В латвии вера какая

Православие в Латвии: «русская вера» и надежда на лучшую жизнь

В нынешнюю Латвию христианство пришло из соседних земель Древней Руси (11 век) – из Пскова, Новгорода. О том, что на территории Латвии, с давних времен существует православие, свидетельствуют археологические раскопки и письменные источники. Историкам неизвестны факты насильственного «перехода» населения Латвии в Православную веру.

Оказывается, что латышские крестьяне переходили в православие еще до царя Петра.

Как такое могло быть и почему?

Об этом подробно рассказывает историк Александр Гурин: «360 лет назад лютеранские пастыри «забили тревогу»: «простой крестьянин, который по природе своей суеверен и безбожен легко переходит в русскую веру». А дело было в том, что задолго до появления в Риге петровских солдат ( 17 век), произошло резкое укрепление «русской веры» в Латвии.

Православные и староверческие храмы стали строиться на территории современной Латгалии, в Курляндском герцогстве, Лифляндии. Как известно, что после Первой Северной войны русские войска заняли лифляндские города и в 1658 году был заключен «пакт о перемирии» со шведами. Естественно, что в Лифляндии стали строить православные церкви. Кстати, перемирие было заключено 20 декабря 1658 года. А уже через месяц лифляндский ландтаг забил тревогу: крестьяне меняют веру!»

DUET Perm, RUS | 2014 World Formation Latin | DanceSportTotal

Почему крестьяне переходили в «русскую веру»?

По мнению латвийского историка А. Поммер «великолепие православного богослужения, жизнь и обычаи «русской веры» очень привлекали латышей. И это православие никому не навязывалось. «Русская вера» никого не угнетала и воспринималась латышами, как надежда на лучшую жизнь.

А в 40-х годах 19 века столетия, по мнению историка, в Лифляндии десятки тысяч человек приняли православие. Приняли по собственной доброй воли.

Действительно, в современной Латвии рядом с католическим, лютеранским храмами «стоят» и православные церкви.

Управление по делам религии в Латвии отмечает, что на сегодня в стране зарегистрировано 1 210 религиозных общин. Из них – 119 православных и 69 – старообрядческих. Есть еще баптисты, «Свидетели Иеговы», лютеране, католики, мусульмане, евреи, буддисты, мормоны, адвентисты седьмого дня.

В Латвийской Православной Церкви насчитывается более 400 000 прихожан.

Пожалуй, один из главных и болезненных вопросов сегодня – раскол в мировом Православии. На чьей «стороне» Православная Церковь Латвии?

Накануне раскола Его Высокопреосвященство, Митрополит Рижский и всея Латвии совершил Божественную литургию в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова. Во время ектении были возглашены особые прошения о сохранении единства Православной Церкви на Украинской земле.

Увы, украинская церковь объявила об автокефалии.

По этому поводу официально высказался представитель Православной церкви Латвии отец Евтихий. Он заявил, что ЛПЦ считает, что новая украинская церковь – незаконна! И подчеркнул, что ЛПЦ относится к Московскому патриархату, где не признают новую церковь Украины.

В Латвии цветы победителям давили бульдозером. Панорама

Но далеко не все согласны с мнением ЛПЦ.

После раскола в украинском православии в сторону Латвийской Православной церкви начались «нападки».

Особенно, сильно «разошлась» по данному поводу профессор Сандра Вейнберга.

«Сейчас Латвийская Православная Церковь находится в подчинении Московского патриархата. Однако, это является следствием исторической несправедливости и оккупации. Ведь до войны Православная церковь была автономной и находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Не исключено, что наши православные в латвийских храмах будут вынуждены в молитвах осуждать «раскольников – украинцев», которые являются нашими союзниками».

Но главное, по мнению г-жи профессора – ЛПЦ находится под контролем Кремля! А Кремль по ее мнению – идеологический ящик динамита с длинным запалом.

Поэтому, например, православное Рождество нельзя делать официальным праздником в Латвии. Тут речь, по мнению, Сандры Вейнберги идет не о вере, а о политике, о «власти» Кремля на латвийскими православными.

