Даугавпилс

Даугавпилс — второй по величине город Латвии, расположен на реке Даугаве (Западная Двина) в юго-восточной части республики в 232 км от столицы Латвии Риги. Город неоднократно менял свое название: Динабург (1275), Борисоглебск (1656-1667), Двинск (1893-1920). С 1920-го года — Даугавпилс.

Даугавпилс миру даровал художника Марка Ротко, короля танго Оскара Строка и актёра Соломона Михоэлса. Символами города являются в 19 веке построенная крепость и гора храмов – место, где находятся храмы четырёх конфессий. Это город, где в июле пахнут лилии, в сентябре хлопотая падают каштаны, в январе в каменных стенах крепости бушует ветер, в апреле река Даугава проламливает слои льда.

Расстояние до Риги — 232 км
Расстояние до границы Литвы – 25 км
Расстояние до границы Белоруссии – 35 км
Расстояние до границы России – 120 км.

Достопримечательности Даугавпилса

Даугавпилсская крепость считается одним из главных символов города. Крепость является архитектурном памятником государственного значения и уникальным культурно-историческим наследием. Жизнь Крепости неразрывно связана с историческими событиями. И Даугавпилс, и землю крепости попирали сапоги солдат чужих армий. Крепость видела и великие победы, и тяжёлые поражения, а также страдания людей. До сих пор в Крепости чувствуется дыхание нескольких столетий. Зарождение крепости относится к 1772 году, когда Военная коллегия Российской Империи приняла решение о ее строительстве. В Восточной Европе это единственная крепость 19 века, которая сохранилась без изменений.

Ансамбль крепости образует главную крепость (цитадель) и вал, 8 бастионов (пятиугольные, вынесенные вперёд укрепления по углам крепости), равелины (три угловых укрепления впереди вала между бастионами), внешний защитный вал, по которому идёт дорога на правом берегу Даугавы, и некоторые мостовые укрепления на левом берегу реки. Территория крепости — овальной формы и разделена на кварталы. В их центре находится квадратная парадная площадь. Вокруг площади находятся кварталы административных и жилых домов. Фасады зданий выдержаны в стиле русского ампира.

Храмовая горка. Любой путешественник, который хочет осмотреть Даугавпилс, обязательно должен посетить Храмовую горку — место, где соседствуют храмы четырех конфессий: православный кафедральный собор Свв. Бориса и Глеба, лютеранская кафедральная церковь Мартина Лютера, римско-католический костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и моленная 1-ой Новостроенской старообрядческой общины.

Даугавпилсский православный кафедральный собор Святых благоверных князей мучеников Бориса и Глеба. На месте, где сегодня находится собор, в 1866 году для нужд армии была возведена железная церковь. По распоряжению руководства Полоцкой епархии в 1904 году эта церковь была перенесена в Ерсику (ныне Прейльский район). Нынешний собор воздвигнут в 1905 году. С 1925 годапри храме существовало две общины — латышская и русская. В 1938 году в храме был рукоположен Епископ Ерсикский Александр, и собор стал местом кафедры нового епископа, получив таким образом статус кафедрального. Этот статус, временно утраченный в советские годы, был возвращен собору в 2006 году с возведением в сан Епископа Даугавпилсского Александра, чьей кафедрой собор является и поныне. Здание собора весьма выразительно: на восточном (алтарном) конце возвышенной средней части здания на прямоугольной основе водружено пять купольных барабанов, увенчаных золотыми куполами. В общей сложности у собора 10 башенных куполов, различных по величине. Все они покрыты позолотой.Над входом в здание собора высится колокольня, во внешнем оформлении которой использованы декоративные клиновидные арки, карнизы, элементы колонн. Над входом в храм помещено изображение Иисуса Христа. На стенах собора имеются фрески. Каркас иконостаса изготовлен из резного полированного дуба. Основные иконы иконостаса являются копиями икон работы Виктора Васнецова, оригиналы которых находятся в соборе Св. Владимира в Киеве.

