Сколько стоит бензин в латвии

Бак на вес золота: топливо в Прибалтике дорожает, а власти закрывают глаза

Моторное топливо в Прибалтике становится все больше роскошью, однако местные власти не торопятся принимать какие-то срочные действия, чтобы исправить ситуацию. Можно ли вообще что-то сделать в этом случае, чем причина такого кризиса и что будет дальше?

Стоимость бензина на эстонских заправках 1 июня выросла до рекордных отметок. Чтобы заправиться АИ-95 сегодня в Таллине потребуется заплатить €2,119 за литр (АИ 98 – €2,169), пополнить бак дизелем – €1,949 за литр. Это при том, что еще на прошлой неделе был установлен рекорд стоимости АИ-95 – €2,079 за литр.

Похожая ситуация наблюдается и в соседних балтийских странах. В Латвии по состоянию на 31 мая цена АИ-95 составила €2,004 за литр. Кстати, это не разовый скачок, а устойчивая тенденция. Весь май стоимость уверено «ползла» от €1,8 до €1,9 за литр. В Литве весь май цена тоже колебалась на весьма неприятных для потребителей отметках – с €1,779 до €1,879 за литр, дизельного топлива – от €1,69 до €1,869 за литр.

Для сравнения: в мае прошлого года в Латвии стоимость бензина составляла €1,187, в Литве – €1,289, в Эстонии – €1,389 за литр.

Цены на бензин растут каждый день. Все скупают бензин. Сколько стоит бензин в Великобритании?

Можно сколько угодно винить во всем руководство России, которое проводит спецоперацию на Украине, и даже санкции Евросоюза против нефтегаза РФ. Однако факты остаются фактами – топливо в странах Балтии начало расти задолго до этих событий. Процесс стартовал еще летом 2021 года и серьезно ускорился с осенью.

Важно отметить, что вся хронология удорожания бензина и дизтоплива в Балтии почти полностью совпадает с динамикой роста цен на моторное топливо во всем Евросоюзе и даже в США (с некоторыми оговорками процесс также проистекал в западной и южной Африке и некоторых странах Латинской Америки).

Разучились управлять

Как отметила в комментарии для Baltnews латвийский экономист Евгения Зайцева, у правительства Латвии сегодня нет реально действующих инструментов, чтобы как-то серьезно оказывать влияние на ситуацию с топливным рынком. Это же можно сказать и про руководство соседних балтийских республик.

За последние 30 лет сложилась своего рода традиция: чиновники и министры государств этого региона вообще не трогают рынок в надежде, что он сам себя регулирует, а баланс спроса и предложения топлива, как и его адекватная стоимость, будут сами по себе формироваться в приемлемых пределах для покупателей.

«В Латвии банально нет никаких нормативных документов, которые могли бы гарантированно на долгий срок заморозить и уж тем более сбить цены на топливо вниз. В целом вся Балтия столкнулась с проблемой «Ахиллесовой пяты» макроэкономической теории стран Запада, у которой главное правило – «невидимая рука рынка» сама исправит любой кризис», – рассказала Зайцева.

Латвия, Литва и Эстония слишком рьяно отнеслись к исполнению такой модели экономики, считает экономист:

Сколько стоит бензин и дизельное топливо в Тбилиси. 1 апреля 2022

«Зато если мы посмотрим на Францию, Германию, США или Великобританию, мы увидим, что там далеко не совсем свободный рынок, в том числе и топливный. В государствах работает смешанный тип, где госрегулирование играет, порой, весьма ощутимую роль, а у действующих властей есть элементы регулирования: использование стратегических резервов, законы, ограничивающие экспорт/импорт нефтепродуктов, добычу углеводородов, если она присутствует в стране и так далее».

«Единственное, что сделало правительство Латвии в этом отношении за последнее время, – это отказалось от постепенного увеличения (в обязательном порядке) различных биодобавок в дизельное топливо, которые делают его экологически чище (правда, заодно и дороже). Были разговоры о создании дополнительных резервов, но в последний месяц от правительства об этом ничего не слышно. То же самое касается и корректировки акцизного налога на топливо», – указала Евгения Зайцева.

Эксперт также добавила, что в перспективе в Латвии стоимость топлива будет несколько выше, чем в Литве и Эстонии. Последняя, конечно, может иногда демонстрировать более высокую цену бензина и дизеля, но лишь ситуативно (за счет специфики малого рынка и более высоких цен в стране по сравнению с Литвой и Латвией). Латвийский экономист считает, что весь регион Балтии будет просто «плыть по течению» в силу политическо-теоритической концепции экономического управления государства, где главный принцип – «рынок сам все решит».

