Как называются люди из латвии

Как называются люди которые живут в Латвии?

Также жителей Латвии (наравне с Литвой и Эстонией) именуют по названию коренного населения (народов) этих стран: прибалты, прибалт, прибалтка, прибалтиец.

Как называются люди которые живут в Риге?

Ответ: Рижанинами. Пошаговое объяснение: hendikeps2 и 1 других пользователей посчитали ответ полезным!

Как называются люди которые живут в Чехии?

Чешка — гражданка Чехии, а также вид обуви.

Как называют тех людей которые живут в Греции?

Это список названий жителей (этнохоронимов, демонимов) стран мира.

СтранаМужчинаМн. число
Германия немец немцы
Гондурас гондурасец гондурасцы
Гренада гренадец гренадцы
Греция грек греки

Когда и почему возникло Латвийское государство?

XX век ознаменовался для Латвии чередой испытаний и потрясений: революция, две мировые войны, борьба за свободу, оккупация, депортации, беженцы и массовые переселения. Однако именно в этом веке было создано Латвийское государство.

СТРЕССЫ РУССКОЯЗЫЧНЫХ В ЛАТВИИ! | КРИМИНАЛЬНАЯ ЛАТВИЯ

Как правильно говорить латвийцы?

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им. латви́ец латви́йцы
Р. латви́йца латви́йцев
Д. латви́йцу латви́йцам
В. латви́йца латви́йцев

Как называются люди которые живут в Дании?

Дания

Королевство Дания
Названия жителей датчанин, датчанка, датчане
Валюта датская крона (DKK, код 208)
Интернет-домен .dk, а также.eu
Код ISO DK

Как называются люди которые живут в Швеции?

Швеция

Королевство Швеция
Названия жителей швед, шведка, шведы
Валюта шведская крона (SEK)
Интернет-домены .se
Код ISO SE

Как называют женщин которые живут в Греции?

Запомните: грек — житель Греции, а женщина в этом случае — гречанка, и никак не гречка.. Женщин же называют индианками.

Как называют тех людей которые живут в России?

РОИ:: Называть всех граждан родившихся в Российской Федерации — русскими.

Как называют тех людей которые живут в Сибири?

Ответ: люди, которые живут в Сибири, называются сибиряками. Например, сибиряк, сибирячка.

Когда было создано латвийское государство?

18 ноября 1918 года Народным советом, представлявшим ряд латвийских партий и общественных организаций, была провозглашена независимость Латвийской Республики.

Источник

Политолог из Латвии Татарчук предложил России лучший ответ на русофобию в Прибалтике

Политолог из Латвии Татарчук предложил России лучший ответ на русофобию в Прибалтике

Снос советских памятников в Латвии, Эстонии и Литве, переименовывание улиц и призывы к изоляции тех, кто не поддерживает антироссийскую политику власти, — Прибалтика пропитывается ксенофобией и как будто пытается идти по пути Украины, напрашиваясь на российский ответ. Каким он может быть, рассуждает журналист из Риги Андрей Татарчук.

Снос мемориального комплекса в честь освободителей Риги от фашистских захватчиков наделал немало шума далеко за пределами Латвии. При этом тренд на уничтожение памятников охватил всю Прибалтику. В Эстонии, несмотря на протесты, демонтировали легендарный танк Т-34, который участвовал в освобождении Нарвы в составе Ленинградского фонта. На месте, где он стоял, жители города выложили мемориал из свечей.

В июле снесли мемориал воинам-освободителям в литовской Клайпеде, та же участь уготована памятнику советским воинам на Антакальнисском кладбище Вильнюса: в минкульте Литвы посчитали, что он не является ценным наследием.

На днях эстафету подхватили и в Польше, демонтировав мемориал солдатам Красной армии в городе Бжег.

Тем временем президент Латвии Эгилс Левитс пошел еще дальше, открыто призвав изолировать русских, которые будут осуждать антироссийскую политику правящей коалиции. В госведомствах страны уже пытаются запретить и русский язык.