Кафедральная церковь лютеранского пастората имени Мартина Лютера. Архитектор кирхи — Вильгельм Нейман. Первый камень в фундамент храма был заложен в 1891 году. В 1893 году кирха была освящена. В 1941 году в церкви произошел пожар, и она выгорела изнутри. В 1941-1943 годах была частично восстановлена. После Второй Мировой войны община церкви имела возможность использовать только здание бывшей часовни-капеллы. В 1975 году местные власти изъяли и часовню. В годы советской власти в храме размещался склад, а затем спортивный клуб по боксу. В 1985 году здание снова пострадало от пожара. Пасторав вновь обрел свою церковь в 1992 году и понемногу начал ее ремонтировать. В храме установлены скамьи и алтарь (автор проекта — Майя Авота, алтарь создавали воспитанники Огрской ремесленной средней школы). Храм из красного кирпича построен в неоготическом стиле. Кирха имеет ассиметричную планировку с одной башней.

Римско-католический костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Здание построено в 1905 году. Легенда гласит, что на месте, где теперь расположен храм, было озеро, в котором утонули богобоязненные дочери богатого купца. Он осушил озеро и приказал возвести на его месте храм с двумя башнями. Здание костела проектировал архитектор Вильгельм Нейман, по проектам которого в Даугавпилсе построены еще два храма — лютеранский и католический костел на Гриве. Фасад храма с двумя стройными башнями взведен в формах необарокко. В костеле находится капелла Лурдской Богоматери. Интерьер храма украшает копия картины Бартоломео Эстебана Мурильо «Непорочная Богоматерь» (автор копии — петербургский художник А.С.Боварский). В храме находится самый большой в Латгалии орган, созданный польскими мастерами.

Моленная 1-й Новостроенской старообрядческой общины. Даугавпилсская 1-я старообрядческая община — одна из крупнейших в Латвии. Моленная была освящена в 1928 году в честь Рождества Богородицы и Святителя Николая. Во время Второй Мировой войны в результате обстрела храм сгорел, сохранились только каменные стены. После войны моленную восстановили. В 1983 году храм был отремонтирован и в нем установлен новый — шестирядный — иконостас. В моленной находится множество икон, особенно значимые из которых — «Рождество Богородицы» и «Св. Николай», выполненные вильнюсским иконописцем Иваном Михайловым. Большинство икон, находящихся в моленной, датируются 19-го и 20-го веками, однако есть и творения 17-го и 18-го столетий. Также в моленной как собственность Даугавпилсской 1-й старообрядческой общины хранятся более 30 книг, датируемых с 1575 по 1909 год.

Даугавпилсский исторический центр — Даугавпилс, улица Ригас от улицы Даугавас до улицы Циетокшня , улица Циетокшня до улицы Сакню, улица Сакню до улицы Стацияс, улица Стасияс до улицы Лачплэша, улица Лачплэша до улицы Виестура, улица Виестура до улицы Райня, улица Райня до улицы Алеяс, улица Алеяс до улицы 18 ноября, улица 18 ноября до улицы Даугавас, улица Даугавас до улицы Райя.

Дом Единства — построен в 1937 году. Центр культуры, отдыха, бизнес-центр. Это самое большое здание в Балтии, построенное во времена Первой Латвийской республики. Фундаментный камень этого здания заложил тогдашний Президент Латвии Карлис Улманис. В данный момент в помещениях здания находится Центр латышской культуры, Даугавпилсский театр, Центр туристической информации, Латгальская центральная библиотека, Информационной центр США, банк, магазин, кафе и д.р.

История Создания Дома Единства. 17 августа 1934 года в Даугавпилс прибыл Президент Латвии Карлис Улманис. На пощади, где теперь находится Дом Единства, президента приветствуют представители Даугавпилсский общества латышей и просят его разрешения на строительство дома. Ответ президента короток и ясен: «На этой площади поднимется Дом Единства!»

Для строительства дома у городского совета покупается территория земли площадью 7000 квадратных метров. Процессом строительства руководило Латвийское общество. Президент общества во время строительства — председатель Даугавпилсского районного суда А.Коциньш. Дом проектировал архитектор Вернер Витанд, который соединил лучшие качества архитектуры функционализма и неоклассицизма: рациональную организацию внутренней планировки и монументальную внешность. Фундамент этого здания заложен 15 мая 1936 года, а открыто и освящено оно было 19 декабря 1937 года. Объём этого величественного сооружения достигает 78 000 кубических метров.