Примерно такого же мнения придерживается и другой эксперт – эстонский экономист Леонид Цингиссер.

«У нас рыночная экономика. Власти в Эстонии в лице «Партии реформ», конечно, несколько раз говорили о возможной необходимости госрегулирования в отдельных отраслях, но это были рядовые сообщения, а не начало реализации масштабной стратегии. В целом же руководство страны не приветствует вмешательство государства в работу рынка – хоть топливного, хоть энергетического», – рассказал эксперт Baltnews.

По его словам отдельные прецеденты были в области поставок и оплаты электричества. Из-за пандемии правительство Эстонии выдавало населению субсидии на один из пунктов оплаты за энергию (за ее доставку), однако теперь эти льготы уже отменили, более того, стоимость «сетевой оплаты» сегодня еще и поднялась на 17%.

«С топливным рынком в Эстонии все еще хуже. Стратегических резервов, чтобы как-то менять баланс спроса и предложения, влияя на цену, в стране нет. Конечно, какие-то запасы должны быть, но они слишком незначительные и существуют в виде специального резерва, скажем, для машин МЧС и тому подобное», – указал Цингиссер.

«Правительству, если оно хотело бы снизить стоимость бензина, логично было бы «играть» (увеличивая или уменьшая) с акцизами на топливо, но мы видим, что этого никто не делает. У нас вообще в этом плане царит некая апатия. Да, некоторые инструменты в других странах тоже не всегда дают эффекта (использование резервов в США, к примеру), а отдельные методы выглядят даже слишком уж странными и жесткими (как желание Венгрии ограничить продажи бензина машинам с номерами из других стран). Но там хотя бы пытаются что-то предпринять», – заключил эксперт.

Слишком масштабный кризис, чтобы на него влиять

Проблема в том, что «невидимая рука рынка» уже почти год как ничего сама решить не может, а ситуация становится все хуже. Более того, даже в некоторых странах (которые явно больше балтийских республик по размерам) правительства открыто вмешиваются в работу топливного рынка, чтобы «сбить» высокие цены на бензин и дизель, но нужного результата нет.

В ноябре 2021 год администрация президента США Джо Байдена инициировала «распаковку» нефтяных резервов из Стратегических запасов Америки (SPR) в объеме 50 млн баррелей. Для сравнения: ежедневная мировая добыча нефти – почти 100 баррелей в сутки (б/с), а добыча США – 11 млн б/с.

Идея Белого дома была в том, что, если «вбросить» дополнительные объемы углеводородов на рынок, это может снизить цену нефти, следовательно, уменьшить и стоимость бензина на АЗС. Однако в итоге это не помогло. В марте Вашингтон выпустил из SPR еще 30 млн баррелей. Эффекта ноль. В апреле Байден анонсировал «распаковку» 160 млн баррелей.

Увы, но и это ничего не дало, а бензин и дизель в США продолжают дорожать.

Байден даже одобрил закон по разрешению массовых продаж бензина E15, который, хоть и экологичнее, но имеет больший расход (нужно больше объема, чтобы проехать то же расстояние, что и на обычном топливе), да еще и вызывает поломки в большинстве двигателей машин. Это тоже не помогло, топливо на АЗС продолжает расти.

Сегодня становится понятно, что весь нефтегазовый сектор в США попросту запуган «зеленой» повесткой. Байден с 2021 года начал отменять субсидии для нефтегаза, вводить новые налоги и обязательства платить за выбросы СО2. Из-за этого компании сегодня тратят заработанные сверхприбыли на выплату долгов и дивидендов своим акционерам, а не на увеличение добычи и восстановление мощностей заводов, производящих бензин и дизель (это когда на американском рынке растет дефицит).

А ведь именно эти процессы могли бы в перспективе снизить стоимость топлива на заправках. Сыграл роль и COVID-19, из-за которого в 2020 году почти не было инвестиций в нефтегазовый сектор (в 2021-м процесс был минимальным). В 2020 году в США закрылись навсегда нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), общая мощность которых составляла 1 млн б/с. При этом в 2022 году планируется увеличить мощность лишь на 350 тыс. б/с.

Из-за пандемии катастрофически снизились объемы производства даже в африканских странах, где есть большие залежи нефти. НПЗ в странах Африки к югу от Сахары в совокупности могут перерабатывать 1,36 млн б/с. Но на практике в 2021 году они работали лишь на 30% от своей мощности.