Политический обозреватель из Латвии Андрей Татарчук в беседе с «ПолитЭкспертом» назвал президента одним из главных рупоров ксенофобии. И выразил мнение, что ситуация будет усугубляться. По его словам, репрессивные меры могут затронуть многих, учитывая, что к памятнику освободителям ежегодно в праздник 9 Мая приходили с цветами около 200 тыс. человек.

«Все было завалено цветами. Даже если придет каждый и свою позицию заявит каждый четвертый — это 50 тыс. человек. Они будут уволены с работы, получат административные сроки и штрафы», – выразил мнение журналист.

Многие русские жители Риги уже запуганы, рассказал он. Некоторые решили избрать позицию «моя хата с краю», то есть предпочитают не лезть на рожон.

По словам Татарчука, единственный шанс помешать распространению ксенофобии может представиться 1 октября, когда в Латвии пройдут выборы в сейм.

«Выборы, может быть, что-то изменят. Хотя, скорее всего, изменят только декоративно, потому что все 30 лет после выхода Латвии из состава СССР во власти находятся одни и те же люди. Ни один русский политик не был включен в истеблишмент. Исключение – Мария Голубева, которую взяли за антироссийское рвение. Но и ее очень быстро уволили националисты: человек с именем Мария Голубева не должен быть во власти», – рассказал он.

Ждать ли денационализацию Прибалтики?

В своем стремлении искоренить исторические связи с советской Россией страны Балтии очень напоминают современную Украину, которая тоже проводила «декоммунизацию», объявляя охоту на памятники, переименовывая улицы и запрещая русский язык, называя героями тех, кто в годы Второй мировой войны поддерживал фашистский режим. Обернулось все это спецоперацией России с целью денацификации Украины.

Как считает Татарчук, проводить денацификацию в Прибалтике Россия, скорее всего, не будет.

По словам журналиста, лишенные политической субъектности бывшие социалистические страны «сами выбрали свой путь к разрушению, деградации и исчезновению с карты». И это произойдет без усилий России. Татарчук убежден: никогда страна, демонстрирующая политику изоляционизма, не достигает успеха. Доказательством тому может служить уже то, что Латвия за 30 лет националистов и ксенофобов у власти потеряла почти половину своего населения.

Зима расставит приоритеты

При этом собеседник ПЭ считает, что Россия могла бы изменить свою политику в отношении Европы, чтобы ее важнейшая роль стала понятна всем без исключения.

«Россия должна показать, что получение газа и других ее сырьевых ресурсов – это привилегия. Что посещение Европы российскими туристами – это привилегия. Что великая российская культура – Достоевский, Пушкин – это привилегия. И Европа должна быть счастлива, что она у них есть. Россия должна показать – и она уже показывает – что она сильная и справедливая страна», – сказал Татарчук.

По мнению журналиста, ближайшая зима, вероятно, поможет европейцам прийти к важным выводам: о том, что с соседями надо взаимодействовать, а не строить железный занавес. Потому что будущего у Европы с ее политикой ненависти и ксенофобии нет.

Источник

id77

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с вами вспоминали национальную одежду Эстонии:https://id77.livejournal.com/2615447.html
Ну а сегодня предлагаю поговорить о Латвии.

Латышский народный костюм состоит из рубашки, брюк для мужчин и юбок для женщин, жилетка или кофта с длинными рукавами, носки, длинное пальто. По эскизам он похож, как говорят историки, на классический английский костюм. За 200 лет ничего не изменилось. Хотя археологические материалы позволяют восстановить историю народной одежды предков латышей начиная с VI в. н. э. примерно.

По реконструкциям, женская одежда в тот период состояла из льняной рубахи, шерстяной юбки, наплечного покрывала — «виллайне», головного убора, лаптей или кожаных постолов. Мужская же — из льняной и шерстяной рубахи, штанов, шапки и такой же, как у женщин, обуви.

