по маршруту Санкт-Петербург-Монако.
Источник: https://upload.wikimedia.org

Полностью модель называлась «Руссо-Балт»-С24/30, и цифры в этом индексе обозначали расчетную и максимальную мощность двигателя: 24 и 30 л.с. соответственно. С точки зрения сегодняшнего автопрома, это выглядит смешно, но для того времени это были весьма приличные показатели. Достаточно сказать, что даже пять лет спустя, к началу Первой мировой войны, вполне достаточной для автомобильного мотора мощностью считали 7-10 л.с., а моторы в 33 л.с. уже относили к числу очень сильных!

В свой первый автопробег, которые тогда были не столько спортом, сколько, прежде всего, демонстрацией возможностей того или иного автопроизводителя, «Руссо-Балт»-С24/30 отправился вскоре после начала выпуска — в августе 1909 года. И одержал убедительнейшую победу. Из 19 машин, вышедших на старт маршрута Санкт-Петербург—Рига—Санкт-Петербург, до финиша добралось всего 8 автомобилей, то есть меньше половины. И только один из них прошел всю дистанцию в 1177 километров в одну сторону всего за 8 часов, показав среднюю скорость в 70 км/ч и не заработав ни единого штрафного очка.

Как «Руссо-Балт» сделал Россию лидером мирового автопрома

Андрей Нагель (за рулем на переднем плане) в своем автомобиле «Руссо-Балт»-С24/40
перед стартом во время пробега по маршруту Санкт-Петербург-Севастополь-Санкт-Петербург.
Источник: https://goodspb.livejournal.com

Столь выдающийся результат ни у кого не оставил сомнений ни в необходимости такого мощного мотора, ни в безусловном лидерстве автомобиля РБВЗ, которому и досталась золотая медаль — первая из многих. Другие С24/30 получил в последующие четыре года, пока не началась война: на трех международных выставках и двух автосалонах, а также добрых полутора десятках международных соревнований, первыми из которых стало ралли Санкт-Петербург—Монако, прошедшее в самом начале 1912 года. Автомобилем РБВЗ, который принимал в нем участие, управлял гонщик и журналист Андрей Нагель, основавший в 1902 году первый русский специализированный журнал «Автомобиль». Нагель стартовал из Петербурга 31 декабря 1911 года, когда на улице стоял 17-градусный мороз, а на восьмой день на своем «Руссо-Балте» модели С24/30 третьей серии (заводской номер 14), которой шел уже третий год, финишировал первым из 87 участников, получив сразу несколько главных призов.

Русский конвейер

Были и другие доказательства надежности, крепости и проходимости автомобилей марки «Руссо-Балт» — от выдающихся до курьезных. Скажем, именно машина РБВЗ в 1910 году стала первым авто, добравшимся до вершины знаменитого вулкана Везувий. А в одном из пробегов «Руссо-Балта» водитель не справился с управлением, врезался в избу — и развалил ее, а сам отделался лишь незначительными повреждениями.

Как «Руссо-Балт» сделал Россию лидером мирового автопрома

Модель «Руссо-Балт»-С24/40 с кузовом ландоле была самой дорогой и редкой среди машин
Русско-Балтийского вагонного завода. Источник: http://avtoriga.infoportal.lv

С 8 июня 1909 года до осени 1915 года, когда завод был эвакуирован из Риги из-за опасно приблизившегося к ней фронта в Санкт-Петербург, было выпущено около 500 автомобилей марки «Руссо-Балт». Некоторые из них находились в составе гаража, обслуживавшего семью императора Николая II, другие приобретали его родственники — великие князья и княгини; на «Руссо-Балтах» ездили энтузиасты автомобилестроения и русские купцы. С одной стороны, многочисленные победы в соревнованиях и ралли, а также выдающиеся показатели скорости и надежности марки «Руссо-Балт» способствовали ее успеху, а с другой, привели к такому росту цен на эти автомобили, при котором они были уже не по карману многим покупателям. Достаточно сказать, что даже самый недорогой из рижских автомобилей модели К12/20 стоил 5500 рублей, тогда как иностранные «Опели» и «Рено» обходились на 500 рублей дешевле, а за самый популярный С24/30 приходилось выкладывать уже 7500 рублей.