Архитектура Дома Единства. Здание имеет различное оформление фасада. Наружные стены из нейтрально-вертикальных линий рядом с обустроенной улицой переходят в кубическую композицию, в которой местами наблюдаются горизонтальные деления, а к площади завершаются в фасаде театра с оригинальным шестиколонным портиком.

Дом Единства сегодня. До сих пор большую часть здания занимает Даугавпилсский Государственный театр. Театр, который многократно достигал самых высоких вершин славы, долгие годы провел в забвении, но сумел возродиться. Театр уникален тем, что под его крышей работают две труппы: латышская и русская.

В Доме Единства находится и Центральная Латгальская библиотека, число посетителей которой превышает 90 тысяч, а пользователей — 15 тысяч. Библиотека предлагает брать книги на дом, читать книги и периодику в читальных залах (зал художественной литературы, общий зал и зал технической литературы), периодические издания, начиная с 1950 года, старые, редкие книги, межбиблиотечный абонемент, электронные базы данных и генеральный каталог в интернете.

Также в Доме Единства работает Центр латышской культуры. Это главное учреждение, которое большое внимание уделяет сохранению латышской культурной среды. Центр латышской культуры — организатор и инициатор многих, в том числе и международных, мероприятий. Такие мероприятия не только делают культурную жизнь в Даугавпилсе, Латгалии, Латвии более активной и насыщенной, но и содействует благожелательному сосуществованию и интеграции общества.

И театр, и библиотека, и центр культуры организуют жизнь этого непростого здания. Дом Единства до сих пор исполняет в Даугавпилсе свою историческую миссию — объединяет многонациональный город и активизирует культурную жизнь. Это символ согласия и единства народов.

История Даугавпилса

В исторических документах Даугавпилс впервые упоминается в 1275 году. В те времена Ливонский орден в 19 км от теперешнего месторасположения города – древнего торгового пути – на берегу Даугавы, построил Динабургский замок.

В этот же период начал образовываться город. Во времена военных походов замок неоднократно разрушали, но он как Феникс возрождался вновь. На том месте, где город располагается в настоящее время, строительство и обустройство города началось в семидесятые годы 17 столетия.

Стремительному развитию города препятствовали многочисленные войны и наводнения Даугавы. Его завоёвывали и польские, и русские, и шведские войска.

В начале 17 столетия в городе обосновались католические миссионеры – иезуиты. В Даугавпилсе начал свой путь известный миссионер и литератор Юрий (Георг) Элгерс. Он был первый латыш, который в 1638 году основал первую в Латгалии и в Латвии среднюю школу с двумя 1 классами. В Даугавпилсе он начал писать первый польско-латинско-латышский словарь Dictionarum Polono-Latino-Lothavicum, в котором было 670 страниц и более чем 14000 латышских слов.

Постепенно Даугавпилс становился административным и хозяйственным центром Латгалии. В 1772 году, когда Россия присоединила к себе Латгалию, Даугавпилс также был включён в состав этого большого государства. В результате этого исторического события произошёл процесс перерождения народа, а также запрет латвийской печати, что привело к отчуждению как Даугавпилса, так и всей Латгалии от других областей Латвии.

В 1810 году было принято решение небольшую Динабургскую крепость перестроить в крепость первой категории с защитным валом. Но к нападению Наполеона были закончены только временные укрепления. В конце войны деревянные сооружения были сожжены, сильно пострадали каменные укрепления. Строительство возобновилось в 1813 году. Крепость была освящена в 1833 году, но строительные работы продолжались до 1878 года. С течением времени крепость потеряла стратегическое значение и использовалась как оружейный склад, хранилище продовольственных резервов и тюрьма.

Дальнейшее развитие города связано с обустройством новых территорий проживания вокруг крепости и перед городом (форштадта). С южной стороны от крепости образовался Новый форштадт.