Одежда представителей зажиточных слоев в тот период обильно украшалась бронзовыми пластинками, колечками, спиральками и тканой каймой. Наряд дополняли богатые ожерелья, кольца, браслеты. На одежде низших слоев отсутствовали бронзовые орнаменты, значительно меньшим было и число других украшений. В период XIV—XVII вв. в одежде сохранялись прежние основные ее элементы с той лишь разницей, что из-за ухудшения социально-экономического положения значительно уменьшилось количество украшений. На смену богатой орнаментации металлическими украшениями приходят стеклянный бисер и нитяные кисти.

Классических форм латышская народная одежда достигла в период позднего феодализма. В конце XVIII — первой половине XIX в. на территории Латвии существовало несколько различных комплексов народной одежды.
В латышском народном костюме их можно выделить пять: видземский, латгальский, аугшземский, земгальский и курземский; для каждого из них характерен своеобразный покрой, оттенки красок и принципы украшения.

Видземский комплекс народного костюма был распространен на территории, заселенной в древности ливами и частично латгалами. Для него характерна туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками, а в восточной части — прямыми плечевыми вставками, украшенная мережкой из белых ниток; юбка — продольно-полосатая, либо клетчатая, в отдельных районах—с пришитым лифом; наплечные покрывала — внллайне —белые, в некоторых районах с богатой вышивкой. Девичий головной убор — красный венок, вышитый стеклянным бисером или же красные шерстяные ленты для волос. Головным убором замужних женщин служат белые вышитые чепцы башнеобразной формы и зимние шапки.

Латгальский комплекс сформировался на территории, которую в древности населяли латгалы, в отличие от видземского, он испытал сильное влияние соседей — русских, белорусов, поляков.

Основные отличительные черты латгальского комплекса: туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками с красным браным узором или красной вышивкой, клетчатая или белая юбка, виллайне — крустпилсского типа, но с сине-зеленой цветовой гаммой. Широкое распространение имели льняные наплечные покрывала — «снатене» (snatene). На голове латгальские девушки носили красный вышитый бисером венок, замужние — полотенчатый головной убор

Аугшземский комплекс характерен для территории, на которой прежде обитали селы. Отдельные элементы аугшземского комплекса обнаруживают сходство с латгальским, видземским, а в иных случаях — земгальским комплексами. Тем не менее аугшземский комплекс следует выделять как особый тип, так как только на этой территории распространена рубаха с прямыми поликами. Туникообразные рубахи встречаются лишь на границе с Видземе. Рубахи украшались цветной, обычно красной вышивкой.

Юбка была клетчатая или со светлыми полосами и крапинками, получавшимися при тканье благодаря особому способу окраски пряжи. При крашении ее туго перетягивали на определенном расстоянии бумажными нитками, в результате чего эти места оставались неокрашенными. На праздники обязательно носили передник. Виллайне в Аугшземе крустпилсского типа, но с более яркой вышивкой. Головным убором замужних женщин служил «наматс» — длинное полотенце, которым обматывали голову.

Земгальский комплекс совпадает в основном с территорией расселения древних земгалов. Характерные его черты: тунйкообразная рубаха с наплечниками или без них, со своеобразной белой вышивкой; юбка — клетчатая или полосатая с особым цветочным узором; виллайне — с богатой тканой каймой, без вышивки;

головной убор — шелковый платок, который девушки и замужние женщины носили по-разному: женщины завязывали под подбородком, а девушки — сзади.

Курземский комплекс характерен для территории, которую прежде населяли курши и ливы. Следует отметить, что курземские ливы в процессе ассимиляции значительно дольше сохраняли присущую им специфику, чем видземские, что нашло отражение и в народной одежде. Кроме того, здесь дольше сохранялись очень древние традиции народной одежды, так как эта часть Латвии по сравнению с другими территориями меньше подвергалась военным опустошениям. Курземский комплекс народного костюма характеризуют украшения рубах, густо-синие виллайне, декорированные металлом, металлические пояса, металлические венки или венки из ткани на твердом каркасе, вышитые бисером, юбки с яркой красочной гаммой.

Мужская и женская верхняя одежда’различалась не столько покроем, сколько деталями, главным образом длиной, отделкой и украшениями. Поэтому нередко в будни женщины надевали мужскую верхнюю одежду.
Женские кафтаны были короче, чем мужские. Шубы из овчины были одинаковые.