Причина – нефтегазовые компании из США и Европы (запуганные пандемией и политикой декарбонизации своих правительств) с 2020 года отказываются инвестировать в нефтепереработку Африки. Из-за этого многие НПЗ полностью закрылись в Камеруне, Гане, Сенегале и ЮАР. Западные компании сегодня де-факто тратят только на то, чтобы выкачивать нефть из Африки, а не развивать ее добычу и нефтепереработку. В итоге в странах к югу от Сахары появляются очереди на заправках, а топливо дорожает рекордными темпами.

В Европе цена топлива росла еще до начала спецоперации России на Украине примерно по тем же причинам, что и в США. Компании нефтегазового сектора попросту боялись из-за «зеленой сделки» вкладывать в добычу и переработку нефти. Из-за ввода эмбарго против российской нефти, нехватка «черного золота» стала еще более серьезной.

Вскоре европейским НПЗ придется переходить на легкие сорта нефти (ближневосточные, африканские и американские), которые с мая месяца подорожали в среднем на $8-15 за баррель. А ведь европейским НПЗ еще и придется закупать легкой нефти намного больше, чем прежде. Это нужно, чтобы компенсировать исчезновение российской тяжелой Urals, под которую были «заточены » многие заводы в ЕС. В таких условиях правительства даже самых благополучных стран Евросоюза ничего не могут сделать с высокой ценой на бензин и дизель.

Растет цена топлива и в Латинской Америке, причем даже в Бразилии, где уровень добычи нефти увеличивался в 2020 коронакризисном году. Глава этого государства за год более 4 раз менял главу госкомпании Petrobras – главного игрока на топливном рынке страны. Увы, но это не помогло, бензин дорожает, а саму компанию вскоре могут приватизировать.

Есть проблемы и в Азии. В Китае и ряде других стран правительство даже ограничивает продажу бензина и дизеля в другие государства, лишь бы топливо «оставалось дома». Отчасти это дает положительный эффект. Однако Азия ничего не может сделать с растущей ценой на нефть, поскольку является больше потребителем, чем добытчиком.

В итоге многие страны в мире лихорадит от роста цен на моторное топливо из-за того, что государства Европы, Америки и страны, выступающие их союзниками, слишком сильно заигрались в «зеленую» энергетику. Они нанесли серьезный урон нефтегазовому сектору, причем еще и в момент пандемии, когда отрасль и так страдала от сильного экономического потрясения.

Теперь быстро исправить эти проблемы и восполнить дефицит мощностей по производству топлива (причем в условиях блокировки нефтянки России) не получается даже у крупнейших экономик мира, включая США.

Очевидно, что раз уж у нефтедобытчиков Африки, Южной и Северной Америки, а также у крупнейших потребителей вроде Германии, Китая, Индии, Великобритании не получается справиться с растущей ценой на бензин и дизель, куда уж там Прибалтике. Руководству Эстонии, Латвии и Литвы в этом шторме остается просто смириться и плыть по течению.

Источник

Цены на топливо в Латвии за год выросли более чем на 50%

Дизельное топливо за год в среднем подорожало на 57,6%, бензин — на 44,9%. Автомобильный газ вырос в цене на 29,1%. 31 мая бензин 95-й марки стоил в Латвии на автоматических заправочных станциях Neste 1,987 евр за литр, тогда как в мае 2021 года — 1,297 евро за литр.

Литр дизеля в конце мая в Латвии стоил 1,877 евро за литр, в мае 2021 года — 1,197 евро за литр. По данным Службы государственных доходов, в первом квартале 2022 года Neste Latvija была крупнейшим продавцом топлива в Латвии, а Circle K Latvia — вторым по величине продавцом топлива.

В начале мая сообщалось, что цены на бензин и дизельное топливо в балтийской республике достигли рекордного уровня.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

  • Обсудить в Telegram
  • Обсудить во ВКонтакте
  • Обсудить в Одноклассниках

Наконец-то согласованный после многочисленных споров шестой пакет санкций Евросоюза (ЕС) против России оказался откровенным холостым выстрелом в воздух. Новые санкции носят в основном символический характер и всерьез не задевают Россию, потому что подразумевают многочисленные механизмы их обхода. Киев уже выражает свое возмущение — европейцы фактически дали России карт-бланш на продолжение специальной военной операции на Украине.

Граждане Польши могут собирать в лесу хворост для обогрева своего жилья. Об этом заявил заместитель министра климата и энергетики республики Эдвард Сиарка.

