Сколько русских живет в латвии сегодня

Русские в Латвии

Русские (латыш. krievi ) — крупнейшее национальное меньшинство в Латвии (26,9 % населения, или 557 тысяч человек, по данным переписи 2011 г. [1]; по данным текущей статистики на 2018 год — 487,250 человек, или 25.2% населения [2] ).

История

Ранние восточно-славянские, или «прото-русские», поселения существовали на территории современной Латвии во времена раннего Средневековья. К IV—VI веках н. э. славянские племена кривичей, постепенно ассимилировались с живущими на востоке современной Латвии потомками фино-угорских племён (ливами) и племён балтов (селонами и латгалами). В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений присутствуют элементы балтского типа. Балтские элементы присутствуют, также и в погребальном обряде. Само название кривичей связывают, по одной версии с названием, балтского божества Криве-Кривейте, по другой версии с названием верховного жреца (старейшины рода) Криве [3]. Латвийское название России (Krievija) происходит от древнего наименования расселявшихся по восточной границе славянских племён кривичей.

Как живут беженцы из Украины в самой пророссийской стране Евросоюза

Русское население присутствовало на территории нынешней Прибалтики — в Кукенойском и Ерсикском княжествах (вассалах Полоцкого княжества), — еще в XI—XII веках; также оно отмечается в Риге начиная с XIII века и в польско-литовских инвентарях Латгалии конца XVI века. [4] В 1205 году князь Кукеносский Вячко становится вассалом рижского епископа Альберта, в 1209 году князь Герсикский Всеволод попал в плен к рижскому епископу и был вынужден признать себя его вассалом. До 1220 года Ерсика становится частью Литвы, однако в 1270 году Ерсика захватывается Ливонской конфедерацией и присоединена к Ливонии. В XIII веке русское влияние на территории Латвии не иссякает. В Риге русские купцы учреждают подворье.

11 августа 1577 года русский царь Иван Грозный во время Ливонской войны захватывает Даугавпилс [5].

1 августа 1656 года русский царь Алексей Михайлович взял принадлежавший шведам Даугавпилс и переименовал его в Борисоглебск [5]. Затем русские войска заняли Кокнесе. В 1660 году на территории Латвии в Дунабурге (ныне Даугавпилс) появились русские старообрядческие общины, которые были основаны переселенцами из Московского царства, спасавшимися от реформ патриарха Никона. Другое крупное поселение появилось в Екабпилсе. Русское старообрядческое население росло и к 1940 году составляло 90 тыс. человек [6].

В 1710 году русские войска взяли Ригу, а в 1721 году большая часть Латвии (без Курляндии) вошла в состав России как Лифляндская губерния, в 1772 году в состав России вошла Латгалия [5], а в 1795 году — Курляндия. Вхождение земель Латвии в состав России не привело к немедленной русификации, поскольку немецкое дворянство сохранило свои привилегии. Лишь после первой индустриализации и политики русификации (эпоха Александра III) число русского населения Латвии возросло до 20—25 % [7]. По другим данным, доля русского населения Латвии на начало XX века не превышала 10 % [8]. В 1789 году в Риге была учреждена первая русская школа. Примечательной русской этого периода была уроженка Риги Вера Мухина (1889—1953) — всемирно известный скульптор.

После образования Латвийского государства русские составляли 10 % населения республики. Незначительное количество русских владело латышским языком. Основными регионами для проживания были Рига и Латгалия. Русские пользовались правами культурной автономии (русская речь звучала в сейме, издавались газеты, работали русские школы) до переворота Улманиса в 1934 когда был провозглашен лозунг «Латвия для латышей» [9]. Известным русским депутатом сейма того времени был Мелетий Каллистратов.