До первой половины XIX в. мужской и женской обувью служили постолы и лапти. В городах и их окрестностях богатые женщины носили туфли, а мужчины сапоги.
Мужская одежда на всей территории Латвии по сравнению с женской была гораздо более однообразной. Она состояла из кафтана — короткого, полудлинного или длинного, рубахи, штанов, носков, постол или сапог, пояса, шапки, шарфа и перчаток.
В восточной Латвии, включая Аугшземе и Земгале, мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой или светло-серой шерстяной ткани. Кафтан перепоясывался цветным плетеным или тканым на дощечках поясом, который был почти единственным украшением одежды. Старинные кафтаны шили совсем без воротников, или с очень низким стоячим воротом. Помимо белых, известны также густо-синие и темно-серые кафтаны.
В восточной части Латвии мужские рубахи либо вовсе не имели украшений, либо украшались небольшим браным узором. Мужская рубаха,, как и женская, скалывалась у шеи маленькой гладкой пряжкой.

Штаны большей частью были одного цвета с кафтаном или клетчатые и достигали обычно щиколотки. Концы их заправляли в носки с богатым цветным отворотом. Обувью служили постолы, у более зажиточных — высокие сапоги. К праздничному наряду мужчины обязательно надевали черную или серую шляпу — так называемую ратене

На западе Латвии мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой шерстяной ткани. Исключение представляют алсунгские черные кафтаны с двумя рядами перламутровых пуговиц. Западнолатвийские (Ница, Барта, Руцава) мужские кафтаны были богаче украшены шнуровым орнаментом или вышивкой, чем восточнолатвийские.

Мужские рубахи на западе Латвии также украшались белой или черно-белой вышивкой. На голову надевали шляпу-ратене, украшенную шелковой лентой и ниткой бисера. В западной части Латвии тканые и плетеные пояса не были распространены, подпоясывались обычно металлическими (slengene) или кожаными поясами с металлической пряжкой.

Источник

Жители Вильнюса: Мы мечтали о европейской Литве, а вышла натовская колония!

Литовцы одержимы националистическими идеями и шпиономанией. Они считают себя особой нацией и бережно лелеют свою независимость от СССР, который называют «оккупантом». Фото: Rustam Mikayilli/Getty Images

Литовцы одержимы националистическими идеями и шпиономанией. Они считают себя особой нацией и бережно лелеют свою независимость от СССР, который называют «оккупантом». Фото: Rustam Mikayilli/Getty Images

Продолжение. Часть 4. Часть 3. Часть 2. Часть 1.

Спецкор «КП» отправилась в страны Балтии, чтобы разобраться, действительно ли там так не любят Россию, как нам говорят. В предыдущих сериях (в номерах «КП» за 26; 27; 28 февраля; 2 марта и на сайте kp.ru) она рассказала — что происходит в Латвии и Эстонии. И, наконец, добралась до Литвы.

БЕГУТ, КАК ОТ ЧУМЫ

8 утра. Четырехзвездный отель в центре Вильнюса. За моей дверью кто-то неистово дубасит молотком.

— Вы извините, но мне работать надо, семью кормить! – объясняет мне русский дядька и продолжает ремонт.

По сравнению с Ригой и Таллином в Вильнюсе все как-то жестче, больше нерва. Это витает в воздухе.

Из Литвы (самой крупной по населению среди стран Прибалтики) народ бежит, как чумной: ежегодно уезжают 30 тысяч человек.

СПРАВКА КП: Официально в Литве сейчас 2,7 млн. жителей. После распада СССР население уменьшилось на четверть. По прогнозу ООН, к 2100 году в Литве может остаться меньше 1 млн. жителей.

И удивительная вещь. За прошлый год экономика Литвы выросла на 3,9% — один из лучших показателей в ЕС. Власти уверяют, что выросли и доходы людей. Но сами люди говорят обратное: только на продукты они тратят вдвое больше, чем средний европеец, при том, что зарплаты тут намного ниже. Объяснение — в социальном расслоении.

