Бак на вес золота: топливо в Прибалтике дорожает, а власти закрывают глаза
Моторное топливо в Прибалтике становится все больше роскошью, однако местные власти не торопятся принимать какие-то срочные действия, чтобы исправить ситуацию. Можно ли вообще что-то сделать в этом случае, чем причина такого кризиса и что будет дальше?
Стоимость бензина на эстонских заправках 1 июня выросла до рекордных отметок. Чтобы заправиться АИ-95 сегодня в Таллине потребуется заплатить €2,119 за литр (АИ 98 – €2,169), пополнить бак дизелем – €1,949 за литр. Это при том, что еще на прошлой неделе был установлен рекорд стоимости АИ-95 – €2,079 за литр.
Похожая ситуация наблюдается и в соседних балтийских странах. В Латвии по состоянию на 31 мая цена АИ-95 составила €2,004 за литр. Кстати, это не разовый скачок, а устойчивая тенденция. Весь май стоимость уверено «ползла» от €1,8 до €1,9 за литр. В Литве весь май цена тоже колебалась на весьма неприятных для потребителей отметках – с €1,779 до €1,879 за литр, дизельного топлива – от €1,69 до €1,869 за литр.
Для сравнения: в мае прошлого года в Латвии стоимость бензина составляла €1,187, в Литве – €1,289, в Эстонии – €1,389 за литр.
Цены на бензин растут каждый день. Все скупают бензин. Сколько стоит бензин в Великобритании?
Можно сколько угодно винить во всем руководство России, которое проводит спецоперацию на Украине, и даже санкции Евросоюза против нефтегаза РФ. Однако факты остаются фактами – топливо в странах Балтии начало расти задолго до этих событий. Процесс стартовал еще летом 2021 года и серьезно ускорился с осенью.
Важно отметить, что вся хронология удорожания бензина и дизтоплива в Балтии почти полностью совпадает с динамикой роста цен на моторное топливо во всем Евросоюзе и даже в США (с некоторыми оговорками процесс также проистекал в западной и южной Африке и некоторых странах Латинской Америки).
Разучились управлять
Как отметила в комментарии для Baltnews латвийский экономист Евгения Зайцева, у правительства Латвии сегодня нет реально действующих инструментов, чтобы как-то серьезно оказывать влияние на ситуацию с топливным рынком. Это же можно сказать и про руководство соседних балтийских республик.
За последние 30 лет сложилась своего рода традиция: чиновники и министры государств этого региона вообще не трогают рынок в надежде, что он сам себя регулирует, а баланс спроса и предложения топлива, как и его адекватная стоимость, будут сами по себе формироваться в приемлемых пределах для покупателей.
«В Латвии банально нет никаких нормативных документов, которые могли бы гарантированно на долгий срок заморозить и уж тем более сбить цены на топливо вниз. В целом вся Балтия столкнулась с проблемой «Ахиллесовой пяты» макроэкономической теории стран Запада, у которой главное правило – «невидимая рука рынка» сама исправит любой кризис», – рассказала Зайцева.
Латвия, Литва и Эстония слишком рьяно отнеслись к исполнению такой модели экономики, считает экономист:
Сколько стоит бензин и дизельное топливо в Тбилиси. 1 апреля 2022
«Зато если мы посмотрим на Францию, Германию, США или Великобританию, мы увидим, что там далеко не совсем свободный рынок, в том числе и топливный. В государствах работает смешанный тип, где госрегулирование играет, порой, весьма ощутимую роль, а у действующих властей есть элементы регулирования: использование стратегических резервов, законы, ограничивающие экспорт/импорт нефтепродуктов, добычу углеводородов, если она присутствует в стране и так далее».
«Единственное, что сделало правительство Латвии в этом отношении за последнее время, – это отказалось от постепенного увеличения (в обязательном порядке) различных биодобавок в дизельное топливо, которые делают его экологически чище (правда, заодно и дороже). Были разговоры о создании дополнительных резервов, но в последний месяц от правительства об этом ничего не слышно. То же самое касается и корректировки акцизного налога на топливо», – указала Евгения Зайцева.
Эксперт также добавила, что в перспективе в Латвии стоимость топлива будет несколько выше, чем в Литве и Эстонии. Последняя, конечно, может иногда демонстрировать более высокую цену бензина и дизеля, но лишь ситуативно (за счет специфики малого рынка и более высоких цен в стране по сравнению с Литвой и Латвией). Латвийский экономист считает, что весь регион Балтии будет просто «плыть по течению» в силу политическо-теоритической концепции экономического управления государства, где главный принцип – «рынок сам все решит».