После оккупации Латвии Советским Союзом численность русских неуклонно возрастала [ источник не указан 84 дня ]: в 1959 году — 26,6 %, в 1979 году — 32,8 %. [8]. По данным переписи 1989 года, русские составляли 34,0 % населения в Латвийской ССР [8] [10], будучи крупнейшим национальным меньшинством в республике. 73 % русского населения Латвии проживали в городах, 22,2 % — владели латышским языком. [8] Доля русских среди населения Риги составляла 47 %, Даугавпилса — 58,3 %. [8]. В советский период были попытки националистически настроенных властей Латвии ассимиляции русских: так в июне 1959 года в республике было принято постановление об обязательном изучении госслужащими латышского языка (после вмешательства Центра в республиканском партаппарате была проведена чистка, а сам документ был отменен) [11].

После распада СССР и обретения Латвией независимости статус гражданина получили только те, кто являлся гражданином Латвии до 1940 года, либо прямые потомки этих граждан.

По данным переписи 2000 года, 95 % русских в Латвии назвали родным языком русский, 4 % — латышский. Латышским языком владело 52 % русских, английским — 11 %. [12]

Источник

«О статусе русских в Латвии»

Еще начавшаяся накануне ратификации латвийским государством в 2005 году Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств дискуссия со всей определенностью потребовала ответить на вопрос, как оценивать многосоттысячное русское население Латвии: как национальное меньшинство, как странообразующую общину или как государствообразующую нацию?

Русские Латвии – это национальное меньшинство?

Ассоциированный профессор Владислав Волков, директор Института социальных исследований Даугавпилсского университета, полагает, что русская община Латвии – это национальное меньшинство, но при этом никак не странообразующая община. По его мнению, «меньшинство – это не арифметическое и не статистическое, а социологическое и политологическое понятие.

Нация – это социальная общность, обладающая всеми правами – на самостоятельную экономическую, политическую, духовную жизнь, на самоопределение». Спектр притязания национального меньшинства по сравнению с нацией сильно ограничен. «Меньшинство не имеет права на политическое самоопределение, не имеет права навязывать свой язык всему обществу. Хотя спектр прав меньшинств и зависит от исторического и политического контекста. Есть люди, которые не принимают для русских статус меньшинства, они говорят о странообразующей общине, которая, как и нация, обладает всем спектром социальных притязаний. Но я такой подход не воспринимаю и не могу согласиться с тем, что мы, русские Латвии, можем в историческом, политическом, культурном и интеллектуальном плане претендовать на статус такой общины», – делает вывод В.Волков.

Другими словами, по мнению профессора, странообразующая община – это главная община страны. Главная с точки зрения численности и длительности проживания на территории страны, а также с той точки зрения, что эта территория является территорией, на которой проходил ее этногенез. И именно с этой точки зрения русское население Латвии якобы не может выполнять роль странообразующей общины, поскольку не обладает этими характеристиками, а значит, и не имеет тех прав, которыми обладает титульное большинство, в нашем случае – латышская нация.

Однако здесь налицо явное смешение понятий «странообразующая община» и «государствообразующая нация». Что такое странообразующая община? Это любая часть народа страны, которая в общую национальную палитру государства вносит свою неповторимую краску. В Латвии это латыши, латгальцы, ливы, русские, украинцы, белорусы, евреи, а также представители всех других наций, которые проживают в стране. Убери кого-то из них, и национальная палитра государства станет беднее или вовсе изменится.

В свою очередь, к признакам государствообразующей нации относятся: а) численность, б) длительность проживания на территории страны и в) стремление к созданию и защите собственного государства. Т. е. профессор В.Волков, говоря о странообразующей общине, имеет в виду именно государствообразующую нацию.

Но зададимся вопросом: а какая нация является государствообразующей, к примеру, в Великобритании? Шотландцы, валлийцы, ирландцы, англичане? Но и шотландцы, и валлийцы, и ирландцы в рамках Соединенного Королевства – это меньшинства, каждое из которых выполняет роль не только странообразующей общины, но и государствообразующей нации.