Причиной тому была не только высокая популярность марки. Начиная с первых машин, многие детали для «Руссо-Балтов» — от радиаторов и генераторов и до спидометров — приходилось заказывать за рубежом: отечественная промышленность их не выпускала.

Чтобы устранить эту зависимость, на РБВЗ решили самостоятельно освоить выпуск всей номенклатуры деталей — и успешно справились с задачей, но для этого пришлось строить новые цеха и покупать новые станки. Правда, за счет ориентированного на конкретные задачи развития производства удалось сразу же наладить сборку машин конвейерного типа, по образцу американских заводов Форда. При этом на «Руссо-Балте» научились выпускать детали с допусками в сотые доли миллиметра, а взаимозаменяемость деталей у машин одной производственной партии была стопроцентной. Но за все эти достижения в конечном счете приходилось платить покупателю, и платить немало.

Как «Руссо-Балт» сделал Россию лидером мирового автопрома

Полугусеничный автомобиль «Руссо-Балт» активно использовался военными и медиками в годы Первой Мировой войны.
Источник: http://avtoriga.infoportal.lv

Автомобили в погонах

Довольно быстро автомобили марки «Руссо-Балт» привлекли внимание командования Русской императорской армии, и она начала закупать эти машины. Тому способствовала и весьма широкая номенклатура моделей: на РБВЗ делали не только классические четырехколесные варианты авто, но и более экзотические. Скажем, существовала модель для езды по снегу, представлявшая собой достаточно мощную С24/40, у которой между передних колес была установлена поворотная пара лыж, а вместо задних — резинометаллический гусеничный привод, разработанный трудившимся в то время в России французом Адольфом Кегрессом. Такой автомобиль начали производить в 1913 году, и он заслужил высокую оценку у армейских автомобилистов, а также вошел в состав гаража царской фамилии.

Но все-таки большинство армейских автомобилей представляли собой шестиместные открытые модели С24 и играли роль штабных. Лишь с началом Первой мировой войны шасси «Руссо-Балта» стали использовать для строительства бронеавтомобилей. Несмотря на то, что все броневики, построенные на базе машин РБВЗ, носили название «Руссо-Балт», в действительности изготавливались они на других предприятиях.

Как «Руссо-Балт» сделал Россию лидером мирового автопрома

1-я автопулеметная рота во время напутственного молебна. Санкт-Петербург, Семеновский плац, 19 октября 1914 года.
Источник: https://www.wikireading.ru

Первыми стали броневики «Руссо-Балт» типа С, унаследовавшие индекс модели от шасси «Руссо-Балта» С24/40. Ижорский завод выпустил всего восемь таких машин, но это были первые отечественные бронеавтомобили. При весьма компактных размерах и небольшом весе, что определялось особенностями шасси, они имели внушительное вооружение: три пулемета «Максим», которые могли вести огонь вперед, назад и вбок по курсу движения машины. Кроме того, броневик имел очень рациональные углы наклона брони, что усиливало его защиту, и оригинальной конструкции шторки для пулеметных гнезд, где броневой щиток, из которого выглядывал ствол пулемета, перемещался вслед за ним, не открывая стрелка вражескому огню. Эти бронемашины успели принять активное участие в Первой мировой и последовавшей за ней Гражданской войне и были окончательно списаны в начале 1920-х годов уже из РККА.

До тех же лет дослужили и броневики другого проекта, разработанного штабс-капитаном Некрасовым и инженером-изобретателем Александром Братолюбовым. Основой для них послужили четыре легковых С и шесть грузовых D шасси «Руссо-Балт», на которых разместили два типа бронеавтомобилей: пулеметные и пушечно-пулеметные, предназначенные для борьбы с броневиками противника. В отличие от проекта Ижорского завода, эти машины оказались менее удачными и подвизались в качестве учебных в Усиленной автомобильной роте, а воевать начали только после Октябрьской революции.