Во второй половине 19 века Даугавпилс становится значимым транспортным узлом. Железная дорога соединила город с Петербургом, Ригой, Варшавой, Орлом, Шауляем, открылось шоссе Петербург-Варшава, открыто водное сообщение с Витебском. В городе начали создаваться промышленные предприятия. Приобрёл популярность Межциемский санаторий.

Во время Первой мировой войны через город протянулась линия фронта. Город тяжело пострадал в результате военных действий, промышленные предприятия были эвакуированы, число жителей сократилось. В 1918 году в городе десять месяцев хозяйничали войска немецких оккупантов. В 1919 году их сменила большевистская власть.

На территории Даугавпилса проходили жестокие бои против Красной Армии. Латвийское Временное правительство обратилось к Польше за военной помощью. Польский маршал Пилсудский выделил 20000 солдат, чтобы помочь 10000 Латвийским борцам. 3 января 1920 года город освободили армейские части Польши и Латвии.

26 января 1920 года Латвию de jure признали Европейские государства и большинство Латиноамериканских стран. Для Даугавпилса начался новый период развития – на протяжении 20 лет город расцвёл, здесь активно развивалось народное хозяйство, культура и образование.

В 1921 году в Даугавпилсе открылся Учительский институт, а в 1923 году двери открывают Латгальская Народная консерватория, различные гимназии, работают театральные студии. В конце 30 годов 20 века в Даугавпилсе проживали 30% латышей, 25% евреев, 20% русских и 18% поляков. В многонациональном Даугавпилсе активно работали национальные общества, среди них и Латышское общество. В 1937 году был построен дом Единства, похожего на который не было ни в одной Балтийской стране. 16 июня 1940 года в Даугавпилсе состоялся Праздник Песни. Ему было суждено стать последним праздником в независимой Латвии.

17 июня 1940 года спокойную жизнь жителей прервало появление советских танков на улицах города. Были закрыты национальные организации, арестованы общественные активисты и национально настроенные люди, в вагонах для скота эшелонами в Сибирь были вывезены образованнейшие люди общества – политики, врачи, инженеры, учителя, сотрудники различных учереждений. Многие из них свой вечный дом обрели в Сибирских просторах, испытав мучительную смертью.

В 1941 году советскую власть сменил немецкий режим. В форте возле города было оборудовано еврейское гетто, за земляным валом крепости находился лагерь для военнопленных. Во время второй мировой войны 2/3 городских построек были уничтожены.27 июля 1944 года в Даугавпилс вновь вошли войска советской армии.

Вторая советская оккупация длилась сорок семь лет. В послевоенные годы в Даугавпилсе была восстановлена промышленность и хозяйственная жизнь. Производство основывалось на советской плановой экономике. Предприятия для переработки получали сырьё, а готовая продукция вывозилась в регионы Советского Союза.

Росли ударные стройки: Даугавпилсский завод химического волокна (и связанный с ним жилой микрорайон), Завод приводных цепей, Завод стройматериалов и конструкций, Мебельный комбинат и др. Развивалась также лёгкая и продовольственная промышленность. Работу новых предприятий обеспечивали работники, которые приезжали со всего Советского Союза.

В конце восьмидесятых годов в городе произошли большие перемены. Во времена движения Атмоды в на Даугавпилсских башнях стали развиваться красно-бело-красные флаги, которые гордо и упрямо реяли и напоминали о том, что «Оба берега Даугавы вовек не разделить, и Курземе, и Видземе, и Латгале — наши.» Все эти события пополнили книгу истории Даугавпилса новыми страницами.

Эмоциональным и трогательным событием в Даугавпилсе в 1990 году был Латгальский Праздник Песни, который как символический мост соединил последний Праздник Песни в свободной Латвии в 1940 году с восстановлением независимости Латвийского государства через 50 лет.

В 2005 году на праздновании 730-летия города прошел Праздник Песен Латгалии, на котором в бодром шаге танца и в песнях объединились новое поколение и оставшиеся среди нас седые участники Праздника Песен 1940 года. Их тепло приветствовала Президент страны Вайра Вике — Фрейберга.

Рейтинг
Загрузка ...