А я, как журналист и православный человек, считаю, что сколько бы не говорили «такие профессора и прочие эксперты» православные Латвии, как ходили в храмы, так и ходят! И вера Богу из крепка.

Всегда, когда заходят подобные разговоры, то я вспоминаю слова своего очень образованного и православного дедушки Александра, который говорил: «Царь Иван Грозный когда-то сказал: «Я в православии родился и в православии умру». Помни об этом, внученька».

Источник

Латыши переходят в православие

Латвийская Православная церковь стремительно пополняется за счет бывших католиков и лютеран

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Фото: pareizticiba.lv

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Фото: pareizticiba.lv

Европейские христиане жалуются на оскудение храмов. Старое поколение уходит, а его место занимают единицы верующих. Казалось бы, в такой католической стране, как Франция, на Пасхальное богослужение, да не куда-нибудь, а в центральный кафедральный собор Парижа и всей страны Нотр-Дам де Пари, попасть невозможно.

Тем более что именно там находится величайшая общехристианская святыня — Терновый Венец Спасителя. Ничего подобного — колыбель французского католицизма наполнена чуть более чем наполовину в сам Праздник Праздников. Такие же жалобы мы слышим и от католических и протестантских прелатов других стран Европы. Но в Латвии все складывается по-другому. И связано это с возрождением православия в этой стране.

Православие в Латвии имеет долгую и интересную историю. Редко где можно наблюдать такое удивительное, по-настоящему христианское мирное соединение судеб двух во многом разных народов, тем более когда на межгосударственном уровне ныне наблюдаются очень прохладные отношения, и это еще мягко сказано. Вот уж поистине «Дух дышит, где хочет» (Ин 3:8), и никакие политики, националисты и всякие другие инфернальные деятели не могут ничего поделать с латышами, уже в массовом порядке принимающими православие и молящимися бок о бок с русскими на… латышском языке.

Говорят, что Петр I решил устроить этнический эксперимент. В Лифляндию были отправлены сотни русских семей с целью ассимиляции латышей. Но пути Божии неисповедимы, и случилось ровно наоборот — латышами стали русские. Правда, сохранив не только русские фамилии: Петровс, Марковс, Николаевс, но и православную веру отцов.

Первая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1779 году на окраине Риги по инициативе Видземского генерал-губернатора графа Брауна. Она ведет свою историю от небольшой деревянной часовни (1777), которая находилась за Рогульскими воротами на военном кладбище.

Русские переселенцы практически забыли литературный русский язык, хотя продолжали молиться по-церковнославянски. Постепенно к русским в православные общины стали приходить их соседи — простые латышские крестьяне. И тут произошло одно маленькое чудо. Дело в том, что, как известно, Латвия — страна многоконфессиональная.

Латышские территории в течение Средневековья были разделены на земли Тевтонского и Ливонского орденов. Рижского архиепископства и Литвы. Когда грянула Реформация, латыши оказались разделенными по религиозному принципу. Там, где утвердились лютеране, и население стало лютеранским, а там, где властвовали католики, их подданные остались в католической вере.

Служба у католиков шла по-латыни, а у лютеран — по-немецки. Латыши ничего не понимали ни там, ни там. А русские крестьяне религиозно были на голову выше своих соседей — ведь все священные книги и молитвословы были написаны на понятном церковнославянском языке, сказывалась и разница в крещении народов. Латыши крестились примерно лет на 300 позже русских, и у них не было вообще никакого своего религиозного мыслителя и никакой литературы на национальном языке. Так что русские и открыли латышам благую весть Евангелия.

Но все дело в том, что в Латвии никогда не было национальных феодалов и дворянства. Все сколько-нибудь важные чиновники, как и землевладельцы, были сплошь немцами, иногда литовцами. К латышам вообще относились, как к каким-нибудь туземцам, людям второго сорта.

Например, находиться в Риге круглые сутки латышам разрешил только Петр I. Почему-то эти факты не хотят вспоминать нынешние политики, зато с прилежностью учеников первого класса высчитывают «ущерб», понесенный страной от «советской оккупации». Ну да Бог с ними! Есть и другие латыши, которых, судя по всему, немало.