Как «Руссо-Балт» сделал Россию лидером мирового автопрома

Броневик «Руссо-Балт» Некрасова-Братолюбова с пулеметным вооружением, носивший собственное имя «Победоносец».
Источник: http://wikiwarriors.org

Источник

nord_ursus

Объектом рассмотрения данной статьи будет краткая история Псковской земли, и ее роль в роли России.

Псков — город древний. Не настолько конечно как Иерихон, Иерусалим или Вавилон, но все же в сравнении с продолжительностью истории России — то это один из самых ранних русских городов, которые сейчас находятся на территории РФ.

сегодня

Псков был основан в 903 и недавно отпраздновал своё — 1110-летие. История Пскова — это достаточно самобытная страница в историии Росии, хотя ее и заслонила более известная и славная история Новгородской земли.

Все же влияние Новгорода и его роль в освоении новых земель (нынешняя Карелия, Архангельская область и северный Урал) было гораздо большим чем нежели влияние Псковкого княжества. Псковская республика за время своей истории не разрослась даже до размеров современной Пскоовской области. Расширятся было просто некуда — на Западе — тевтоны, с Востока — Новгородцы, с юга подпирают пассионарные литвины. Путь для выплеска своей энергии в плане захвата новых земель был закрыт.

псков

На карте видно что Псковская республика меньше, чем современня Псковская область, которая ныне включает в себя такие города как Порхов, Себеж и Великие Луки.

Водные торговые пути были развиты, но все тот же Новгород в этом положении находился в значительно более выигрышном положении.

Казалось бы Пскову было бы быть суждено изрядной провинцией, имеющей некую самостоятельность. И на первый взгляд так оно и есть. Независимая республика просуществовала с 1348 года до 1510 году когда Псковская земля была подчинена Москве. Да и ничем особенным Псковщина и не прославилась.
Но есть одна интересная особенность на которую сразу можно не обратить внимания — начиная с основания самого Пскова, Псковкая замля всегда была исторически русской территорией.
Несмотря на соседствование с далеко не мирным Орденом, а также с весьма активным в своё время полоцким княжеством, которого сменила не менее активная Литва, Псковские земли никогда не входили в состав других государств.

В X — начале XII веков Псков находился в составе Древнерусского государства, но в связи с ослаблением влияния Киева все больше попадал под сильную руку Новгорода. Однако уже при князе Довмонте (1266—1299) Псковская республика становится независимой от Новгорода. Однако память об общем прошлом не стирается и во многих военных походах новгородцы и псковичи выступают единым фронтом.

Так в принципе и случилось во время знамениой благодаря С. Эйзенштейну, Битве на Чудском озере, а также менее известной Раковорской битве, когда наступательным планам Тевтонского Ордена, покушавшегося на «восточные земли» был положен конец.

Псковская земля благодаря этим событиям не попадет под непосредсвенную оккупацию Ордена. Стоит отметить что и благодаря удаленности от южных областей Руси, Псковская земля, наряду с Новгородом, избегает монгольского нашествия, хоть фактически, вместе с Нвогородом, включена с состав монгольского влияния, которое затрагивало де-факто всего лишь экономические отношения, но никак не влияло на этнографическую и практически никак не влияло на культурную обстановку самой республики.

Из-за внутрирусских перепитий и грызни между княжествами в 1348 году Псков становится независимым де-факто и начинается самостоятельная история Псковской земли. Хотя стоит отметить — свои деньги республика стала печатать лишь в 1425, являясь показателем того что Псков еще долгое время не отдалялся от основной русской территории. Действовала единая церковь, была единая валюта, было понимание общего единства с остальными частями земли русской.

Однако рост Моcквы было не оcтановить и в 1510 году Иван Третий прибыв в Псков, обьявил его своей вотчиной, а заодно и снял вечевой колокол (а вы говорите памятники Ленину не надо убирать, типа к истории должно быть уважительное отношение)

Псковская земля утратила свою самостоятельность, однако это всего лишь очередной этап развития псковской земли. Ибо Связь с остальной русью она и так никогда не теряла.