Уровень бедности в Литве тоже один из самых высоких в ЕС.

— Рост экономики ощущают только наши олигархи, а бедные так и остаются бедными, — пояснил один из моих знакомых литовских журналистов.

ЗАРЕЗАЛИ ЗОЛОТУЮ КУРИЦУ

В том, что народ пакует чемоданы, литовские власти обвиняют богатую Европу. Мол, она оттягивает рабочую силу. Президент Литвы Гитанас Науседа даже объявил, что будет за это требовать от Евросоюза новых дотаций (старые с этого года сильно урежут). В Брюсселе в ответ крутят у виска: главный принцип ЕС – свободное передвижение рабочей силы. Литва знала, на что шла.

Вместе с вступлением в Евросоюз Вильнюс потерял и свою «золотую курицу».

— Самое фантастическое – это закрытие по требованию ЕС Игналинской атомной электростанции. После Чернобыля эту АЭС модернизировали, и МАГАТЭ дала ей рейтинг самой безопасной в Европе, — рассказывает мне журналист Юрий Алексеев.

По образованию Алексеев инженер, он возводил Игналину. Это была всесоюзная ударная комсомольская стройка. В 1985-м запустили первый энергоблок, в 89-м — второй. Первого хватало на электроэнергию всей Литве. Второй «гнал» электричество уже в соседнюю Белоруссию.

— Литва получила эту станцию в подарок. СССР никаких счетов не предъявлял! — говорит Алексеев. — Ресурс у станции был до 2035 года. Первоначальные затраты на любую АЭС огромные (строительство Игналинской оценивается в $50 млрд, — авт.), но зато потом электричество — за копейки. Вместо этого Литва теперь покупает дорогой российский газ для своих газовых электростанций. И, кстати, если бы Игналина осталась в работе, в Белоруссии сейчас не строили бы Островецкую АЭС — рядом с литовской границей.

Сейчас о советском наследстве в Литве принято говорить лишь одно: «СССР – страна-оккупант», насильно присоединившая страны Балтии. За отрицание этого можно на 2 года загреметь за решетку. Но главный парадокс — проклиная СССР, Литва по нелепой иронии продолжает жить по его законам.

ИГРЫ «ШПИОНОВ»

Перед моим отелем останавливается дешевенькая иномарка. Запрыгиваю.

— Как там дела у N? – седой бородатый мужчина за рулем называет имя нашей общей знакомой.

Не задумываясь, что-то отвечаю про N.

— Значит, своя — не шпионка, — делает вывод мужчина и с силой жмет на газ. — Тут есть тихое кафе, там поговорим.

То и дело он проверяет, нет ли за нами слежки. От резкой езды меня начинает мутить. Чувствую себя героиней шпионского сериала.

В кафе ни души, кроме хозяев. Входят трое мужчин.

— Интересные ребята… Надеюсь, алкоголики, а не слежка, — размышляет вслух мой собеседник.

Можно подумать, у него мания преследования. Если не знать, кто он такой…

Мы сидим в кафе с Валерием Ивановым. Он историк (окончил истфак Варшавского университета), председатель Союза русских литераторов и художников. А в 70-е работал первым секретарем отдела информации и анализа в МИД Литовской ССР. Забавная деталь: сейчас на этой бывшей мидовской территории — посольство США.

Историка Валерия Иванова литовские спецслужбы преследуют с 1991 года.

В перестройку Иванов возглавлял литовско-русско-польскую организацию «Венибе-Единство-Едность», которая противостояла литовскому националистическому «Саюдису». В ноябре 91-го Иванова отправили на 3 года за решетку, обвинив в создании антигосударственной организации (пресловутая советская 70-я статья). Это при том, что «Единство» было зарегистрировано в Совмине Литвы.

— Когда я работал в МИДе, бывал на приемах с главами и послами других государств, то не думал, что когда-то буду «чифирить» с авторитетами на зоне усиленного режима, — с усмешкой замечает Иванов.