Примерно такого же мнения придерживается и другой эксперт – эстонский экономист Леонид Цингиссер.
«У нас рыночная экономика. Власти в Эстонии в лице «Партии реформ», конечно, несколько раз говорили о возможной необходимости госрегулирования в отдельных отраслях, но это были рядовые сообщения, а не начало реализации масштабной стратегии. В целом же руководство страны не приветствует вмешательство государства в работу рынка – хоть топливного, хоть энергетического», – рассказал эксперт Baltnews.
По его словам отдельные прецеденты были в области поставок и оплаты электричества. Из-за пандемии правительство Эстонии выдавало населению субсидии на один из пунктов оплаты за энергию (за ее доставку), однако теперь эти льготы уже отменили, более того, стоимость «сетевой оплаты» сегодня еще и поднялась на 17%.
«С топливным рынком в Эстонии все еще хуже. Стратегических резервов, чтобы как-то менять баланс спроса и предложения, влияя на цену, в стране нет. Конечно, какие-то запасы должны быть, но они слишком незначительные и существуют в виде специального резерва, скажем, для машин МЧС и тому подобное», – указал Цингиссер.
«Правительству, если оно хотело бы снизить стоимость бензина, логично было бы «играть» (увеличивая или уменьшая) с акцизами на топливо, но мы видим, что этого никто не делает. У нас вообще в этом плане царит некая апатия. Да, некоторые инструменты в других странах тоже не всегда дают эффекта (использование резервов в США, к примеру), а отдельные методы выглядят даже слишком уж странными и жесткими (как желание Венгрии ограничить продажи бензина машинам с номерами из других стран). Но там хотя бы пытаются что-то предпринять», – заключил эксперт.
Слишком масштабный кризис, чтобы на него влиять
Проблема в том, что «невидимая рука рынка» уже почти год как ничего сама решить не может, а ситуация становится все хуже. Более того, даже в некоторых странах (которые явно больше балтийских республик по размерам) правительства открыто вмешиваются в работу топливного рынка, чтобы «сбить» высокие цены на бензин и дизель, но нужного результата нет.
В ноябре 2021 год администрация президента США Джо Байдена инициировала «распаковку» нефтяных резервов из Стратегических запасов Америки (SPR) в объеме 50 млн баррелей. Для сравнения: ежедневная мировая добыча нефти – почти 100 баррелей в сутки (б/с), а добыча США – 11 млн б/с.
Идея Белого дома была в том, что, если «вбросить» дополнительные объемы углеводородов на рынок, это может снизить цену нефти, следовательно, уменьшить и стоимость бензина на АЗС. Однако в итоге это не помогло. В марте Вашингтон выпустил из SPR еще 30 млн баррелей. Эффекта ноль. В апреле Байден анонсировал «распаковку» 160 млн баррелей.
Увы, но и это ничего не дало, а бензин и дизель в США продолжают дорожать.
Байден даже одобрил закон по разрешению массовых продаж бензина E15, который, хоть и экологичнее, но имеет больший расход (нужно больше объема, чтобы проехать то же расстояние, что и на обычном топливе), да еще и вызывает поломки в большинстве двигателей машин. Это тоже не помогло, топливо на АЗС продолжает расти.
Сегодня становится понятно, что весь нефтегазовый сектор в США попросту запуган «зеленой» повесткой. Байден с 2021 года начал отменять субсидии для нефтегаза, вводить новые налоги и обязательства платить за выбросы СО2. Из-за этого компании сегодня тратят заработанные сверхприбыли на выплату долгов и дивидендов своим акционерам, а не на увеличение добычи и восстановление мощностей заводов, производящих бензин и дизель (это когда на американском рынке растет дефицит).
А ведь именно эти процессы могли бы в перспективе снизить стоимость топлива на заправках. Сыграл роль и COVID-19, из-за которого в 2020 году почти не было инвестиций в нефтегазовый сектор (в 2021-м процесс был минимальным). В 2020 году в США закрылись навсегда нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), общая мощность которых составляла 1 млн б/с. При этом в 2022 году планируется увеличить мощность лишь на 350 тыс. б/с.
Из-за пандемии катастрофически снизились объемы производства даже в африканских странах, где есть большие залежи нефти. НПЗ в странах Африки к югу от Сахары в совокупности могут перерабатывать 1,36 млн б/с. Но на практике в 2021 году они работали лишь на 30% от своей мощности.