Важное значение Псковской земли тоже не утрачивается — она становится западным рубежом, который прикрывает единое русское госудасртво. Рубежом настолько западным что даже Стефан Баторий во время Ливонской войны наступает на Псков с Юго-Востока, через Великие Луки.

Наступление Стефана Батория

После завершения этой в целом очень неудачной войны Псков становится неким балконом, вдающимся в западные земли, с севера и запада ее окружает Швеция, а с юга — Речь Посполитая. Во время смутного времени ситуация ухудшается, шведы временно занимают такие близкие города как Порхов, Новгород, Ивангород и все же псковская земля остается нетронутой. Она продолжает по прежнему нависать «русским балконом» над Европой. Достаточно взглянуть на карту ниже.

Русско-польская война

После Русско-польской войны ситуация изменилась не намного. Даже несмотря на возврат Смоленска, «Псковский балкон» продолжат нависать «азиатским пузом» над «цивилизованной европой».

Однако в результате Северной войны ситуация коренным образом изменилась, Россия пробила выход к Балтике, получив такие города как Рига, Ревель и Выборг. Быть самыми западными русским землями Псковщина перестала, хотя Польша продолжала подпирать Псковщину с юга вплоть до Первого раздела (1772).

После разделов Польши времени Псоквская земля перестает быть фасадом русского государства окончательно.

Раздел Польши

Однако распад Империи в 1917 году возвращает Псковщину к тому состоянию в котором она пребывала большую часть своей истори — а именно — положение приграничной земли. Мало того — под власть Эстонии попадает важные пункты в истории Псковщины — крепость Изборск и Печерский монастырь. Граница теперь проходит всего в 20 км от города — смешное расстояние для техники ХХ века.

После 1940 года ситуация выпраляется, но не надолго, в 1991 году снова происходит откат к привычному положению — мало того что с запада Псковщину подпирает Эстония и Латвия (благо уже без Печор, Изборска и Пыталово), так с Юга ее начинает ограничивать Беларусь — своеобразная наследница Литвы. Итого — целых три государства. Псковская земля в который раз становится пограничным уездом России, так же как это и было сотни лет до этого.

А вот краткая история Пскова, который был взят во время средневековой Руси всего один раз.

Основание — 903 год
1240-1242 — захват тевтонами
1269 — осада города тевтонами (неудачная)
1480 — осада тевтонами (неудачная)
1502 — поптыка овладеть Псковом войсками Ливонской конфедерации (неудачная)
1581-1582 — осада Стефаном Баторием (неудачная)
1615 — псковское сидение. Попытка взять его шведами. (неудачная)

Довольно контрастной поэтому выглдядит судьба города в ХХ веке, во время ВОВ. Псков был первым крупным российским городом, который был занят немецким войсками — 9 июля 1941, а освободили Псков только 23 июля 1944, (для сравнения — Петрозаводск — 28 июня 1944), таким образом Псков является последним крупным городом на территории РСФСР, который освободили войска Советской армии во время ВОВ.

Разумеется существовал не только Псков, но и другие крепости — Изборск, Остров, Гдов, Красный городец, Коложе (после ее разрушения основали крепость Опочку), Вышгород, Велье, Воронич, Врев, Выбор (не путать с ВыборГом).
Самой знаменательной считается Изборская крепость, которая была основана в 862 году и с тех пор выдержала восемь осад и ни разу (!) не была взята неприятелем. Борьбой с крестоносцами Изборск заслужил славу оплота Земли Псковской и Новгородской, даже враги называли его «железным городом». Изборск был взят первый раз лишь в 1581 году Стефаном Баторием.
Судьба других крепостей сложилась менее удачно, и хотя все они по большей части выдерживали натиск неприятелей, до наших времен в целости сохранились только Изборская крепость, сам Псковский Кром и отчасти Гдовская крепость. Еще в начале ХХ века можно было поглядеть на хорошо сохранившиеся остатки стен Островской крепости (на фото ниже), однако после испепеляющего урагана Великой Отечественной не осталось и этого.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...