Введенные Западом после начала специальной военной операции на Украине антироссийские санкции с каждым днем всë больше ведут к кризису планетарного масштаба. США и страны Европы приближаются к состоянию стагфляции, но есть государства, которые даже на этом фоне «выделяются». Например, Молдова. Уровень инфляции здесь достигает критических значений и не собирается останавливаться, внешний долг вырос до исторического максимума, населению страны угрожает продовольственный, топливный и энергетический апокалипсис.

После начала специальной военной операции на Украине Запад ввел против России несколько пакетов санкций. В ответ на это Москва перевела оплату за поставки природного газа в рубли. Некоторые европейские страны в свою очередь демонстративно отказались покупать российские энергоносители по новой схеме. Одним из таких «отказников» стала Болгария, где наступивший энергетический кризис сопровождается серьезным ростом цен, протестных настроений и уже спровоцировал развал правящей коалиции.

Источник

Цены на бензин и дизельное топливо в Европе

Заправка - сколько платят за бензин в Европе

Сколько стоит бензин в Европе, цены на дизель в 2022 году. Какие виды топлива имеются в продаже, где лучше заправляться, можно ли перекусить на АЗС? Стоимость бензина в разных странах Европы: Финляндии и Эстонии, Латвии и Литве, Польше, Германии, Чехии — в материале Eurotraveler.ru.

До коронавирусной пандемии российские автотуристы часто и с охотой ездили по Западной Европе.

Большинство выбиралось недалеко: в тот же Таллин, Лаппеенранту, Хельсинки на машине можно было доехать легко и просто. Преследуя при этом вполне прагматические цели: купить качественную и недорогие продукты, бытовую химию, одежду. Ну и «откатать» при этом шенгенскую мультивизу, разумеется.

Некоторые, напротив, планировали и осуществляли по Европе настоящие автопутешествия. Вовсю исследовали Германию и Италию, Франция и Испанию. Ездили на машине в Черногорию и Хорватию, добирались до Греции и Болгарии, даже Португалии. Естественно, не только на арендованных, но и на собственных авто!

АЗС - каковы цены на бензин в Европе сегодня?

Все обозначенные категории путешественников, естественно, интересуют текущие цены на бензин в Западной Европе. Да и Восточной — тоже! А также и возможность немного сэкономить — при современном курсе евро каждая заправка становится ударом по кошельку.

Мы поделимся с вами актуальными на февраль 2022 года прайсами. Расскажем, где лучше заправляться, сколько может стоить небольшой перекус или полноценный обед в кафе при АЗС.

Стоимость бензина в Европе

Для удобочитаемости статьи мы не стали указывать прайсы во всех без исключения странах. остановившись лишь на наиболее популярных и посещаемых россиянами.

Финляндия

Ценники на тамошних заправках интересуют не самое большое число российских автопутешественников. Прежде всего потому, что протяженность маршрута не предполагает посещения АЗС в Финляндии.

Зачем, если бака даже у немеряно потребляющего «крузака» хватит, чтобы посетить Хельсинки и вернуться обратно? Про поездки на день в Лаппеенранту нечего и говорить!

При более основательных путешествиях по Суоми дозаправка может потребоваться.

Аналогов распространенного в России бензина А-92 в Финляндии не имеется. В большинстве случаев ассортимент ограничен марками 95 Е10, 98 Е5 и дизелем. Буквы Е после цифр означают, что в составе имеется этанол в количестве 10 и 5% соответственно.

Топливо с органикой плохо переваривают до 10% существующего автомобильного парка. Но о том, чтобы финский бензин повредил чьему-либо авто прямо до смерти, мы не слышали. Скорее, это сделает российская «паленка», на которую можно нарваться и берндовой заправке.

На некоторых АЗС можно встретить заправочные пистолеты, над которыми красуется маркировка E85. Опять-таки, это не аналог отечественного 92! Так в Европе маркируют биоэтанол. И бензина в нем содержится не более 15-18% — остальное произведено из растительного сырья

Обычную, не переоборудованную, машину заправлять им нельзя.

Средняя цена 95 бензина в Финляндии на начало 2022 года составляет почти 1.9 €/l. И это заметно выше уровней последних и даже докоронавирусных лет. Литр дизеля в Суоми сегодня стоит чуть больше ~1.8 €.

Прибалтика

Собирающимся посетить на машине Таллин заправляться в сопредельном государстве ни к чему. Ибо на 210 км туда и обратно хватит почти любого бензобака — за исключением, может быть, того, что «кормит» Хаммер. А вот если ехать посмотреть Сааремаа (400+ км) — тогда да, запасы придется пополнить.

Стоимость 95-го в Эстонии составляет порядка 1.6 €/l, дизельное топливо обойдется примерно в 1.49 €. В Латвии «девяносто пятый» каплю дешевле — 1.53, в Литве — ввиду близости к Польше — его можно купить по цене за 1.45/l.