Т. е. меньшинство все же может выполнять роль государствообразующей нации. При этом после 1991 года примеров, когда меньшинство претендует на роль государствообразующей нации, в мире становится все больше. Это и валлоны в Бельгии, и французы в Канаде, и курды в Ираке, и те же шотландцы в Великобритании. Одностороннее признание независимости Косово 17 февраля 2008 года, несомненно, многократно увеличит число таких примеров.

Специалист по правам человека К.Нагенгаст так разъясняет смысл определения «меньшинство»: «В некоторых обстоятельствах и с определенной целью в качестве меньшинств рассматриваются и люди, составляющие численное большинство в государстве, но лишенные при этом на уровне законодательства или на практике возможности в полной мере пользоваться своими гражданскими правами». Другой исследователь Дж. Комарофф специально отмечает: «Я заключаю слово «меньшинства» в кавычки, поскольку во многих случаях подобные группы обладают фактическим численным большинством, но при этом относительно безвластны».

В Латвии русское население не составляет численного большинства. Хотя определять 29% населения только как национальное меньшинство – это по меньшей мере странно. Т. е. если по формальному признаку русское население в Латвии и не относится к большинству, то с точки зрения фактической численности оно в то же время является столь значительным, что говорить о нем только как о меньшинстве достаточно сложно.

Но если русское население Латвии – это не только национальное меньшинство, то как же тогда его оценивать?

Русские Латвии – это государствообразующая нация?

И с точки зрения численности, и с точки зрения длительности проживания на территории современной Латвии русское население с полным основанием можно относить к государствообразующей нации. Однако численность и длительность проживания на территории страны при определении государствообразующей нации не являются главными признаками, а носят скорее второстепенный характер. Главный критерий – сама нация должна четко заявить о своих политических претензиях на этническое руководство в стране, а также на территориальное самоопределение. Как баски, шотландцы, валлоны, курды или французы в Канаде. Т. е. главный признак государствообразующей нации – это ее стремление к образованию и защите собственного государства, иначе говоря, стремление стать титульной нацией.

Именно такой статус формально имели русские на территории Лифляндии и Курляндии до 1917 года. Однако этот статус, хотя и был одним из главных признаков политики Российской империи, которая владела Остзейскими провинциями с XVIII века, а с конца XIX века постепенно вытесняла из них немецкое влияние, в упомянутых провинциях в полном объеме реализован не был.

Вплоть до 1914 года здесь сохранялось очень сильное влияние немецкой общины, что выражалось в т. ч. и в распространенности использования немецкого языка. В подтверждение приведем слова П.Г. Курлова, которого великий князь Николай Николаевич в ноябре 1914 года назначил уполномоченным по гражданскому управлению Прибалтийским краем с правами генерал-губернатора. Вот как П.Г.

Курлов оценивал языковую ситуацию в крае в упомянутый период: «Первое, что мне бросилось в глаза в Риге, – это вывески на немецком языке и господствовавший в городе немецкий говор». И это, отметим еще раз, в 1914 году, т. е. спустя два столетия после включения Лифляндии в состав Российской империи! В Первой Латвийской Республике, а также в Латвийской ССР как одной из союзных республик СССР русские статусом титульной нации не обладали.

С точки зрения претензий на этническое территориальное самоопределение в границах Латвийской Республики или, говоря проще, с точки зрения претензий на создание на территории Латвии государства с условным названием «Русская Латвия» и претензий на определение собственного статуса как титульной нации русская община не является и, скорее всего, уже никогда не будет государствообразующей нацией.

Иное дело – латгальцы, у которых своего государства никогда не было, и которые именно поэтому при определенных условиях могут поставить вопрос о получении прав на культурную или даже на территориально-политическую автономию. Тем более что некоторый опыт формулирования этой идеи на политическом уровне в первой четверти ХХ века у них уже был.