Выйдя на свободу, Иванов издал книгу «Литовская тюрьма», где поставил под сомнение официальную трактовку властями Литвы событий 13 января 1991-го, когда при штурме Вильнюсского телецентра погибли 14 человек. Иванов написал, что нет прямых доказательств их гибели от рук военных Советской Армии. За это Иванова в 97-м отправили за решетку еще на год.

— Я отказался сидеть с уголовниками, и тогда меня посадили в карцер. Это был «шкаф» размером метр на 78 сантиметров, без солнечного света, с крысами в клозетной дыре. Только книги по философии помогли мне тогда не сойти с ума, — вспоминает Иванов.

Сейчас ему 72 года. Но он все еще под прицелом спецслужб. 1,5 года назад Иванова арестовали уже по «шпионскому делу». Перед этим был арестован оппозиционер, лидер «Социалистического народного фронта» Альгирдас Палецкис за то, что «собирал данные о судьях и прокурорах, участвовавших в деле о событиях 13 января в Вильнюсе». Никаких доказательств, что Палецкис шпион, никто не представил, но он до сих пор (!) в СИЗО. А после ареста Иванова спецслужбы устроили пресс-конференцию: «Мы разоблачили целую шпионскую сеть, которая проводила разведоперации в пользу России!»

Но на этот раз под арестом Иванов провел лишь сутки. Доказательств шпионажа не нашли. Спасло Иванова то, что он гражданин России (гражданство РФ он запросил сразу после первого ареста в 1991-м). Но уголовное дело все же завели. При обыске у Иванова в шкафу нашли сломанный стартовый пистолет.

Теперь его судят за хранение оружия.

— Это пистолет мне друг подарил в 90-х, чтоб городских дурачков пугать. Бывало, пытались на меня наброситься в своем нацистском психозе, — рассказывает Иванов.

По его словам, подобные уголовные дела в Литве заводятся для устрашения несогласных.

— Материальное положение людей ухудшается. Недовольных нужно устрашать. Поэтому культивируется атмосфера страха, — объясняет Иванов. — Это же лицемерие, когда СССР обвиняют в злодеяниях 1991 года, говоря о 14 убитых, но восхваляют «лесных братьев» (пособники фашистов, которые с 1944 по 1956 годы партизанили в лесах против советской власти, — авт.). Говорят, молодцы ребята, боролись за независимость Литвы. А ведь они убили 25 тысяч мирных граждан!

По пути обратно в город, проезжаем мимо вильнюсского СИЗО, где держат Палецкиса. Огромное серое здание за забором с «колючкой». Заезжаем в костел Святых Петра и Павла. Иванов показывает мне странный барельеф: чертенок, отклячив копытце, вырывает весы из рук богини правосудия. И надпись на латыни: «Блаженны жаждущие справедливости». Иванов молчит.

Возможно, как и я, думает, как это символично. Удержит литовская Фемида весы? Или чертенок окажется сильнее? В жизни самого Иванова, как и в жизни Палецкиса, не удержала.

Костел Святых Петра и Павла в Вильнюсе. Внутри необычный барельеф.

Внутренний барельеф: чертенок пытается вырвать весы у богини правосудия. Очень символично для Литвы.

Внутренний барельеф: чертенок пытается вырвать весы у богини правосудия. Очень символично для Литвы. Фото: Елена КРИВЯКИНА

ЗАОКЕАНСКИЕ ХОЗЯЕВА

В двух километрах от центра Вильнюса — комплекс Департамента госбезопасности Литвы. Настолько циклопический, что ты не веришь глазам. Зачем маленькой Литве так много сотрудников спецслужб? Местные жители шепчут: «Да это у нас комплекс ЦРУ!». Влияние американцев на Литву действительно огромное.

Впрочем, у госбезопасности тут тоже дел невпроворот.

Антифашиста Гедрюса Грабаускаса прессуют за то, что он. публикуется в российских СМИ. Грабаускас — лидер «Социалистического народного фронта» (сменил Палецкиса). По указанию спецслужб банк заблокировал его счета. Дом Грабаускаса обыскали и изъяли технику, чтобы он не мог работать.