14 апреля 1845 года Покровская церковь была передана первому Рижскому латышскому православному приходу — в этом была необходимость, так как в этот период очень много латышей перешли в православие. 22 апреля 1845 года архипастырь Филарет укомплектовал латышский причт Покровской церкви, священником был назначен Яков Михайлов. Первая служба на латышском языке состоялась в Покровской церкви 29 апреля 1845 года. Желающих участвовать в богослужении было так много, что в храм не вместилась и десятая часть православных латышей и верующих со всей округи. Православные обступили церковь со всех сторон и молились на улице.

Со временем был основан еще один более просторный православный латышский храм. Интересно, что довольно длительное время по разным техническим причинам, связанным то с пожарами, то с недостроенными храмами, существовала смешанная латышско-русская община. Объединение латышского и русского приходов в единый приход произошло 1 июля 1858 года.

После организации латышско-русского прихода численность прихожан достигла 1200 человек. С этого момента службы совершались на смешанном славянско-латышском языке. Но уже 9 сентября 1879 года начинают вестись богослужения на латышском в новом Воскресенском храме. Однако духовные и личные связи не были прерваны. И постепенно при русских приходах образовывались небольшие латышские общины, часть служб в них проходила на национальном языке.

В ноябре 1892 года в селе Колке Лиепайского благочиния был освящен новый латышский православный храм в честь Рождества Христова. Этот храм необычайно интересен тем, что в годы между мировыми войнами здесь служили и на языке ливов, коренного населения края, генетически более близкого эстонцам и финнам.

Причем все это делалось полуподпольно — вопреки политике тогдашнего президента Латвии Карлиса Улманиса, прямо запрещавшего письменность ливов. Приходу в издательском деле помогали православные эстонцы и финны. На несколько десятилетий только одно это оттянуло смерть языка, позволив специалистам как следует его изучить при помощи живых носителей редчайшей речи. Последний полностью этнический лив умер в 2009 году. По самым оптимистичным оценкам, более или менее языком древних ливов владеют сейчас около 210 человек.

Есть у Латышской Православной церкви и свой святой, свщмч. Иоанн (Янис Поммер), архиепископ Рижский и Латвийский, умученный 12 октября 1934 года. Его удивительное житие требует отдельного рассказа. Видимо, и его молитвами число православных латышей значительно прибавляется в последнее время.

В православный храм пришел и бывший депутат Юрмальской городской думы, а ныне главный редактор радио «Юрмала» Янис Кузин. Основной мотив — самый благожелательный: поиск истины. Однажды он вел радиопередачу с бывшим католиком, перешедшим в исламскую общину и ставшим там пресс-секретарем.

Собеседник огорошил Яниса признанием, которого, видимо, долго ждала его душа: «Только тот может именовать себя католиком или лютеранином, кто полностью живет по изначальным законам, данным Католической или Лютеранской церковью, а если люди отходят от своих истоков ради политических выгод и становятся либералами, то они уже не являются католиками и лютеранами. Реформация не привела ни к чему хорошему, поэтому из-за постоянных изменений догм лютеран и католиков становится все меньше и меньше. Церковь состоит из людей, а если в храме нет прихожан, то нет и самой конфессии».

Янис Кузин. Фото: ruskline.ru

Янис Кузин. Фото: ruskline.ru

И тогда Янис Кузин обратился к православию — вере, не претерпевшей никаких изменений в течение двух тысячелетий: «В Католической и Лютеранской церквях не чувствуется Божиего дыхания. Поэтому отрадно, что латыши ищут себя не в сектах, а в православии. Хотя, к сожалению, для Латвии сектантство является насущной проблемой.

Лютеранство — светская религия, связанная с государством, и все официальные мероприятия Латвии происходят в Лютеранской церкви. Но даже когда председатель правительства и президент Латвии участвуют в этих мероприятиях, то Лютеранская церковь остается полупустой. Напротив, когда они прибывают в православные храмы, то яблоку негде упасть». И это несмотря на то, что националисты контролируют Министерство юстиции и частенько проводят необоснованные проверки, граничащие со святотатством: например, женщины-инспекторы пытаются прорваться в алтарь, что, как известно, для Православной церкви невозможно.