Однако отказ от претензий на создание русского государства в границах Латвии вовсе не означает того, что латвийские русские не могут претендовать на самостоятельную духовную жизнь, как считает В.Волков. Напротив, уход от советской идентичности и формирование новой, только русской, смешанной русско-латвийской или российской идентичности в Латвии предполагает все более активную и самостоятельную духовную жизнь русской общины. Что мы и видим сегодня не только на примере деятельности русских общественных организаций, но и на примере активной поддержки русским бизнесом различных культурных и культурно-исторических проектов.

Наряду с уже перечисленными признаками государствообразующей нации необходимо отметить еще один очень важный признак – ответственность за свое государство и за судьбу национальных меньшинств, которые проживают на его территории. Если оценивать внешнюю и внутреннюю политику латвийского государства после 1991 года с этой точки зрения, то наверняка многие согласятся с тем, что и латышскую нацию сегодня трудно однозначно отнести к государствообразующей общине. Ответственная за государство нация никогда не будет унижать другие народы, никогда не будет переписывать историю страны в удобном для себя виде и никогда не будет в многонациональной и многокультурной стране объявлять о строительстве мононациональной «латышской Латвии». И для чего с помощью законов о гражданстве, языке и об образовании формировать «долговременный дефицит демократии» и выталкивать нелатышей из страны или под видом «интеграции» и реформы образования средней школы проводить политику их насильственной ассимиляции!

«Этнополитика в ЛР… не открыта для всего общества и сохраняет недоверие по отношению к большой массе инородцев», – справедливо отмечает в одной из своих работ профессор этнологии и социологии И.Апине.

Но и русскую общину Латвии с точки зрения ответственности, скажем, за судьбу латвийских ромов, украинцев или белорусов тоже нельзя характеризовать как государствообразующую нацию.

Итак, как же все-таки оценивать русских Латвии?

Русские Латвии – это…

В свете сказанного, т. е. принимая во внимание численность русского населения Латвии, а также то, что территория страны является для него территорией исконного исторического расселения, правомерно рассматривать русских как одну из исторически сложившихся странообразующих общин, наряду с латышской, латгальской, еврейской, белорусской, украинской, литовской, эстонской, а если бы речь шла о периоде до 1940 года, то и наряду с немецкой общиной. Вместе с тем, учитывая, что латыши и латгальцы составляют сегодня большинство населения Латвии, а также, что латышская нация со времени Первой Латвийской Республики имеет статус титульной, в политическом аспекте правомерно оценивать русскую общину как национальное меньшинство.

Т. е. русская община Латвии сегодня – это национальное меньшинство, которое одновременно обладает рядом второстепенных признаков государствообразующей нации, в частности, такими признаками, как численность и длительность проживания на территории страны, но при этом не обладает главным признаком – выраженным стремлением к созданию на территории Латвии своего собственного государства.

Источник

Сколько русских в Прибалтике: где живут, как зарабатывают?

Русская диаспора в Прибалтике составляет около 20% от всего населения. Вместе с тем, к самому большому национальному меньшинству в Литве, Эстонии и Латвии постоянно относятся предвзято. Чиновники не считаются с интересами русских, запрещают вести документацию на родном языке и ущемляют другие права.

Школьная реформа

До 2020 года в Латвии дети могли учиться в русских школах. Но местные власти решили, что к 2021 году все русские учебные заведения будут национализированы. Обучение будет проходить на латышском языке. Эта новость вызвала негодование и ряд протестов у русских людей, но Конституционный суд признал это решение законным.

Работа

Уровень жизни в Литве выше, чем в соседних государствах. Русским здесь проще найти высокооплачиваемую работу или организовать собственный бизнес.

В Эстонии складывается другая ситуация: уровень безработицы среди русских на порядок выше и составляет 20-25%.

Русские общины

Ущемление прав русских в Прибалтике привело к созданию общественных организаций. В Эстонии людям пришлось объединиться, чтобы сохранить свою культуру и национальное самосознание.

Местные жители могут дружелюбно относиться к русским соседям, хотя общее отношение к России отрицательное. Масла в огонь подливают СМИ. Часто журналисты пренебрежительно высказываются о русских и советуют им покинуть страну.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...