— В Литве возрождается фашизм: цензура и открытые репрессии. Атмосфера тотального застоя, — рассказывает мне Грабаускас. — Если бы на верхушке нашей власти сидели люди из Брюсселя, это было бы еще хорошо, но наши и Брюсселю мало подчиняются. Это американские ставленники. Всем рассказывают, как опасны Россия и Белоруссия. Литва идет по антиевропейскому пути.

У Франции, Германии, Австрии есть диалог с Россией. А Литве США велят с Россией враждовать. Продвигается идея, что литовцы — народ особый. Вот русские — негодяи и подонки, а евреи всем только мешают. Уже и до китайцев добрались, их в Литве тысячи три точно.

Называют их «красной чумой».

— А вы ведь в 90-е вы были на стороне националистов из «Саюдиса». Что же, изменили мнение?

— Мой отец был убежденным коммунистом, а я в 18 лет бунтовал. Но теперь все видят: СССР давно распался, а наши результаты печальны. Нам говорили: «нужно время». Прошло 30 лет. За этот срок можно построить нормальное государство, а из нас получилась пронатовская колония.

Вместо демократии, о которой мечтали, мы идем к фашизму 21 века. Всего за год в Литве появилось два памятника Антанасу Смятоне, возглавлявшему профашистский режим 1926-40 годов. А еще в Вильнюсе повесили мемориальную доску Йонасу Норейке, которого нацисты в 1941-м назначили главой Шауляйского уезда. Норейка создавал еврейские гетто и лично убивал евреев. (За годы войны погибло 94% литовских евреев – 200 тысяч человек. — авт.)

В отличие от памятников нацистам, мемориалы советским воинам литовские власти даже реставрировать запрещают. Как рассказали мне в российском посольстве, за последние годы не удалось получить ни одного разрешения. В Литве захоронены 80 тысяч наших военных и 200 тысяч военнопленных. Бессмертному полку 9 мая разрешено пройти только по вильнюсскому воинскому кладбищу.

Зато в Вильнюсе увековечили имя Бориса Немцова. В память о нем назвали безымянный сквер перед посольством России. «Элегантно поддели» Москву. Теперь в этом сквере идут митинги против интеграции России и Белоруссии. Российские оппозиционеры вообще любят Литву. Дважды в год при поддержке литовского МИД тут собирают форум «Свободная Россия».

На ближайшем – в апреле – будут обсуждать поправки в российскую Конституцию.

Где Литва и где Конституция России? Где Литва и где интеграция России и Белоруссии? Ощущение, что это у Литвы фантомные боли по бывшему СССР, а не у Москвы.

В АНГЛИЮ ЕХАТЬ МОЖНО, В РОССИЮ – НЕТ

Главу Ассоциации учителей русских школ Литвы Эллу Канайте дважды вносили в ежегодник «неблагонадежных» Департамента госбезопасности.

— Меня обвинили в том, что в школах создается благоприятная обстановка для выращивания пророссийской молодежи. Ежегодно 80-85 выпускников уезжают учиться в вузы России по программе поддержки соотечественников. Но в разы больше выпускников-литовцев едут учиться в Европу! И не возвращаются. Они не хотят работать за 500-700 евро.

Но получается, что в Англию ехать можно, а в Россию — нет. В СМИ пишут, что спецслужбы России вербуют наших ребят, — говорит Элла.

Весной прошлого года Канайте пришлось уйти из русскоязычной гимназии, где она преподавала историю. Она перепостила в Фэйсбуке карту Второй мировой войны с указанием стран, воевавших на стороне Германии. И статью про 1939 год, когда советские войска вошли в Западную Украину и Белоруссию. Просто перенесла на свою страничку эти материалы, без комментариев и лайков. Блогеры подняли шум.

— Меня называли бобой-ватницей, (по-литовски «баба» — «боба»), агентом Кремля, писали «в Сибирь ее». Возмущались: «Кто у нас учит детей?!». Потом журналисты налетели в школу. Допытывались: «Вы что, уважаете советских солдат?». «Да, это у меня в генах, — отвечала я. – Если бы не советские солдаты, ни одного еврея бы тут не осталось, а я по маме еврейка, — рассказала мне Элла.