Причина – нефтегазовые компании из США и Европы (запуганные пандемией и политикой декарбонизации своих правительств) с 2020 года отказываются инвестировать в нефтепереработку Африки. Из-за этого многие НПЗ полностью закрылись в Камеруне, Гане, Сенегале и ЮАР. Западные компании сегодня де-факто тратят только на то, чтобы выкачивать нефть из Африки, а не развивать ее добычу и нефтепереработку. В итоге в странах к югу от Сахары появляются очереди на заправках, а топливо дорожает рекордными темпами.
В Европе цена топлива росла еще до начала спецоперации России на Украине примерно по тем же причинам, что и в США. Компании нефтегазового сектора попросту боялись из-за «зеленой сделки» вкладывать в добычу и переработку нефти. Из-за ввода эмбарго против российской нефти, нехватка «черного золота» стала еще более серьезной.
Вскоре европейским НПЗ придется переходить на легкие сорта нефти (ближневосточные, африканские и американские), которые с мая месяца подорожали в среднем на $8-15 за баррель. А ведь европейским НПЗ еще и придется закупать легкой нефти намного больше, чем прежде. Это нужно, чтобы компенсировать исчезновение российской тяжелой Urals, под которую были «заточены » многие заводы в ЕС. В таких условиях правительства даже самых благополучных стран Евросоюза ничего не могут сделать с высокой ценой на бензин и дизель.
Растет цена топлива и в Латинской Америке, причем даже в Бразилии, где уровень добычи нефти увеличивался в 2020 коронакризисном году. Глава этого государства за год более 4 раз менял главу госкомпании Petrobras – главного игрока на топливном рынке страны. Увы, но это не помогло, бензин дорожает, а саму компанию вскоре могут приватизировать.
Есть проблемы и в Азии. В Китае и ряде других стран правительство даже ограничивает продажу бензина и дизеля в другие государства, лишь бы топливо «оставалось дома». Отчасти это дает положительный эффект. Однако Азия ничего не может сделать с растущей ценой на нефть, поскольку является больше потребителем, чем добытчиком.
В итоге многие страны в мире лихорадит от роста цен на моторное топливо из-за того, что государства Европы, Америки и страны, выступающие их союзниками, слишком сильно заигрались в «зеленую» энергетику. Они нанесли серьезный урон нефтегазовому сектору, причем еще и в момент пандемии, когда отрасль и так страдала от сильного экономического потрясения.
Теперь быстро исправить эти проблемы и восполнить дефицит мощностей по производству топлива (причем в условиях блокировки нефтянки России) не получается даже у крупнейших экономик мира, включая США.
Очевидно, что раз уж у нефтедобытчиков Африки, Южной и Северной Америки, а также у крупнейших потребителей вроде Германии, Китая, Индии, Великобритании не получается справиться с растущей ценой на бензин и дизель, куда уж там Прибалтике. Руководству Эстонии, Латвии и Литвы в этом шторме остается просто смириться и плыть по течению.
ИсточникЦены на топливо в Латвии за год выросли более чем на 50%
Дизельное топливо за год в среднем подорожало на 57,6%, бензин — на 44,9%. Автомобильный газ вырос в цене на 29,1%. 31 мая бензин 95-й марки стоил в Латвии на автоматических заправочных станциях Neste 1,987 евр за литр, тогда как в мае 2021 года — 1,297 евро за литр.
Литр дизеля в конце мая в Латвии стоил 1,877 евро за литр, в мае 2021 года — 1,197 евро за литр. По данным Службы государственных доходов, в первом квартале 2022 года Neste Latvija была крупнейшим продавцом топлива в Латвии, а Circle K Latvia — вторым по величине продавцом топлива.
В начале мая сообщалось, что цены на бензин и дизельное топливо в балтийской республике достигли рекордного уровня.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!
- Обсудить в Telegram
- Обсудить во ВКонтакте
- Обсудить в Одноклассниках
Наконец-то согласованный после многочисленных споров шестой пакет санкций Евросоюза (ЕС) против России оказался откровенным холостым выстрелом в воздух. Новые санкции носят в основном символический характер и всерьез не задевают Россию, потому что подразумевают многочисленные механизмы их обхода. Киев уже выражает свое возмущение — европейцы фактически дали России карт-бланш на продолжение специальной военной операции на Украине.
Граждане Польши могут собирать в лесу хворост для обогрева своего жилья. Об этом заявил заместитель министра климата и энергетики республики Эдвард Сиарка.