Польша и Чехия

Считаются странами со сравнительно недорогим топливом. Но, в отличие от Прибалтики, прайсы на АЗС здесь указываются в национальной валюте: злотых или кронах.

И потому российскому туристу, путешествующему на автомобиле по Польше непривычно видеть цифры в диапазоне 5.8-6. Впрочем, при переводе на общеупотребимые евро это дает довольно привлекательные 1.28-1.32 за литр. Дизель, кстати, стоит примерно столько же.

В Чехии заправлять машину чуть накладнее (1 CZK=0.04 €). Впрочем, не настолько, чтобы имело смысл учитывать разницу при подсчете затрат на автопутешествие в Прагу или Карловы Вары.

В Германии и прочих западноевропейских странах автомобильная «еда» стоит дороже ощутимо. Особенно сильно ударит по карману заправки в Италии, Дании, Норвегии и Нидерландах (в порядке нарастания).

Другие страны

Ниже приводится таблица актуальных на 31.01.2022 прайсов. Следует учитывать, что указаны средние значения для страны. На центральных и сильно загруженных автобанах, в крупных городах, стоимость топлива обыкновенно заметно выше. Но стоит вам свернуть в «провинцию», как вы обнаружите куда более симпатичные прайсы.

Страна Бензин, € Дизель, €
Австрия 1.44 1.43
Бельгия 1.66 1.71
Германия 1.77 1.64
Греция 1.82 1.57
Дания 1.86 1.63
Испания 1.54 1.42
Италия 1.8 1.67
Нидерланды 2.0 1.72
Португалия 1.76 1.62
Франция 1.75 1.67
Норвегия 2.0 1.87

Свежую справочную информацию относительно цен на топливо в других европейских странах можно изучить на tolls.eu/fuel-prices.

Кстати! Для автора статьи в свое время стало откровением существование в «дорогой» Австрии заправок, где цены различались на 0.3 € за литр и больше.

Едете например, по столбовой Зюд Аутобан из Вены в Грац и просто боитесь куда-то сворачивать? Готовьтесь к переплате! Но, в тоже время, в сопредельных с трассой городках и деревушках бензин вам продадут намного дешевле. Причем и на брендовых gas stations.

Да, русских туристов там, возможно, раньше не видывали. Но это не скажется на отношении: улыбок и «данке» будет в изобилии.

Заметим, что стандартное обозначение девяносто пятого бензина в Европе — Benzin или Super. Биодобавок в нем может не быть, иногда — не более 5%. На немецких заправках встречается экологичный Super E10. Цифра за Е означает 10% этанола, полученного из растительного сырья.

Имеются и исключения. Поехав на автомобиле в Италию, вы будете тщетно искать что-либо, напоминающее привычное Benzin. Здесь его называют просто senza Pb, то есть дословно «без свинца».

Дизель, впрочем, распознать легко! Ибо он именуется без изысков — Diesel.

Заправка в Италии

Питание

Многие путешествующие по Европе на авто граждане привыкли в дороге ограничивать себя краткими перекусами. Кто-то даже во время поездки использует взятые из дома бутерброды с колбасой или сыром. Каковые Евросоюз, кстати, запрещает ввозить из России.

Но большинство считает домашние заготовки делом трудоемким и ненужным. В дороге покупая хот-доги, булочки и кофе на АЗС. Либо обедая в кафешках. Которые не слишком часто, но бывают инсталлированы в «тело» заправочных комплексов.

На удивление — в Восточной Европе подобный эрзац питания обойдутся дешевле, чем в России. Сосиску в тесте ценят в 1.5-2 €, примерно аналогично стоит и стаканчик кофе. Да не микроскопический — емкостью 0.4 L.

В Польше, например, на дорогих заправках Orlen стоимость кофе менее 5 злотых. А это — на минуточку — всего 1.15 €. Здоровый сэндвич в придорожном ресторане обойдется в 7-8 злотых, горячее блюдо потянет на 11-12.

Вполне бюджетно по российским меркам можно позавтракать или пообедать в Чехии. Суп или гуляш в придорожной «таверне» обойдутся максимум в 60-70 крон. То есть не дороже трех «еврорублей» за порцию.

Германии такие цены и не снились. В Австрии за тройку евро вы не купите и бутербродик. Самое же дешевое кофе, которое удалось найти, стоило 2.5 € за 0.25 l. Дешевое здесь, к счастью, не значит плохое…

Источник
Рейтинг
Загрузка ...