Сейчас она стоит на бирже труда, работу найти не может.

Самое большое национальное меньшинство в Литве – это поляки. Их 6%. Русских – 5%. Глядя на эти цифры понятно, почему в Литве в 1991-м в отличие от Латвии и Эстонии, не стали делить жителей на «граждан» и «неграждан». Литовское большинство не чувствовало опасности, и гражданство дали всем.

Оставили и русские школы — их, правда, всего 29 из 1000.

— В прошлом году учеников в русских школах стало даже на 300 больше. Идет отток из литовских школ, к тому же в Литву едут мигранты с Украины, — говорит Элла Канайте.

И если бы не большая сеть польских школ (их в Литве 70), то русские ждала бы та же участь, что и в Латвии (образование на русском просто бы запретили). Благодаря полякам, с которыми считаются, и русская община себя отстаивает.

Мы проходим мимо «стекляшки» Литовского театра опера и балета. Его построили в 1974 году.

— Ой, а у нас такие уже почти все снесли, — замечаю я.

— Что вы, мы им гордимся! — замечает Элла.

Бросаю взгляд на тротуар. Под моей ногой водосточный люк. А на нем надпись: Литовская ССР, 1986 год. Крепкое советское прошлое.

ИГРА В ПЕШКИ

Литовская молодежь русский знает плохо. Я поразвлеклась тем, что спрашивала у школьников и студентов дорогу.

Школьники просто шарахались, а потом смеялись мне вслед: «Русиш, русиш». Студенты, выпучив глаза, все же старались помочь. Понять русский они могут, но сами почти не говорят.

Вообще народ в Литве Россией пугают.

— Истерия началась после Крыма. Раздавали памятки по противодействию российской агрессии: как организовать партизанские отряды, как надевать противогазы, как подбить БТР, — рассказал мне один из вильнюсских знакомых.

Вызвало истерику в СМИ и введение электронных виз в Петербург и Калининград. «Будьте бдительны, не подключайтесь к вайфаю, в России украдут все ваши данные», — предупреждали литовские журналисты.

И само собой власти Литвы взывают к НАТО — как можно чаще проводить военные учения на ее территории. Мол, это для России предупреждение.

Когда я приехала в Вильнюс, на центральной площади здесь установили гигантские светящиеся шахматные фигуры. Особенно выделялись пешки. Символично. Ведь Литва сейчас и впрямь, как пешка. В чужой игре.

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

ПЕРЕСТАНЬТЕ НАЗЫВАТЬ ИХ «ВРАГАМИ»

Собираясь в командировку в Латвию, Литву и Эстонию, я много раз слышала от знакомых шутливое: «Что, к врагам едешь?». Вернувшись, поняла: это наша главная ошибка по отношению к бывшей советской Прибалтике. Слушая очередные заявления местных националистов, мы обобщаем: «Они все там фашисты!». И оскорбляем тем самым оставшихся здесь русских. Мы еще больше отрываем их от себя.

Кто-то съязвит: а что же эти русские не переехали после распада Союза в Россию? Зачем остались жить там, где их теперь унижают, отнимают право говорить на родном языке? Давайте скажем честно: в ельцинское время никто наших соотечественников в Россию не звал. До них вообще никому не было дела. Кто-то, все бросив, уезжал в неизвестность, а кто-то не рискнул.

Имеем ли мы право за это осуждать? В те годы люди жили, «под собою не чуя страны». Мандельштам это написал в 1933-м, но в 1991-м это обрело новый смысл.

Русские в Латвии на полном серьезе рассказывали мне, как и сейчас боятся ехать в Россию. Считают, что их там побьют как «предателей-прибалтов». А русские в Эстонии говорили, как их задевают заявления российских политологов, что их страна фашистская.

Все это нас, русских, разъединяет. А прибалтийские националисты потирают руки. Никакая программа поддержки соотечественников не сработает, если не будем понимать: мы единый народ. И если русских где-то обижают, значит, обижают и нас.

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...