Введенные Западом после начала специальной военной операции на Украине антироссийские санкции с каждым днем всë больше ведут к кризису планетарного масштаба. США и страны Европы приближаются к состоянию стагфляции, но есть государства, которые даже на этом фоне «выделяются». Например, Молдова. Уровень инфляции здесь достигает критических значений и не собирается останавливаться, внешний долг вырос до исторического максимума, населению страны угрожает продовольственный, топливный и энергетический апокалипсис.
После начала специальной военной операции на Украине Запад ввел против России несколько пакетов санкций. В ответ на это Москва перевела оплату за поставки природного газа в рубли. Некоторые европейские страны в свою очередь демонстративно отказались покупать российские энергоносители по новой схеме. Одним из таких «отказников» стала Болгария, где наступивший энергетический кризис сопровождается серьезным ростом цен, протестных настроений и уже спровоцировал развал правящей коалиции.
ИсточникЦены на бензин и дизельное топливо в Европе
Сколько стоит бензин в Европе, цены на дизель в 2022 году. Какие виды топлива имеются в продаже, где лучше заправляться, можно ли перекусить на АЗС? Стоимость бензина в разных странах Европы: Финляндии и Эстонии, Латвии и Литве, Польше, Германии, Чехии — в материале Eurotraveler.ru.
До коронавирусной пандемии российские автотуристы часто и с охотой ездили по Западной Европе.
Большинство выбиралось недалеко: в тот же Таллин, Лаппеенранту, Хельсинки на машине можно было доехать легко и просто. Преследуя при этом вполне прагматические цели: купить качественную и недорогие продукты, бытовую химию, одежду. Ну и «откатать» при этом шенгенскую мультивизу, разумеется.
Некоторые, напротив, планировали и осуществляли по Европе настоящие автопутешествия. Вовсю исследовали Германию и Италию, Франция и Испанию. Ездили на машине в Черногорию и Хорватию, добирались до Греции и Болгарии, даже Португалии. Естественно, не только на арендованных, но и на собственных авто!
Все обозначенные категории путешественников, естественно, интересуют текущие цены на бензин в Западной Европе. Да и Восточной — тоже! А также и возможность немного сэкономить — при современном курсе евро каждая заправка становится ударом по кошельку.
Мы поделимся с вами актуальными на февраль 2022 года прайсами. Расскажем, где лучше заправляться, сколько может стоить небольшой перекус или полноценный обед в кафе при АЗС.
Стоимость бензина в Европе
Для удобочитаемости статьи мы не стали указывать прайсы во всех без исключения странах. остановившись лишь на наиболее популярных и посещаемых россиянами.
Финляндия
Ценники на тамошних заправках интересуют не самое большое число российских автопутешественников. Прежде всего потому, что протяженность маршрута не предполагает посещения АЗС в Финляндии.
Зачем, если бака даже у немеряно потребляющего «крузака» хватит, чтобы посетить Хельсинки и вернуться обратно? Про поездки на день в Лаппеенранту нечего и говорить!
При более основательных путешествиях по Суоми дозаправка может потребоваться.
Аналогов распространенного в России бензина А-92 в Финляндии не имеется. В большинстве случаев ассортимент ограничен марками 95 Е10, 98 Е5 и дизелем. Буквы Е после цифр означают, что в составе имеется этанол в количестве 10 и 5% соответственно.
Топливо с органикой плохо переваривают до 10% существующего автомобильного парка. Но о том, чтобы финский бензин повредил чьему-либо авто прямо до смерти, мы не слышали. Скорее, это сделает российская «паленка», на которую можно нарваться и берндовой заправке.
На некоторых АЗС можно встретить заправочные пистолеты, над которыми красуется маркировка E85. Опять-таки, это не аналог отечественного 92! Так в Европе маркируют биоэтанол. И бензина в нем содержится не более 15-18% — остальное произведено из растительного сырья
Обычную, не переоборудованную, машину заправлять им нельзя.
Средняя цена 95 бензина в Финляндии на начало 2022 года составляет почти 1.9 €/l. И это заметно выше уровней последних и даже докоронавирусных лет. Литр дизеля в Суоми сегодня стоит чуть больше ~1.8 €.
Прибалтика
Собирающимся посетить на машине Таллин заправляться в сопредельном государстве ни к чему. Ибо на 210 км туда и обратно хватит почти любого бензобака — за исключением, может быть, того, что «кормит» Хаммер. А вот если ехать посмотреть Сааремаа (400+ км) — тогда да, запасы придется пополнить.
Стоимость 95-го в Эстонии составляет порядка 1.6 €/l, дизельное топливо обойдется примерно в 1.49 €. В Латвии «девяносто пятый» каплю дешевле — 1.53, в Литве — ввиду близости к Польше — его можно купить по цене за 1.45/l.