«Я вижу по своим знакомым, как много латышей переходят в православие и становятся прихожанами православных храмов в Юрмале и Риге, — продолжает Янис Кузин. — В столице Латвии православные храмы переполнены прихожанами-латышами. Каждую среду латвийские лютеране и католики беседуют с православным священником о том, как им перейти в православие. В Латвии целыми семьями принимают православную веру».

Никого сейчас не обманешь. Ни спортивные секции, ни хоровые общества, ни другие кружки по интересам, которые столь распространены в практически государственной латышской церкви, не могут удержать прихожан. Если нет духа, благодати Божьей, нет связи времен, то устраивай хоть сто секций — никто не придет. Тем более мест, где можно заняться спортом или музыкой, сейчас полным-полно.

И наоборот — сколько ни хули православие и его иерархов — народ только прибывает. И борьба против православия — вещь отнюдь не придуманная. Православие — это сила. Прежде всего потому, что она развивает свободную от греха личность — и в этом его «вина» для тех, кто хотел бы, чтобы все люди на земле делали то, что велит кучка воротил финансового капитала.

И, конечно, православный человек свободен: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Он не затуманен строгими юридическими догмами католицизма и примитивизмом лютеранства, до сих пор считающего, что если человек богат, то он и благодатен. Чем отличаются православные? «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6).

Источник

какая вера есть в Латвии?

Лютеране — 435 437 в ЛЕЛБ, 596 в небольших независимых группах (лютеране-немцы и лютеране аугсбургского толка)
Православные — 370 000
Католики — не предоставили полных данных, в 2005 г. указывалось число 108 180, но и тогда данные были неполными
Новое поколение — 5075
Баптисты — 7062
Старообрядцы — 2607
Адвентисты седьмого дня — 3950
Пятидесятники — 3290
Евангельские христиане — 3270

cvadrat420 4 (2128) 9 15 9 лет

В то что Русские во всем виноваты. И в язык — самое сильное божество.

holvik 1 (182) 1 4 9 лет

Ты хотел сказать: вероисповедание? Католики, лютеране, православные и т.д. Много религий, которые называют себя христианскими, но при этом у них всё проходит по-разному. Вот так-то.

_Anzhela_ (22) 7 (20305) 5 20 80 9 лет

вера в оккупацию !!

Srh 4 (1946) 1 35 105 9 лет

Я вот верю что если я сейчас загляну в моразилку я там найду мороженное.
А вот мои соседи верят что у меня сломаются колонки и я наконец перестану слущать рок на полную )
А еще Вера Владимеровна из моей школы все еще верит что я стану хирургом )

Бутч 6 (6661) 2 6 14 9 лет

Не думаю, что Латвия как-то выделяется из всего мира какой-то особой «верой». Как обычно, христианство под разными соусами, на любой вкус, темперамент и возраст. Если молод, полон сил и энергии — добро пожаловать к харизматам. Если приверженец «веры отцов», всего правильного и массового — пожалуйте в православие или католицизм.

Если преобладает мистицизм в сознании, то вам к пятидесятникам (христиане веры евангельской). Запоёте ангельскими языками. И дальше. Но при всем этом вы будете готовы посадить на кол остальных еретиков и раскольников, которые останутся за бортом вашего выбора. Одним словом — мир любви и взаимопонимания.
Мой совет — держаться по дальше от всего этого религиозного кубла.

KubikSaharaa 4 (1254) 3 9 9 лет

любая. Латвия — это не отдельный мир. здесь есть все. так же как и везде. и в тебе есть все. общая вера. общее заблуждение и потерянность.

Как и в любой другой стране, в Латвии есть Свидетели Иеговы.

night vulf 7 (99424) 37 156 780 9 лет

христьянство-православие,католики,лютеране,иудаизм,буддизм,ислам староверы.много всяких сект.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...