Польша и Чехия
Считаются странами со сравнительно недорогим топливом. Но, в отличие от Прибалтики, прайсы на АЗС здесь указываются в национальной валюте: злотых или кронах.
И потому российскому туристу, путешествующему на автомобиле по Польше непривычно видеть цифры в диапазоне 5.8-6. Впрочем, при переводе на общеупотребимые евро это дает довольно привлекательные 1.28-1.32 за литр. Дизель, кстати, стоит примерно столько же.
В Чехии заправлять машину чуть накладнее (1 CZK=0.04 €). Впрочем, не настолько, чтобы имело смысл учитывать разницу при подсчете затрат на автопутешествие в Прагу или Карловы Вары.
В Германии и прочих западноевропейских странах автомобильная «еда» стоит дороже ощутимо. Особенно сильно ударит по карману заправки в Италии, Дании, Норвегии и Нидерландах (в порядке нарастания).
Другие страны
Ниже приводится таблица актуальных на 31.01.2022 прайсов. Следует учитывать, что указаны средние значения для страны. На центральных и сильно загруженных автобанах, в крупных городах, стоимость топлива обыкновенно заметно выше. Но стоит вам свернуть в «провинцию», как вы обнаружите куда более симпатичные прайсы.
Страна | Бензин, € | Дизель, € |
Австрия | 1.44 | 1.43 |
Бельгия | 1.66 | 1.71 |
Германия | 1.77 | 1.64 |
Греция | 1.82 | 1.57 |
Дания | 1.86 | 1.63 |
Испания | 1.54 | 1.42 |
Италия | 1.8 | 1.67 |
Нидерланды | 2.0 | 1.72 |
Португалия | 1.76 | 1.62 |
Франция | 1.75 | 1.67 |
Норвегия | 2.0 | 1.87 |
Свежую справочную информацию относительно цен на топливо в других европейских странах можно изучить на tolls.eu/fuel-prices.
Кстати! Для автора статьи в свое время стало откровением существование в «дорогой» Австрии заправок, где цены различались на 0.3 € за литр и больше.
Едете например, по столбовой Зюд Аутобан из Вены в Грац и просто боитесь куда-то сворачивать? Готовьтесь к переплате! Но, в тоже время, в сопредельных с трассой городках и деревушках бензин вам продадут намного дешевле. Причем и на брендовых gas stations.
Да, русских туристов там, возможно, раньше не видывали. Но это не скажется на отношении: улыбок и «данке» будет в изобилии.
Заметим, что стандартное обозначение девяносто пятого бензина в Европе — Benzin или Super. Биодобавок в нем может не быть, иногда — не более 5%. На немецких заправках встречается экологичный Super E10. Цифра за Е означает 10% этанола, полученного из растительного сырья.
Имеются и исключения. Поехав на автомобиле в Италию, вы будете тщетно искать что-либо, напоминающее привычное Benzin. Здесь его называют просто senza Pb, то есть дословно «без свинца».
Дизель, впрочем, распознать легко! Ибо он именуется без изысков — Diesel.
Питание
Многие путешествующие по Европе на авто граждане привыкли в дороге ограничивать себя краткими перекусами. Кто-то даже во время поездки использует взятые из дома бутерброды с колбасой или сыром. Каковые Евросоюз, кстати, запрещает ввозить из России.
Но большинство считает домашние заготовки делом трудоемким и ненужным. В дороге покупая хот-доги, булочки и кофе на АЗС. Либо обедая в кафешках. Которые не слишком часто, но бывают инсталлированы в «тело» заправочных комплексов.
На удивление — в Восточной Европе подобный эрзац питания обойдутся дешевле, чем в России. Сосиску в тесте ценят в 1.5-2 €, примерно аналогично стоит и стаканчик кофе. Да не микроскопический — емкостью 0.4 L.
В Польше, например, на дорогих заправках Orlen стоимость кофе менее 5 злотых. А это — на минуточку — всего 1.15 €. Здоровый сэндвич в придорожном ресторане обойдется в 7-8 злотых, горячее блюдо потянет на 11-12.
Вполне бюджетно по российским меркам можно позавтракать или пообедать в Чехии. Суп или гуляш в придорожной «таверне» обойдутся максимум в 60-70 крон. То есть не дороже трех «еврорублей» за порцию.
Германии такие цены и не снились. В Австрии за тройку евро вы не купите и бутербродик. Самое же дешевое кофе, которое удалось найти, стоило 2.5 € за 0.25 l. Дешевое здесь, к счастью, не значит плохое…
Источник